Рабочая программа внеурочной деятельности "Саратов - мой город родной"
рабочая программа

В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города. Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился. Саратов – частица прекрасной, богатой истории, самобытности и уникальности Поволжья. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Саратовской области «Гимназия № 1»

ПРИНЯТА        УТВЕРЖДАЮ

на заседании        Директор ГАОУ СО «Гимназия №1»

педагогического совета ГАОУ СО

«Гимназия №1»


            И.Р.Гайнутдинова

Протокол № __ от ___________г.        Приказ  № ____  от ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Саратов  - мой город родной»

(полное название курса)

2 - 4 класс

2024 – 2027 г.г.

Составитель программы

Терехова Е.А. Квалификация высшая

Педагогический стаж 28 лет

Рассмотрено на заседании ШМО        Согласовано

Руководитель ШМО        Заместитель директора по УВР

         Харьковская О.Н.                 Салий Е.В.

Протокол №        от __________ г.        _____________г.

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Актуальность и цели изучения курса

В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города. Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился. Саратов – частица прекрасной, богатой истории, самобытности и уникальности Поволжья. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

        Программа направлена на воспитание чувства гордости за свою «Малую Родину». Она способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Посещая музеи  Саратова, собирая сведения о своих земляках, изучая историю родного города, знакомясь с культурой родного края, записывая рассказы родственников о  военных годах, знакомясь с литературными произведениями земляков, рассказывая о семейных традициях, ребята сохраняют историю и культурное наследие малой родины для будущего поколения.

           Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия  учениками  исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

 Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим родного города, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

                   Таким образом,  данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Программа построена так, что ребенок входит в мир краеведческой культуры через игровую, учебную, исследовательскую, коммуникативную деятельность.

Целью программы является формирование и воспитание духовно-нравственной личности обучающегося, основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного города, его традициям, памятникам истории и культуры, желание принять активное участие в его развитии.

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  • познакомить с историческими и культурными особенностями разных периодов развития города; познакомить с историческими местами, памятниками архитектуры и скульптуры города;
  • создать условия для воспитания чувства любви и уважения к родному краю, гордости за свой город; содействовать воспитанию чувства ответственности за сохранение и развитие культурного наследия города через социально-значимую деятельность.
  • расширить и поддерживать познавательный интерес учащихся к прошлому и настоящему нашего города и края; развить умение самостоятельно работать с разнообразными информационными источниками.

Место курса в учебном плане.

Программа по краеведению рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 2 - 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год),  по 45

минут. Суммарное количество часов за 3 года обучения составляет102 часа.

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов; нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:  в выделении в цели программы ценностных приоритетов;  в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;  в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

мышц руки.

Планируемые результаты

Личностные:

обучающийся научится ориентироваться в важнейших для города событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин г. Саратова., чувства сопричастности и гордости за свой город..

мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Саратова ; чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность:

 анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

Обучающийся  научится:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику города;

описывать достопримечательности г. Саратова;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

находить на карте свой край и город;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

Обучающийся   научится:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся  получит возможность:

- готовить и выступать с сообщениями;

-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Саратов - мой город родной» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Осуществление контроля  усвоения программного материала представлено

в активных формах:

  • творческая мастерская
  • творческая работа
  • проектная деятельность
  • предварительные опережающие задания
  • игры
  • работа в команде и  соревнования команд
  • викторины
  • составление тематических творческих рассказов
  • участие в конкурсах, выставках
  • работа с документами                         

Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержание курса

Раздел 1 «История  Саратова» (12 часов)

История возникновения города, его названия. Знакомство с основателями Саратова, его многовековой историей и современностью.  Укек - древний город Золотой Орды. Посещение музея краеведения и музея «Россия - Моя история»

Раздел 2 «Символы родного города» (12 часов)

Символы саратова; герб, флаг, гимн, история их возникновения. Знакомство с народными символами Саратова, с народными промыслами и памятниками родного города.

Раздел 3 «Ими гордится наш город» (27часов)

Изучение биографии и наследия саратовских художников, музыкантов, писателей и учёных, внёсших огромный вклад в культурное и научное развитие России. Посещение учреждений культуры города: музеев, театров, филармонии и консерватории.

Раздел 4 «Саратов театральный» (9 часов)

Знакомство с ТЮЗом, театром кукол «Теремок», театром драмы и театром оперы и балета, с историей их создания, знаменитыми актёрами и режиссёрами.  

Раздел 5 «Наш город в годы Великой Отечественной войны» (12 часов)

Саратов - город трудовой доблести. Изучение истории города в годы Великой Отечественной войны, вклад каждой семьи в победу в ВОв. Саратовцы - герои Великой Отечественной войны.

Раздел 6 «Саратов - многонациональный город» (12 часов)

Народы живущие в нашем городе, их традиции, обычаи, культурное наследие. Основные религиозные конфессии Саратова: христианство, ислам, иудаизм.

Раздел 7 «Я и мой город» (18 часов)

Знакомство с улицами, парками и скверами, памятниками, промышленными предприятиями и учебными заведениями Саратова. Вклад каждой семьи в развитие «малой Родины». Осознание своей личности как части родного города.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Раздел 1 «История  Саратова»

 Как появился Саратов. Откуда пришло название города?

1

Как появился Саратов. Посещение школьного музея.

1

История нашего города. Как люди жили раньше.

1  

Викторина «История нашего города»

1

4 часа

Раздел 2 «Символы родного города»

Герб, флаг и гимн Саратова.

1

Народные символы города на Волге.

1

Саратовская гармоника - народный символ земли Саратовской. Посещение музея саратовской гармоники имени А.С. и В.А. Комаровых.

1

Саратовская глиняная игрушка. Лепка из пластилина.

1

4 часа

Раздел 3 «Ими гордится наш город»

Любовь к живописи. А. П. Боголюбов.

1

Посещение Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.

1

Музыкальные истории Саратова. Театр оперы и балета.

1

Посещение Саратовского академического театра оперы и балета.

1

Писатели и поэты нашего края. К.А. Федин.

1

Посещение Государственного музея К. А. Федина

1

Знакомство с рассказом К.А. Федина «Караси»

1

Вклад в науку. Саратов в жизни Ю.Гагарина.

1

Вклад в науку. Знаменитые учёные нашей земли.

1

9 часов

Раздел 4 «Саратов театральный»

История театров нашего города. Театр кукол «Теремок»

1

Театр кукол «Теремок». Посещение спектакля и театральных мастерских.

1

Выставка рисунков «Театр глазами детей»

1

3 часа

Раздел 5 «Наш город в годы Великой Отечественной войны»

Саратов - город трудовой доблести.

1

Проект «Моя семья в годы ВОв»

2

Посещение школьного музея.

1

4 часа

Раздел 6 «Саратов - многонациональный город»

Какие народы населяют наш город.

1

Традиции и обычаи народов Саратова.

1

Любимое национальное блюдо моей семьи. Создание книги рецептов.

1

Свято-Троицкий кафедральный собор.

1

4 часа

Раздел 7 «Я и мой город»

Улица, на которой я живу.

1

Мой любимый уголок города.

1

Конкурс рисунков «Мой любимый город»

1

Профессия моих родителей.

1

Проект «Я и мой город»

2

6 часов

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Раздел 1 «История Саратова»

Как появился Саратов. Основатели города князь Григорий Осипович Засекин и боярин Фёдор Михайлович Туров. 

1

Как появился Саратов. Посещение Саратовского областного музея краеведения.

1

История нашего города. Как развивался Саратов.

1

Викторина «Прошлое нашего города»

1

4 часа

Раздел 2 «Символы родного города»

Герб, флаг и гимн Саратова.

1

Народные символы города на Волге.

1

Саратовский калач - символ волжского города. Посещение музея Саратовского калача.

1

Гончарное ремесло в Саратовской губернии. Работа с пластилином.

1

4 часа

Раздел 3 «Ими гордится наш город»

Любовь к живописи. В. Э. Борисов - Мусатов.

1

Посещение музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова.

1  

Писатели и поэты нашего края. Л.А. Кассиль.

1

Посещение Государственного музея Л. Кассиля.

1

Знакомство с  рассказами Л. А. Кассиля

1

Вклад в науку. Саратов в жизни Ю.Гагарина. Посещение народного музея Ю.А. Гагарина.

1

Вклад в науку. Сообщения о знаменитых учёных нашей земли.

1

Музыкальные истории Саратова. Филармония: история, знаменитые исполнители и композиторы.

1

Посещение Областной филармонии им. А.Шнитке.

1

9 часов

Раздел 4 «Саратов театральный»

История театров нашего города. ТЮЗ.

1

Посещение Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва. Просмотр спектакля и встреча с актёрами.

1

Конкурс афиш к спектаклю.

1

3 часа

Раздел 7 «Наш город в годы Великой Отечественной войны»

Саратов - город трудовой доблести.

1

Проект «Улицы героев»

2

Посещение Саратовского музея краеведения.

1

4 часа

Раздел 6 «Саратов - многонациональный город»

Какие народы населяют наш город.

1

Традиции и обычаи народов Саратова.

1

Сказки народов, проживающих в Саратове. Создание книги сказок.

1

Саратовская соборная мечеть.

1

4 часа

Раздел 7 «Я и мой город»

Зелёный город. Парки, скверы, аллеи.

1

Архитектурные символы нашего города.

1

Сообщения о памятных местах Саратова.

1

Заводы и промышленные предприятия.

1

Проект «Что я могу сделать для своего города»

2

6 часов

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Раздел 1 «История Саратова»

Как появился Саратов. От сторожевой крепости до областного центра.

1

Посещение музея «Россия - Моя история»

1

История нашего города. Современный Саратов.

1

Проект «Один день из жизни средневекового города»

1

4 часа

Раздел 2 «Символы родного города»

Герб, флаг и гимн Саратова.

1

История происхождения символов города. Посещение детской библиотеки имени А.С. Пушкина.

1

Народные символы нашего города. Великая русская река - Волга. Саратовский мост.

1

Фотовыставка «Памятники Саратова»

1

4 часа

Раздел 3 «Ими гордится наш город»

Любовь к живописи. П.В. Кузнецов.

1

Посещение дома-музея П. В. Кузнецова. Кузнецова

     1

Писатели и поэты нашего края. Н.Г. Чернышевский.

1

Посещение музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского.

1

Вклад в искусство. Знаменитые актёры театра и кино.

1

Вклад в науку. Знаменитые учёные нашей земли.

1

Презентация «Важные научные открытия саратовцев»

1

Музыкальные истории Саратова. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова.

1

Посещение Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.

1

9 часов

Раздел 4 «Саратов театральный»

История театров нашего города. Саратовский государственный театр драмы имени И.А. Слонова.

1

Посещение Саратовского государственного театра драмы имени И.А. Слонова.

1

«Мы ходили в театр» создание отзыва о спектакле.

1

3 часа

Раздел 5 «Наш город в годы Великой Отечественной войны»

Саратов город трудовой доблести.

1

Герои земли Саратовской

2

Посещение  Саратовского историко-патриотического комплекса „Музей боевой и трудовой славы“

1

4 часа

Раздел 6 «Саратов - многонациональный город»

Какие народы населяют наш город.

1

Традиции и обычаи народов Саратова.

1

Национальные праздники народов Саратова.

1

Большая хоральная синагога.

1

4 часа

Раздел 7 «Я и мой город»

Старейшие улицы Саратова.

1

Учебные заведения города.

1

Презентация «Саратов в стихах, песнях и картинах»

1

 Саратов - территория возможностей.

1

Проект «Город будущего»

2

6 часов

Итого:

34

ИСТОЧНИКИ

  1.   Булычев М.В. Воронежцев А.В. История Саратовского края, Саратов. 1996 г.
  2.  Кравцов В.М. Край родной, навек любимый. – Саратов, «Аквариус», 2003 г.
  3. Энциклопедия Саратовского края. / Под. редакцией А.И. Авруса. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 2002
  4. Программа по курсу "Краеведение" для 1-4 классов
  5. программа внеурочной деятельности «мой родной край!» для 5 класса |
  6. Рабочая программа ВД "Мой край родной 1-4 кл"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой родной город"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мой родной город" разработана для учащихся младших классов с целью изучения истории, достопримечательностей и сим...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс

Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....