Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой родной город"
рабочая программа (1, 2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мой родной город" разработана для учащихся младших классов с целью изучения истории, достопримечательностей и символов Санкт-Петербурга.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №472 имени дважды Героя Советского Союза А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Духовно-нравственное направление
«Мой родной город»
для 1-2 классов
на 2020 - 2021 учебный год
г. Санкт-Петербург
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Мой родной город» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 (с изменениями на 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
- Образовательная программа ГБОУ школа №472 им. А.Т.Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год;
- Учебный план ГБОУ школа №472 им. А.Т.Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
- Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы № 472 им. А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа по «Мой родной город» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 3 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-3 класс. Длительность занятия – 35-45 минут.
Цель программы.
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, появившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах, и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Выборгского района.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Структура программы. Предполагаемый результат.
Курс «Мой родной город» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям, ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.
1 класс.
Курс «Мой родной город» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.
В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург,
- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.
- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект
- уметь показать на карте, изучаемый объект
2 класс
Курс «Мой родной город» посвящен изучению культурного наследия Санкт-Петербурга. Учащиеся знакомятся с самыми известными музеями города, его храмами и театрами.
В конце второго года изучения курса учащиеся должны
- уметь объяснять термины «культурная столица», «толерантность»;
-называть основные музеи и храмы Санкт-Петербурга, их архитекторов;
-уметь находить на иллюстрации нужный объект;
-уметь показать его на карте.
Методы обучения.
Реализации задач курса «Мой родной город» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- съемно-разъемные аппликации.
- карты города, области.
- Видеоматериалы, презентации
- предметы, вещи.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Мой родной город» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
- беседы
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Календарно – тематическое планирование.
«Мой родной город».
1 класс (1 ч в нед ./33 ч в год)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Что называется родиной? | 1 | 03.09. |
2 | Наша малая родина- Санкт-Петербург. | 1 | 10.09 |
3 | День рождения Санкт-Петербурга. | 1 | 17.09. |
4 | Заячий остров. | 1 | 24.09. |
5 | Петропавловская крепость. | 1 | 01.10. |
6 | Адмиралтейство. | 1 | 08.10. |
7 | Домик Петра I. Летний дворец Петра I. | 1 | 15.10. |
8 | Летний сад. | 1 | 22.10. |
9 | Летний сад. | 1 | 05.11. |
10 | Зимний дворец. | 1 | 12.11. |
11 | Зимний дворец. | 1 | 19.11. |
12 | Стрелка Васильевского острова. | 1 | 26.11. |
13 | Стрелка Васильевского острова. | 1 | 03.12. |
14 | Кунсткамера. | 1 | 10.12. |
15 | Невский проспект. | 1 | 17.12. |
16 | Невский проспект. | 1 | 24.12. |
17 | Казанский собор. | 1 | 14.01. |
18 | Медный всадник. | 1 | 21.01. |
19 | Исаакиевский собор. | 1 | 28.01. |
20 | Смольный. | 1 | 04.02. |
21 | "Спас - на - крови". | 1 | 18.02. |
22 | Александринский театр. | 1 | 25.02. |
23 | Дворцовая площадь. | 1 | 04.03. |
24 | Александровская колонна. | 1 | 11.03. |
25 | "С-Пб - музей мостов". | 1 | 18.03. |
26 | Мосты и набережные С-Пб. | 1 | 01.04. |
27 | Колонны и обелиски. Александровская колонна. | 1 | 08.04. |
28 | Колонна "Воинская Слава". | 1 | 15.04. |
29 | Триумфальные ворота. Петровские ворота Петропавловской крепости. | 1 | 22.04. |
30 | Нарвские триумфальные ворота. | 1 | 29.04. |
31 | Московские триумфальные ворота. | 1 | 06.05. |
32 | Игра-викторина "Достопримечательности С-Пб". | 1 | 13.05. |
33 | Игра-викторина "Достопримечательности С-Пб". | 1 | 20.07. |
ИТОГО: | 33 |
Календарно – тематическое планирование.
«Мой родной город».
2 класс (1 ч в нед./34 ч в год)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
Вводное занятие. Наша малая Родина-Санкт-Петербург. | 1 | 04.09. | ||
Санкт-Петербург-культурная столица. | 1 | 11.09. | ||
Санкт-Петербург-город музеев. | 1 | .18.09. | ||
Кунсткамера-первый русский музей. | 1 | 25.09. | ||
Кунсткамера. Виртуальная экскурсия. | 1 | 02.10. | ||
Этнографический музей. История создания. | 1 | 09.10. | ||
Этнографический музей. Виртуальная экскурсия. | 1 | 16.10. | ||
Геологический музей. | 1 | 23.10. | ||
Зоологический музей. Виртуальная экскурсия. | 1 | 13.11. | ||
Русский музей. | 1 | 20.11. | ||
Эрмитаж. | 1 | 27.11. | ||
Эрмитаж. Виртуальная экскурсия. | 1 | 04.11. | ||
Государственный музей истории религии. | 1 | 11.12. | ||
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. | 1 | 18.12. | ||
Ботанический сад. | 1 | 25.12. | ||
Обобщающее занятие. Викторина «Музеи Санкт-Петербурга». | 1 | 15.01. | ||
Храмы и соборы Санкт-Петербурга. | 1 | 22.01. | ||
Петропавловский собор. | 1 | 29.01. | ||
Александро-Невская лавра. | 1 | 05.02. | ||
Смольный собор. | 1 | 12.02. | ||
Казанский собор. | 1 | 19.02. | ||
«Спас-на-крови» | 1 | 26.02. | ||
Санкт-Петербургская Соборная мечеть. | 1 | 05.03. | ||
Лютеранские и католические церкви. | 1 | 12.03. | ||
Большая хоральная синагога. | 1 | 19.03. | ||
Буддийский храм. | 1 | 02.04. | ||
Санкт-Петербург- театральная столица. | 1 | 09.04 | ||
ТЮЗ | 1 | 16.04. | ||
Большой театр кукол. | 1 | 23.04. | ||
Детский музыкальный театр «Зазеркалье». | 1 | 30.04. | ||
Мюзик-холл. | 1 | 07.05. | ||
Мариинский театр. | 1 | 14.05. | ||
Обобщающее занятие. Проект «Мой город- Санкт-Петербург». | 1 | 21.05. | ||
Презентация проектов. | 1 | 28.05. | ||
ИТОГО: | 34 | |||
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Ермолаева Л.К.Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
- Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
- Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
- DVD- плеер, магнитофон, компьютер
- видеофильм "Санкт-Петербург"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"
Программа для ознакомления детей первого класса с Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»
Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Саратов - мой город родной"
В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города. Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился. Саратов – частица...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: проектно-исследовательская деятельность Название программы: «Мой край родной»
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению проектно-исследовательская деятельность «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовате...


