Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой родной город"
рабочая программа (1, 2 класс)

Иванова Светлана Эрнестовна

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мой родной город" разработана для учащихся младших классов с целью изучения истории, достопримечательностей и символов Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx104.23 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №472 имени дважды Героя Советского Союза  А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Духовно-нравственное направление

             

                                                             «Мой родной город»

для   1-2 классов

на 2020 - 2021 учебный год

        

                             

                                                                                                     

                                                                                                                                         

г. Санкт-Петербург

2020

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Мой родной город» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 (с изменениями на 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  • Образовательная программа ГБОУ школа №472 им. А.Т.Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год;
  • Учебный план ГБОУ школа №472 им. А.Т.Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
  • Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы № 472 им. А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга.

    Рабочая программа по «Мой родной город» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 3 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-3 класс. Длительность занятия – 35-45 минут.                           

Цель программы.

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, появившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах, и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Выборгского района.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Структура программы. Предполагаемый результат.

             Курс «Мой родной город» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям, ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

1 класс.

Курс «Мой родной город» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург,

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект

- уметь показать на карте, изучаемый объект

2 класс

Курс «Мой родной город» посвящен изучению культурного наследия Санкт-Петербурга. Учащиеся знакомятся с самыми известными музеями города, его храмами и театрами.

В конце второго года изучения курса учащиеся должны

- уметь объяснять термины «культурная столица», «толерантность»;

-называть основные музеи и храмы Санкт-Петербурга, их архитекторов;

-уметь находить на иллюстрации нужный объект;

-уметь показать его на карте.     

                                  Методы обучения.

Реализации задач курса «Мой родной город» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. съемно-разъемные аппликации.
  3. карты города, области.
  4. Видеоматериалы, презентации
  5. предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  1. знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  2. формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  3. обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  4. выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Мой родной город» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;
  • практические занятия
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
  • беседы

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Календарно – тематическое планирование.

«Мой родной город».

1 класс (1 ч в нед ./33 ч в год)

№  урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Что называется родиной?

1

03.09.

2

Наша малая родина- Санкт-Петербург.

1

10.09

3

День рождения Санкт-Петербурга.

1

17.09.

4

Заячий остров.

1

24.09.

5

Петропавловская крепость.

1

01.10.

6

Адмиралтейство.

1

08.10.

7

Домик Петра I. Летний дворец Петра I.

1

15.10.

8

Летний сад.

1

22.10.

9

Летний сад.

1

05.11.

10

Зимний дворец.

1

12.11.

11

Зимний дворец.

1

19.11.

12

Стрелка Васильевского острова.

1

26.11.

13

Стрелка Васильевского острова.

1

03.12.

14

Кунсткамера.

1

10.12.

15

Невский проспект.

1

17.12.

16

Невский проспект.

1

24.12.

17

Казанский собор.

1

14.01.

18

Медный всадник.

1

21.01.

19

Исаакиевский собор.

1

28.01.

20

            Смольный.

1

04.02.

21

"Спас - на - крови".

1

18.02.

22

Александринский театр.

1

25.02.

23

Дворцовая площадь.

1

04.03.

24

Александровская колонна.

1

11.03.

25

"С-Пб - музей мостов".

1

18.03.

26

Мосты и набережные С-Пб.

1

01.04.

27

Колонны и обелиски. Александровская колонна.

1

08.04.

28

Колонна "Воинская Слава".

1

15.04.

29

Триумфальные ворота. Петровские ворота Петропавловской крепости.

1

22.04.

30

Нарвские триумфальные ворота.

1

29.04.

31

Московские триумфальные ворота.

1

06.05.

32

Игра-викторина "Достопримечательности С-Пб".

1

13.05.

33

Игра-викторина "Достопримечательности С-Пб".

1

20.07.

                                                                                                                                                  ИТОГО:

33

Календарно – тематическое планирование.

«Мой родной город».

2 класс (1 ч в нед./34 ч в год)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Вводное занятие. Наша малая Родина-Санкт-Петербург.

1

04.09.

Санкт-Петербург-культурная столица.

1

11.09.

Санкт-Петербург-город музеев.

1

.18.09. 

Кунсткамера-первый русский музей.

1

25.09.

Кунсткамера. Виртуальная экскурсия.

1

02.10.

Этнографический музей. История создания.

1

09.10.

Этнографический музей. Виртуальная экскурсия.

1

16.10.

Геологический музей.

1

23.10.

Зоологический музей. Виртуальная экскурсия.

1

13.11.

Русский музей.

1

20.11.

Эрмитаж.

1

27.11.

Эрмитаж. Виртуальная экскурсия.

1

04.11.

Государственный музей истории религии.

1

11.12.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

1

18.12.

Ботанический сад.

1

25.12.

Обобщающее занятие. Викторина «Музеи Санкт-Петербурга».

1

15.01.

Храмы и соборы Санкт-Петербурга.

1

22.01.

 Петропавловский собор.      

1

29.01.

Александро-Невская лавра.

1

05.02.

Смольный собор.

1

12.02.

  Казанский собор.      

1

19.02.

«Спас-на-крови»

1

26.02.

Санкт-Петербургская Соборная мечеть.

1

05.03.

Лютеранские и  католические церкви.

1

12.03.

Большая хоральная синагога.

1

19.03.

Буддийский храм.

1

02.04.

Санкт-Петербург- театральная столица.

1

09.04

ТЮЗ

1

16.04.

Большой театр кукол.

1

23.04.

Детский музыкальный театр «Зазеркалье».

1

30.04.

Мюзик-холл.

1

07.05.

Мариинский театр.

1

14.05.

Обобщающее занятие. Проект «Мой город- Санкт-Петербург».

1

21.05.

Презентация проектов.

1

28.05.

ИТОГО:

34

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
  7. Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
  1. DVD- плеер, магнитофон, компьютер
  2. видеофильм "Санкт-Петербург"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"

Программа для ознакомления детей первого класса с  Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров»

Рабочая программа составлена на авторской рабочей программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной,  М.-Академкнига/учебник, 2013 Разработчик программы: Щукина Ольга Анатольевна,  у...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»

Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...