Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой родной город"
рабочая программа (1, 2 класс)

Иванова Светлана Эрнестовна

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мой родной город" разработана для учащихся младших классов с целью изучения истории, достопримечательностей и символов Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx104.23 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №472 имени дважды Героя Советского Союза  А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Духовно-нравственное направление

             

                                                             «Мой родной город»

для   1-2 классов

на 2020 - 2021 учебный год

        

                             

                                                                                                     

                                                                                                                                         

г. Санкт-Петербург

2020

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Мой родной город» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 (с изменениями на 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  • Образовательная программа ГБОУ школа №472 им. А.Т.Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год;
  • Учебный план ГБОУ школа №472 им. А.Т.Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
  • Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы № 472 им. А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга.

    Рабочая программа по «Мой родной город» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 3 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-3 класс. Длительность занятия – 35-45 минут.                           

Цель программы.

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, появившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах, и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Выборгского района.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Структура программы. Предполагаемый результат.

             Курс «Мой родной город» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям, ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

1 класс.

Курс «Мой родной город» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург,

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект

- уметь показать на карте, изучаемый объект

2 класс

Курс «Мой родной город» посвящен изучению культурного наследия Санкт-Петербурга. Учащиеся знакомятся с самыми известными музеями города, его храмами и театрами.

В конце второго года изучения курса учащиеся должны

- уметь объяснять термины «культурная столица», «толерантность»;

-называть основные музеи и храмы Санкт-Петербурга, их архитекторов;

-уметь находить на иллюстрации нужный объект;

-уметь показать его на карте.     

                                  Методы обучения.

Реализации задач курса «Мой родной город» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. съемно-разъемные аппликации.
  3. карты города, области.
  4. Видеоматериалы, презентации
  5. предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  1. знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  2. формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  3. обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  4. выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Мой родной город» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;
  • практические занятия
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
  • беседы

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Календарно – тематическое планирование.

«Мой родной город».

1 класс (1 ч в нед ./33 ч в год)

№  урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Что называется родиной?

1

03.09.

2

Наша малая родина- Санкт-Петербург.

1

10.09

3

День рождения Санкт-Петербурга.

1

17.09.

4

Заячий остров.

1

24.09.

5

Петропавловская крепость.

1

01.10.

6

Адмиралтейство.

1

08.10.

7

Домик Петра I. Летний дворец Петра I.

1

15.10.

8

Летний сад.

1

22.10.

9

Летний сад.

1

05.11.

10

Зимний дворец.

1

12.11.

11

Зимний дворец.

1

19.11.

12

Стрелка Васильевского острова.

1

26.11.

13

Стрелка Васильевского острова.

1

03.12.

14

Кунсткамера.

1

10.12.

15

Невский проспект.

1

17.12.

16

Невский проспект.

1

24.12.

17

Казанский собор.

1

14.01.

18

Медный всадник.

1

21.01.

19

Исаакиевский собор.

1

28.01.

20

            Смольный.

1

04.02.

21

"Спас - на - крови".

1

18.02.

22

Александринский театр.

1

25.02.

23

Дворцовая площадь.

1

04.03.

24

Александровская колонна.

1

11.03.

25

"С-Пб - музей мостов".

1

18.03.

26

Мосты и набережные С-Пб.

1

01.04.

27

Колонны и обелиски. Александровская колонна.

1

08.04.

28

Колонна "Воинская Слава".

1

15.04.

29

Триумфальные ворота. Петровские ворота Петропавловской крепости.

1

22.04.

30

Нарвские триумфальные ворота.

1

29.04.

31

Московские триумфальные ворота.

1

06.05.

32

Игра-викторина "Достопримечательности С-Пб".

1

13.05.

33

Игра-викторина "Достопримечательности С-Пб".

1

20.07.

                                                                                                                                                  ИТОГО:

33

Календарно – тематическое планирование.

«Мой родной город».

2 класс (1 ч в нед./34 ч в год)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Вводное занятие. Наша малая Родина-Санкт-Петербург.

1

04.09.

Санкт-Петербург-культурная столица.

1

11.09.

Санкт-Петербург-город музеев.

1

.18.09. 

Кунсткамера-первый русский музей.

1

25.09.

Кунсткамера. Виртуальная экскурсия.

1

02.10.

Этнографический музей. История создания.

1

09.10.

Этнографический музей. Виртуальная экскурсия.

1

16.10.

Геологический музей.

1

23.10.

Зоологический музей. Виртуальная экскурсия.

1

13.11.

Русский музей.

1

20.11.

Эрмитаж.

1

27.11.

Эрмитаж. Виртуальная экскурсия.

1

04.11.

Государственный музей истории религии.

1

11.12.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

1

18.12.

Ботанический сад.

1

25.12.

Обобщающее занятие. Викторина «Музеи Санкт-Петербурга».

1

15.01.

Храмы и соборы Санкт-Петербурга.

1

22.01.

 Петропавловский собор.      

1

29.01.

Александро-Невская лавра.

1

05.02.

Смольный собор.

1

12.02.

  Казанский собор.      

1

19.02.

«Спас-на-крови»

1

26.02.

Санкт-Петербургская Соборная мечеть.

1

05.03.

Лютеранские и  католические церкви.

1

12.03.

Большая хоральная синагога.

1

19.03.

Буддийский храм.

1

02.04.

Санкт-Петербург- театральная столица.

1

09.04

ТЮЗ

1

16.04.

Большой театр кукол.

1

23.04.

Детский музыкальный театр «Зазеркалье».

1

30.04.

Мюзик-холл.

1

07.05.

Мариинский театр.

1

14.05.

Обобщающее занятие. Проект «Мой город- Санкт-Петербург».

1

21.05.

Презентация проектов.

1

28.05.

ИТОГО:

34

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
  7. Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
  1. DVD- плеер, магнитофон, компьютер
  2. видеофильм "Санкт-Петербург"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"

Программа для ознакомления детей первого класса с  Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»

Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Саратов - мой город родной"

В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города. Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился. Саратов – частица...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: проектно-исследовательская деятельность Название программы: «Мой край родной»

Рабочая программа внеурочной деятельности  по направлению проектно-исследовательская деятельность  «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовате...