УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ «НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ»
план-конспект урока (2 класс)
Урок кубановедения
Класс: 2
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема: Народные обычаи и традиции
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 407.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени Маршала Жукова муниципального образования город – курорт Геленджик
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ
«НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ»
Урок кубановедения
Класс: 2
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема: Народные обычаи и традиции
Цели: познакомить с народными обычаями и традициями;
привить любовь к малой Родине, её истории;
развивать кругозор;
воспитывать уважение к обычаям казаков, к старшим.
Формирование УУД
Познавательные УД: оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УД: работать в группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.
Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД: учиться ставить цель урока, контролировать свою работу и работу своего товарища по эталону, планировать работу в группах.
Оборудование:
- раздаточный материал для каждой группы; картинки- раскраски;
- презентация, проектор, экран, компьютер.
Формы организации деятельности учащихся: работа в группах, индивидуальная.
Источники: учебник «Кубановедение» М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А. Науменко, Н.Я.Паскевич; мультимедийный проектор; презентация к уроку.
В самом начале урока дети заходят и берут на столе учителя цифры произвольно. Рассаживаются за столы в соответствии с взятым номером. Таким образом, происходит формирование по группам.
- Этап мотивации
Учитель: Здравствуйте, я говорю Вам, здравствуйте!
Доброго здоровья дети Вам. Доброго здоровья нашим гостям.
Я думаю- Вам хочется много узнать.
Начнём же урок, не будем зря время терять.
О чудесном нашем крае будет разговор,
О прекрасном нашем крае- где мы все живём.
2. Этап актуализации знаний.
А кто мне скажет в каком крае мы живем?
А какой главный город нашего края?
Какая река здесь самая главная?
Какие два моря омывают наш край?
Какая императрица подарила казакам кубанские земли?
- Этап целеполагания
Да, дети, вы совершенно правы. Давным - давно заселили Кубань наши предки- казаки. А начиналось всё, с Указа царицы Екатерины II. И вот уже более двух ста лет живут здесь казаки. И есть у них добрые привычки и правила, которые они соблюдают с давних времен. А вот как они называются вы узнаете, собрав буквы.
- У Вас на столах лежит набор букв розового и зелёного цветов. Составьте, пожалуйста, из них два слова. И вставьте получившиеся слова в кармашки на листочках. Что за слова у Вас получились? (ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Каково значение этих слов, кто может сказать? (высказывания детей)
Слайд № 4
Обычаи- традиционно установившиеся правила общественного поведения.
(По В.Далю)
Традиции- Это в нашей жизни то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.
Учитель: Как Вы думаете, о чём мы сегодня поведём речь?
Дети: Мы поговорим об обычаях и традициях.
Учитель: Правильно. Но так, как у нас урок кубановедения, мы поговорим об обычаях и традициях Кубани.
Слайд № 5 (ТЕМА УРОКА: Обычаи и традиции Кубани.)
- Этап решения поставленной проблемы
Учитель: Ребята, а как Вы думаете, почему Вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Кубани?
Сегодня на нашем уроке мы в прошлое края вернёмся.
Узнаем о быте казаков, традициях, обрядах, законах.
Чтоб помнили мы наших предков, и гордо несли своё имя.
Чтоб край наш кубанский во веки, прославлен был во всём мире.
- Чтобы нам на уроке было интересно- мы совершим экскурсию в прошлое, побываем в гостях у предков - казаков. У нас будет 4 остановки, на которых мы познакомимся с некоторыми казачьими обычаями и традициями. Работать вам предстоит в группах. Поэтому будьте внимательны и уважайте своего союзника. Не перебивайте, умейте слушать.
Станция № 1. Строительство хаты.
Несколько ребят из класса подготовили небольшие сообщения о том, как сторили хату.
1 ученик. Хаты строили из самана. Саман- смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза. Глины было много. Казаки выращивали хлеб- было много соломы, Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для крепости и тепла. Смешивали глину и солому женщины и дети ногами. Мужчины из замеса делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.
2 ученик. Крыли хату соломой и камышом. Такая крыша называлась «стреха». На крышу хаты шёл как крупный, так и мелкий камыш. Когда самый верх хаты был уже готов, ставили фигурки коников или хвостатых петушков. Дальше хату мазали глиной. Пол в хате был земляной, землю смазывали тоже глиной, Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашением священника, гостей, родственников.
3 ученик. Каждая семья стремится построить свой дом, используя самый лучший строительный материал, чтобы дом был крепким, уютным. Чтобы семья была счастливой, чтобы в ней царили мир и лад. В хате было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой комнате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки. Основу казачьих семей составляли: доброта, взаимопомощь, вежливость, внимание, любовь, дружба, верность. Такой дом стоит вечно! Центральным местом в доме был «Красный угол- «божница».
4 ученик. Были специальные обряды при строительстве хаты. На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья, чтобы живность водилась. Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми. На пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы скот водился. Подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи. Печку разрисовывали петушками, рыбками. Розами раскрашивали окна, чтоб радовали глаз. Строили хату роднёй, всей улицей, всей станицею.
ЗАДАНИЕ для групп.
У вас в файле лежат разрезанные части хаты. Необходимо из разрезанных частей собрать хату и наклеить на лист А 4). Справа от хаты вверху листа приклейте названия строительных материалов, которые необходимы для постройки хаты казака. (Шифер, железо, камыш, пластик, саман, доски, солома, песок, цемент, лошадиный навоз). Снизу приклейте человеческие качества, которые помогали строить крепкую хату и жить в ней долго и счастливо. (Доброта, взаимопомощь, вежливость, ненависть, внимание, любовь, дружба, верность, зло, справедливость, доверие, ссоры, месть.)
(Дети показывают то, что у них получилось. Один из ребят выходит к доске и под названием традиции «Строительство хаты», крепит аппликацию хаты.)
Учитель: Спасибо, вы большие молодцы. Я думаю, ребята согласятся со мной, было очень интересно.
Хата построена, можно и гостей принимать. Ребята, а кто помнит какая традиция изображена на гербе Краснодарского края?
Курень № 2. Кубанское гостеприимство.
Самая главная традиция - гостеприимство.
Выходит казачка с караваем.
Давайте постучимся в двери, нам открывают радушные хозяева.
Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!
Мы гостей любим, уважаем,
На лучшее место в доме сажаем.
Трое суток у вас спрашивать не будем,
Куда едете, да какие цели.
Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб.
Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы гостеприимства и радушия.
- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Угощают гостей караваем)
Ученик № 2. Кубанская кухня богата разнообразными способами кулинарного приготовления овощей, фруктов и даже ягод: вареная тыква, жареные стебли молодого чеснока, фарщированные баклажаны, запечённые яблоки, солёные (мочёные) арбузы, виноград…. Разнообразна кухня и супами. Особенно популярны борщи, рассольник с фасолью, летом- окрошки на кефире, квасе. На второе обычно готовили блюда из жареного, запечённого или тушёного мяса, домашней птицы. Очень важный продукт в рационе кубанца- сало. Хорошее сало, по кубанским меркам, должно быть розоватым, обязательно- с прослойкой мяса.
Ученик 3. На Кубани до сих пор много семей, в которых не принято подавать вторые блюда во время еды. Это старая дедовская традиция. Стол накрывают по принципу: всего понемножку, всё, что в огороде уродилось. Тарелка борща, Сметана. Шматок сала. Тут же яички от собственной несушки. Огурчики, помидорчики, чесночок, луковичка, редис…. Едят вприкуску. Из- за стола встают- сытые. На Кубани говорят: «Глазамы б йил, та душа не приймае!» (Наелся до отвала.) Картошка- второй хлеб, а картошка в мундире или молодая, сдобренная укропом и подсолнечным маслом- «на ура» проходит как самостоятельное блюдо.
Ученик 4. Много блюд и из муки: пироги, пирожки, пампушки, вареники с сыром и картошкой. Летом вареники- со свежей вишней, смородиной, малиной- в начинку идут фрукты и ягоды с собственного сада. На десерт идут различные фрукты и бахчевые: яблоки, груши, персики, виноград, арбуз, дыня. Руку протяни и сорви ту же сливу или грушу- такой легкодоступный десерт. Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Нужно ходить друг к другу в гости, быть открытыми, приветливыми, гостеприимными, дружелюбными. Ведь главное в гостях- радость общения с дорогими людьми.
Задания для групп: 1. «Сварить» кубанский борщ- выбрать продукты, написанные на листе, необходимые для его приготовления. (Картофель, мука, капуста, свинина, морковь, лук, перец болгарский, свёкла, томатный сок, растительное масло, лавровый лист, сахар, тыква, огурцы, помидоры, арбуз, яблоки.
2. «Накрыть» стол. Из картинок выбрать традиционные блюда и наклеить их на отдельный лист (скатерть).
(После выступления 2 группы, один ученик выходит к доске и под названием обычая крепит скатерть с кубанскими блюдами.)
Курень № 3. «Казак- воин».
(Учитель крепит на доску название обычая «Казак - воин» и зачитывает стихотворение.)
-Конь и шашка, плеть, фуражка,
Да лампасы по штанам.
В чистом поле,- в смертной схватке
Был казак, как страх врагам.
Задание № 1. Внимательно прочитать текст. Запомнить главное.
(Курень № 3 работает с текстом в своей группе).
Ученик 1. Казак- это воин с головы до ног, от рождения до смерти. По первому зову бросает казак свои мирные занятия и первым является на поле боя. В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив: на ходу ест, очень мало спит, всегда на чеку, постоянно готов броситься на врага. Казак рождался воином, и с появлением на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в 5- скакали по степи.
Ученик 2. Главным развлечением казаков была стрельба. Из лука или ружья. На праздники устраивали скачки и кулачные бои, казаки показывали джигитовку (хорошую езду на лошадях). Военные игры и стрельба в цель были любимыми занятиями молодёжи. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие казаки могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Соревновались казаки и в преодолении водной преграды. Группа казаков мчалась на лошадях к реке. Бросившись в воду на конях, переплывали её. Победителем становился тот, кто первым выходил на берег.
Ученик 3. …Казаки- это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. «Если бы я имел их в своей армии, я бы прошёл с ними весь мир». Наполеон Бонапарт. Но чем казак силён и крепок? Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конём. Сильнее этой дружбы на свете дружбы нет. Невозможно представить жизнь казака без коня. Даже хаты строили иногда под одной крышей с конюшней. Едва солнце вставало хозяин- казак, не позавтракал, спешил проведать коня. Вскоре начиналась уборка помещения, лошадей чистили, поили, давали корм, проверяли упряжь. Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак сирота.
Ученик 4. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь, за гробом шёл боевой конь, а потом шли родные и близкие. А конская подкова? Много лет существует поверье, что подковы на счастье вешают над входной дверью, обязательно концами вниз. Считается, что таким образом из подковы, как из чаши, на хозяев прольётся достаток и здоровье. Причём, самой дорогой считалась найденная подкова, а не купленная или подаренная. Ржавую бережно очищали и красили.
Задание для групп. Соберите казака и его коня в поход. (Склеить части картинки воина на коне и приклеить их на отдельный лист.)
(После выступления 3 группы, один на доску крепит аппликацию воина на коне. Учитель зачитывает стихотворение.)
Сабля- гордость казака,
Не прожить им без коня.
И готов любой казак
За Россию постоять!
ФИЗМИНУТКА
Раз- два, три- четыре- казаки шагают в ряд.
Посмотрите, посмотрите, самый смелый мы отряд.
Мы направо смотрим дружно и налево поглядим,
Наклонились, сели, встали- Кубань в обиду не дадим!
Станция № 4. «Праздники».
-Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы.
(Перед выступлением 4 куреня учитель крепит на доску название обычая «Праздники» и зачитывает стихотворение.)
- На хуторе нашем вишнёвом,
У чистой криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
Задание № 1. Внимательно прочитать текст. Запомнить главное.
(Курень № 4 работает с текстом в своей группе).
Ученик 1. Православная вера была отличительной чертой казаков. Вера отцов говорила о бессмертии души, о её бесконечной жизни. Вера учила казака не бояться смерти на войне. Кто боялся Бога, тот не боялся неприятеля.
Любовное, заботливое отношение было у казаков к храму и его святыням. Желая и свой дом сделать местом святым, возведение жилища начинали со святого угла. При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону. Иконы были непременной святыней каждой хаты. Перед иконами молились, ими благословляли при важных жизненных обстоятельствах
Ученик 2. Год начинался зимними Святками, включавшими в себя Рождество Христово (7 января) и Крещение (19 января). Заканчивались Святки Крещенским сочельником. Во льду реки делали прорубь в виде креста (иордань). Священник совершал чин освящения воды. Люди трижды погружались в прорубь: считалось, что святая вода смывает грехи.
Проводы зимы и встречу весны символизировала Масленица, после которой начинался Великий пост. Затем следовала Пасха, самый почитаемый всеми православными праздник- праздник праздников.
Ученик 3. На пятидесятый день после Пасхи казаки отмечали Троиц, которая знаменовала собой переход от весны к лету. Лето заканчивалось общевойсковым праздником- днём святого благоверного князя Александра Невского.
Традиционным был и остаётся на Кубани праздник Урожая. В этот день чествуют земляков, которые своим трудом добились самых высоких урожаев. По этому случаю устраивается ярмарка, где каждый старается похвастаться своим товаром. На улицах городов и станиц шумит праздничное гулянье.
Ученик 4. Осенью все полевые и садовые работы старались закончить до Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).
Календарные праздники и обряды, храмовые престольные праздники объединяли казачью станицу в одну большую семью, передавали духовный опыт от поколения к поколению.
И, конечно же, любой праздник сопровождался песнями и плясками казаков и казачек в народных костюмах.
Выступление хора.
Задание для групп. Отметьте в календаре Православные праздники. Составим календарь праздников по временам года. зимние – весенние – летние – осенние праздники
? | ? | ||
? | ? | ||
? | ? |
Составляют календарь на доске
- Этап закрепления и обобщения материала (схема на доске).
Учитель: Мы познакомились с некоторыми кубанскими обычаями. Давайте ещё раз озвучим их. (ЗАЧИТЫВАЕМ НАЗВАНИЯ НА ДОСКЕ).
- На столах у Вас лежат большие пакеты. Возьмите то, что в них лежит. Что это за слова? (Названия казачьих традиций). Я сейчас буду зачитывать пословицы, стихи, а Вы поднимаете название того обычая, о котором я буду говорить.
Своя хатка родная матка. Улица- то прямая, да хата кривая.
Чем хата богата, тем рада. Моя хата с краю я ничего не знаю!
Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостям дважды радуются : встречая и провожая.
Много гостей много новостей. Любишь гостить люби и к себе звать. Доброму гостю хозяин рад.
Бережёного Бог бережёт, а казака сабля Казак голоден, а конь его сыт.
Казак в бою как орёл в небе. Кто пули боится, в казаки не годится.
Хлеб да вода казацкая еда.
2. В какой праздник среди зимы можно услышать под окном или дверью такую песню:
Коляда, коляда,
Ты подай нам пирога.
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки! (Рождество Христово.)
3. Золотистый вызрел колос.
Ценный груз, притом весьма-
Принимай, страна, урожай в закрома! (Праздник урожая.)
4. Прежде, чем начать это делать, под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; Посыпали шерсть животных, чтобы водился скот. (Строительство хаты.)
5. Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в Светлый праздник
Подают её к столу. (Пасха.)
- Этап подведения итогов;
Учитель: Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Многие традиции забываются, а некоторые живут и в наше время. Например, среди них был и остаётся наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для родной Кубани.
- Этап объяснения домашнего задания.
- Контроль усвоения. Рефлексия.
-Настоящий казак должен посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына. На Кубани в каждом дворе росли вишни. Из них пекли пироги, варили вареники. На доске Вы видите вишнёвое дерево. Если Вы узнали что- то новое для себя, Вам понравился урок, повесьте на дерево красную вишенку. Ну, а если что- то не совсем получилось, повесьте зелёную.
(Дети выходят к доске, крепят вишни.)
-О какой традиции Вы только сегодня узнали?
-О какой хотелось бы узнать больше?
-Вы- замечательные дети! Я у Вас научилась дружбе, взаимопомощи. Желаю Вам во всём успехов!
Литература:
1.Мирук М.В., Ерёменко Е.И., Науменко Т.А. Учебник по кубановедению 3 класс. – Краснодар: Перспективы образования, 2012.
2.Ерёменко Е.Н. Методическое пособие для учителя 1-4 класс. – Краснодар: Перспективы образования, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Народные ремёсла"
Урок богат по содержанию, оригинален по форме и методам обучения, атмосферой взаимного делового творческого сотрудничества учителя и детей. Серьёзное внимание учитель обращает на развитие у дете...

Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"
Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"...

Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"
На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....

Урок кубановедения в 3 классе. Тема: «Народные обычаи и традиции»
В конспекте представлен материал по теме "Народные обычаи и традиции Кубани"...

Открытый урок на тему: "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани".
Представлен план-онспект урока по кубановедению на тему: ""Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"....

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"
Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"...

Урок кубановедения 3 класс "Народные обычаи и традиции"
Тип урока: урок усвоения новых знанийТема: Народные обычаи и традицииЦели: познакомить с народными обычаями и традициями; привить любовь к м...







