Урок мастерская "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Покровская Марина Анатольевна
Урок-мастерская по русскому языку. Тема "однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-мастерская по теме: «Однокоренные слова»

Учитель: Покровская Марина Анатольевна

Класс: 1а

Цели урока:

  • Познакомить уч-ся с понятиями «корень», «однокоренные слова»
  • Научить выделять корень в словах
  • Развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы, работать в группах, формулировать и излагать свои мысли.
  • Воспитывать любовь к родному языку, интерес к изучению русского языка

Оборудование: плакаты, раздаточный материал.

   

Ход урока.

Этапы, содержание, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный момент. 3 минуты

Определяет цели урока. Настраивает на восприятие материала

Готовятся к уроку

2.Подготовительная работа. 3 минуты

Подготавливает к формированию задачи урока

Высказывают свои мнения

Задание на доске

3. Основная работа 25 минут

а) фронтальная работа

б) творческая работа по группам (продолжить сказку)

в) самостоятельная работа по группам

Формулирует задания

Предлагает начало сказки

Объясняет задание на карточках

Помогает сформулировать окончательный вывод

Выполняют задания, делают выводы

Придумывают окончание сказки

Выполняют задания на карточках

Формулируют правило

Задание на доске

Задание на карточках

4. Закрепление материала 10 минут

Объясняет задание для самостоятельной работы

Выполняют самостоятельную работу

Задание на доске

5. Итог урока. Момент рефлексии. 4 минуты

Подводит итог работы

Повторяют сделанные на уроке выводы

1. Организационный момент

а) Класс разбивается на четвёрки.

б) Ребята, сегодня у нас будет необычный урок русского языка. Мы будем не просто учитель и ученики, а станем учёными языковедами.

языковед

Что за интересное слово. Как вы его понимаете? Вот и мы будем сегодня открывать что-то новое, необыкновенное и очень интересное.

2. Основной материал

а) На доске высказывания:

Смотри в корень!

                                     Корень зла

Коренная переработка

Какое слово повторяется? Попробуйте объяснить эти фразы. Кто попробует объяснить, что такое корень?

Стало понятнее? Давайте попробуем разобраться в более сложном высказывании:

 Корень – значимая часть слова.

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства,

Однокоренные подбери слова.

Постановка цели: Наша задача к концу занятия сделать так, чтобы это стихотворение стало нам понятно. Для этого будем разбирать его по частям.

 Корень – значимая часть!

Как вы думаете, корень – часть чего?

б) Продолжите сказку.

Всё на свете из чего-нибудь состоит. Облако из множества капелек, лес из множества деревьев, речь из предложений, предложения из слов, а слова…

 Что же у вас получилось?

Корень – это часть слова, причём очень важная. Как дерево растёт от корня и выпускает множество новых веток, так и от корня слова могут вырасти новые слова.

У меня на доске только корни дерева. Попробуйте вырастить целое дерево.

 

Как вы думаете, какие слова могут вырасти на этом дереве? (варианты детей).

Вернёмся к стихотворению (вторая строчка). Что значит, родственные слова?

Шла по улице медная монета. Она была круглая и блестящая. А навстречу ей шёл медовый пряник, тоже круглый и блестящий. Он улыбнулся и сказал: «Как мы похожи, наверное, мы родственники».

- Ребята, медная монетка и медовый пряник родственники? Почему? Найдём у них общую часть (корень, из которого они выросли). Так почему они не родственники? Значение разное.

Вывод: Значит, у родственных слов должны быть не только похожие корни, но и похожее значение.

в) 6 листов по группам. Вырастите дерево от корня  -свет- , докажите, что это родственные слова. Чтобы дерево выросло, какие два условия нужны?

Как по-другому мы можем назвать родственные слова?  Однокоренные.

Вот мы и разобрались со стихотворением. Что же такое однокоренные слова?

3. Закрепление

А сейчас мы вырастим дерево наоборот. У меня даны слова одного дерева. Запишите их, а затем найдите, от какого корня они выросли.

Подводник, гриб, ночевать, водица, мороз, водопад, грибник. Подберёзовик, ночной, морозный, водолаз, ночь, вода, грибной, берёза. Грибочек, ночник, заморозки, полночь, водитель, берёзовый, березняк.

Проверка: Какое слово выпало? Почему?

4. Итог.

Что же мы как языковеды сегодня узнали? Где нам могут пригодиться однокоренные слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»

Конспект открытого урока русского языка  в 3 классе  по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»  (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...


 

Комментарии

Спасибо за интересный урок.