Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов прошебшего времени по родам"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам". УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izmenenie_glagolov_proshedshego_vremeni_po_rodam.zip14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№8» Кировского района г.Казани

Открытый урок

по русскому языку по теме

«Изменение глаголов прошедшего

времени по родам».

подготовила

учитель начальных классов

Сёмина Светлана Александровна

Цели: 1. Ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени по родам;

             2. Развитие умения распознавать времена глаголов;

             3. Формирование выразительного чтения стихов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.

На доске написано:

Человек, умеющий читать, - счастливый человек.

                                                               К .Паустовский.

- Как вы понимаете данное высказывание? (Ответы детей)

-Действительно, очень точно подмечено, что человек, который умеет читать – самый счастливый человек на свете, т.к. он может не выходя из дома, побывать в разных уголках нашей огромной планеты, полететь в космос, опуститься на дно океана, отправиться в далекое будущее или прошлое.

- А какие книги любите читать вы? (Ответы детей.)

-А сегодня мы с вами встретимся с героями сказки, которая знакома нам всем м раннего детства, это сказка «Теремок», только не простая, а необычная. В ее создании мы с вами будем принимать участие.

Учитель: Шла лягушка по болоту, видит, что стоят ворота.

                 Теремочек не простой- это школьный дом лесной.

Лягушка: Стоит в поле теремок,  он ни низок, ни высок.

                   Все спешат к нему с утра, знать и мне туда пора.

                  Там заливистый звонок приглашает на урок.

                  Кто, кто в теремочке живет? Кто зверятам преподает?

Учитель: Я -  белочка лесная, все науки знаю,

                 Грызу орешки не простые, в них знаний ядра золотые.

                 Заходи ко мне лягушка, навостри своё ты ушко,

                 Буду я тебя учить, ведь без знаний трудно жить!

Лягушка: Спасибо! А вот и вашим ученикам подарочек.

Лягушка раздает ребятам кроссворды, составленные из словарных слов, сама пишет на доске с последующей проверкой.

  1. Зимняя обувь из шерсти –ВАЛЕНКИ;
  2. – нахождение в действии;

- занятие, труд, деятельность;

- служба, занятие в каком-нибудь предприятии;

- продукт труда, готовое изделие;

-материал, находящийся в процессе изготовления;

- качество, способ исполнения – РАБОТА;

   3) Письменная принадлежность- графитная палочка, обычно оправленная в дерево – КАРАНДАШ;

   4) – применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы с порохом;

       - летательный аппарат- РАКЕТА.

   5) Предмет одежды – кусок ткани или вязаное трикотажное полотно квадратной формы – ПЛАТОК.

    6) – произведение живописи в красках;

        - то же, что и фильм;

       - изображение чего-либо в литературном произведении;

      - то, что можно увидеть, представить себе;

      - вид, состояние, положение чего-либо;

      - подразделение акта в драме – КАРТИНА.

7) Верхняя одежда, обычно ниже колен – ПАЛЬТО.

8) Высокая обувь, охватывающая голень – САПОГИ.

5)П

1)В

А

Л

Е

Н

6)К

И

Л

А

А

2)Р

А

Б

О

Т

А

Т

О

7)П

4)Р

И

8)С

К

3)К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

Л

К

А

П

Ь

Е

О

Т

Т

Г

О

А

И

     Лягушка показывает свой кроссворд на экране, а дети меняются своими листочками друг с другом, и происходит взаимопроверка.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Петушок: Это что за теремок, он ни низок, ни высок!

                   Эй! Откройте Петушку! Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку!

                  Я- Петушок, золотой гребешок,

                   Маслена головушка, шелкова бородушка!

                  Разрешите с вами жить, буду всё всегда учить!

                 Я без знаний не могу говорить ку-ка-ре-ку!

Учитель: Заходи к нам, Петушок, начинается урок!

                  Закрепленье, повторенье! Разбираем предложенье!

-Соберите предложение из слов, а затем выполните синтаксический разбор.

По земле бегут веселые ручейки.

- выпишите из данного предложения глагол, определите его морфологические признаки.

Бегут – глагол, н.ф.- бежать, мн. число, наст. время.

  1. Повторение пройденного.

Волк: Это что за теремок? Может здесь сгодится Волк?

           В школу вы меня возьмите, вежливости научите!

           Я ведь грубый оттого, что не знаю ничего!

Учитель: Ребята, а давайте расскажем Волку о какой части речи мы говорим на последних уроках русского языка.

           Что ж, Волчок, входи смелей,

           Поприветствуй всех зверей!

           И запомни: все равны,

           Знанья каждому нужны,

           Чтоб науки изучать, никогда нельзя рычать!

  1. Физминутка.

Кошка.  За фигурой я слежу, физкультуру я люблю,

                Предлагаю вам зарядку, для ума и для порядку.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко,

А теперь представим, детки,

Будто ваши руки – ветки.

Покачаем ими дружно, будто дует ветер южный.

Наш урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.

  1. Новый материал.

На доске запись:

Лампочка………………… комнату.                               Осветило

Фонарь……………………. площадку.                           Осветила

Солнце …………………… лес.                                         Осветил

Учитель обращает внимание на глаголы, записанные на доске справа. Дети определяют время глаголов (прошедшее), число (ед.число), выделяют глагольный суффикс –л-, окончания глаголов.

Далее учитель обращает внимание детей на левую часть доски, где записаны предложения с пропущенными словами. Все вместе определяют подлежащее в каждом предложении и его характеристики (число, род, окончание имен существительных).

Далее учитель ставит перед учениками задачу: как определить, какой глагол необходим в каждом предложении? Дети говорят, что для этого будут пользоваться помощью имен существительных и вопросов, которые зададут от них к глаголам.

Учащиеся выписывают в свои тетради предложения и выделяют все показатели, что и на доске.

- А какой вывод можно сделать из проделанной работе?

- Глаголы в прошедшем времени ед.числа изменяются по родам: бывают в мужском, женском, среднем роде.

7.Чтение правила из учебника Рамзаевой на с.218.

8. Закрепление изученного материала.

1) на доску вывешивается таблица, в каждый столбик которой необходимо добавить свои глаголы нужного рода:

Муж.род

Жен.род

Сред.род

Он (что сделал?)

Она (что сделала?)

Оно (что сделало?)

Играл

Играла

Играло

Работал

Работала

Работало

Далее учащиеся самостоятельно записывают глаголы в свои тетради, при этом выделяя глагольный суффикс –л- и родовые окончания глаголов.

  1. Лиса. Это что за чудеса? Вот так школа?! Я- Лиса!

            Я хочу читать, писать, курочек пересчитать.

            Но без школы и без знанья понапрасну все старанья.

            В теремок меня возьмите, грамоте всей обучите,

            Чтобы поздно или рано жить могла я без обмана!

Учитель: Проходи, Лисонька! Вот, держи учебник, по нему мы сейчас вместе с тобой и ребятами будем работать с упражнением №581.

Пришла весна. Пригрело солнце. Зазеленела трава. И наше деревце тоже зазеленело.

Вывод: Если имя существительное того или иного рода, то и глагол, который к нему относится, стоит в том же роде и числе.

10. Творческая работа в группах.

Медведь: Я умею лишь реветь, научите меня петь,

                   Научите рисовать, надоело лес ломать!

                   Зиму сплю я от тоски, а стоял бы у доски,

                   Я б уроки изучал, а во сне их повторял!

Учитель: Заходи, Медведь, и ты. В школе все у нас равны!

Учитель предлагает детям объединиться в группы и раздает им «Чудо-квадраты» (по теме «Насекомые и птицы).

С

О

М

А

В

О

С

Г

О

Л

Б

К

У

Р

Е

Г

А

Ь

Б

У

А

О

Л

Л

Й

Р

И

Ф

С

И

Б

К

А

А

С

И

А

Х

И

Б

О

Ч

Т

С

А

Н

М

У

Н

А

П

А

О

Ч

К

И

Ц

А

О

А

С

У

К

Р

Ь

Л

О

О

Р

Ц

Н

Е

Г

И

С

О

В

В

Р

И

Ч

В

Я

Р

Ё

Й

Е

К

У

С

Е

Р

К

О

Л

С

Т

А

А

У

Задание: найдите имена существительные, обозначающие названия птиц или насекомых, придумать к ним глаголы, которые могли бы рассказать об их прошлой жизни, т.е. глаголы должны быть прошедшего времени. А какого  они должны быть рода вам помогут сами эти имена существительные.

Например: Сокол – он мой- м.род.

                      Он что делал? – парил, летал, клевал,…

Проверка: от каждой группы по 1 ученику зачитывают имена существительные и глаголы, которые они к ним подобрали. Главное – слушать, и не повторяться.

11. Итог урока. А теперь давайте подведем итог урока: что нового вы узнали сегодня на уроке о глаголе?

12. Домашнее задание. Упражнение №582.

Учитель: Так проходит ровно час, вот набрался целый класс.

                 Что, же, милые зверята, я вам всем, конечно, рада!

                 Буду вам давать я знанья, только, чур, без опозданья!

                 Все предметы изучать на четыре и на пять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по временам" УМК Школа России

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по временам" УМК Школа России...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление  работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...

Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...

Презентация по русскому языку 4 класс. Тема «Изменение глаголов по временам» (начальная школа 21 века)

Данная учебная презентация может быть использована при изучении темы о глаголах. Подходит для дистанционного обучения....


 

Комментарии

Очень приятно, что кому-то и нтересна твоя работа. Как прошел урок?