Главные вкладки

    Моя любимая Азбука в кроссвордах.
    методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

    Моя любимая Азбука в кроссвордах.Одно из важнейших направлений словарной работы на уроках русского языка и чтения – это активизация словаря. Решение этой задачи осуществляется на каждом уроке. Обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь не только количественно, но и качественно. В своей работе, при закреплении словарного материала, я использую такой вид деятельности, как составление кроссвордов. Мои первоклассники отгадывают их с удовольствием и сами составляют кроссворды. (А это уже продуктивная деятельность). Кроссворды помогают заинтересовать детей и в самостоятельной исследовательской работе, позже они сами начинают составлять собственные авторские кроссворды. Через развитие речи развивается интеллект. Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Shkola_141_krossvordy_Safiullina_M.H..doc331 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №141

    с углубленным изучением отдельных предметов

    Советского района города Казани»

    Моя любимая Азбука в кроссвордах

    (Из опыта работы: «Словарная

    работа на уроках обучения грамоте»).

    Автор: учитель начальных классов

    Сафиуллина Миляуша Харисовна

            Одно из важнейших направлений словарной работы на уроках русского языка и чтения – это активизация словаря. Решение этой задачи осуществляется на каждом уроке.

               Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысли словом!

            Опыт работы показывает, что эффективность хорошо продуманной словарной работы, суть которой в том, чтобы слово учеником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

            В своей практике я использую различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки или модели, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов, этимологический анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение и т.д.

            На мой взгляд, лексическая работа должна строиться последовательно, на каждом уроке. Необходимо ставить конкретные задачи по обогащению и расширению словарного запаса детей, следить за тем чтобы за каждым произнесенным ребенком словом стоял точно понятый смысл.

            Обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь не только количественно, но и качественно. Богатый материал учебника «Моя любимая азбука» Бунеевых предоставляет возможность учителю продумывать систему словарной работы, которая будет способствовать развитию у учащихся познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

            В своей работе, при закреплении словарного материала, я использую такой вид деятельности, как составление кроссвордов. Мои первоклассники отгадывают их с удовольствием и сами составляют кроссворды. (А это уже продуктивная деятельность).

    Кроссворды помогают заинтересовать детей и в самостоятельной исследовательской работе, позже они сами начинают составлять  собственные авторские кроссворды.

            Через развитие речи развивается интеллект. Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

    Стр.35

    4

    1

    2

    3

    1. Наши ходики молчат,

        Не кукуют не стучат.

        Просто мы забыли

        К часам подвесить …(Гири)

    2. Острое вирусное заболевание, характеризующееся воспалением

        дыхательных путей и лихорадочным состоянием. (Грипп)

    3.Богатая торжественная еда с приглашением многих гостей. Есть поговорка:  

       «…. на весь мир». (Пир)

    4. Рычит, фырчит, но не киска. (Тигр)

    Стр.38

    1

    О

    2

    О

    О

    3

    О

    4

    О

    1. Здесь у краешка земли

        Отдыхают корабли. (Порт)

    2. Недовольство, выражаемое в приглушенной форме, негромкими

        голосами. (Ропот)

    3. Неглубокая пещера с широким входом. (Грот)

    4. Горячий напиток из рома или коньяка, смешанных с водой и

        сахаром. (Грог)

    1. (По вертикали)

        Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. (Пирог)

                                                           Вот какие чудеса

                                                                 Пироги пекла лиса.

    Стр.44

    1

    А

    2

    А

    3

    А

    А

    4

    А

    А

    5

    А

    А

    6

    А

    1. Значительное возвышение над поверхностью земли. (Гора)

    2. Узкая длинная лодка у индейцев. (Пирога)

    3. То, что потрачено, израсходовано. (Трата)

    4. Два предмета вместе употребляемые и составляющее целое. (Пара)

    5. Большое стадо овец. (Отара)

    6. Предметы для упаковки – ящики, бочки, мешки, пакеты и т.д. (Тара)

    1. (По вертикали)

        Струнный музыкальный инструмент в форме восьмерки. (Гитара)

    Стр.48

    1

    6

    2

    3

    4

    5

    1. Морской разбойник. (Пират)

    2. Воспаление уха. (Отит)

    3. Народ, составляющий основное население Татарстана. (Татары)

    4. Тот, кто произносит речь, а также тот, кто обладает даром говорить

        речи. (Оратор)

    5. Спортивное холодное колющее оружие. (Рапира)

    6. (По вертикали):

        Оратор или учитель красноречия. (Ритор)

    Стр.54

    1. Площадка для игры в теннис. (Корт)

    2. Холодное короткое колющее оружие. (Кортик)

    3. Дороги имеются – ехать нельзя,

        Земля есть – пахать нельзя,

        Луга есть – косить нельзя,

        В реках, морях воды нет. (Карта)

    4. Место, куда в игре надо попасть при броске, а также место, куда в         азартных играх кладётся ставка. (Кон)

    5. Часть туши –  бедро, обычно свиное. (Окорок)  

    Стр.58-60

    2

    У

    3

    У

    4

    У

    5

    У

    7

    У

    1. Меховая обувь на севере. (Унты)

    2. Время промыслового лова рыбы. (Путина)

    3. Труба с расширяющимся концом, служащая для усиления звука. (Рупор)

    4. Коллектив артистов театра, цирка. (Труппа)

    5. В Древнем Риме: род длинной нижней одежды. (Туника)

    6. Ящик с узким отверстием для опускания бюллетеней при тайном голосовании. (Урна) или вместилище для мусора. (Урна)

    7. Большая плеть. (Кнут)

    Стр. 62-64

    2

    С

    7

    С

    1. Место, по которому стекает жидкость. (Сток)

    2. Пеньковый, стальной или синтетический гибкий канат (на кораблях веревка) (Трос)

    3. Тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, например у Бабы-Яги. (Ступа)

    4. Небольшая гора с округлой вершиной, холм, курган. (Сопка)

    5. … - белобока

        Кашу варила

        Деток кормила.

        Что за птица? (Сорока)

    6. Командир сотни. (Сотник)

    7. Простодушный или недалёкий человек. (Простак)

    Стр. 70

    2

    Л

    3

    Л

    4

    Л

    1. Цитрусовое дерево, а также сочный, кислый плод с твёрдой ароматной кожурой. (Лимон)

    2. Хищная пресноводная рыба. (Налим)

    3. Вечнозелёное дерево и кустарник, а также съедобный плод, внешне похожа на маленькую сливу. (Маслина)

    4. Страстно, горячо, излучая сильный жар. (Пылко)

    Стр. 74

    1. Небольшой сосуд для столовой соли. (Солонка)

    2. В спорте: скоростное движение по заданному извилистому маршруту.(Слалом)

    3. Стебли злаков, остающиеся после обмолота. (Солома)

    4. Маленькая рыба, семейства сельдевых. (Салака)

    Стр. 78

    1

    6

    2

    3

    4

    5

    1. Полумрак, неполная темнота. (Сумрак)

    2. Сушеныё разрезанные пополам абрикосы без косточек. (Курага)

    3. Молоток, который употребляется при земляных и горных работах. (Кирка)

    4. Самоходная машина для тяги и приведения в действие машин, орудий. (Трактор)

    5. Дерево или кустарник семейства ивовых. (Ракита)

    По вертикали: 

     6.  Часть ударного механизма в ручном, огнестрельном оружии. (Курок)

    Стр. 80

    1

    Л

    6

    2

    Л

    3

    М

    М

    4

    М

    М

    5

    Л

    1. Планка, закрывающая щель, между стеной или полом. (Плинтус)

    2. Северная морская рыба, родственная камбале. (Палтус)

    3. Единица массы, одна тысячная доля килограмма. (Грамм).

    4. Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся в пределах одной или нескольких октав. (Гамма)

    5. а) Помещение для выставок, а также магазин, где продаются художественно изготовленные товары или ателье, где работа выполняется художественно. (Салон)

       б) Бывает в транспорте. (Салон)

    6. По вертикали:

        Результат сложения. (Сумма)

    Стр. 82-86

    2

    Ш

    3

    Ш

    4

    Ш

    5

    Ш

    6

    Ш

    1. Сильная буря в море. (Шторм)

    2. Холодное кушанье из кваса с разной зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой. (Окрошка)

    3. Выпотрошенное тело убитого, небольшого животного, птицы, рыбы. (Тушка)

    4. Птица сверху налетает

        И цыплят внизу хватает. (Коршун)

    5. а) Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка)

       б) В старину приклеивали на лицо в виде родинки. (Мушка)

    6. Болотное, травянистое растение с рыжевато-жёлтыми душистыми ягодами. (Морошка)

    7. Складная переносная перегородка. (Ширма)

    8. Взлётно-посадочное устройство у самолёта. (Шасси)

    Стр. 88

    1\5

    2

    3

    4

    1. Осадочная горная порода, в измельчённом виде в соединении с водой образующая тестообразную массу, употребляется для гончарных изделий, кирпича и т.д. (Глина)

    2. Нам известно без подсказки,

        Где ожить сумеют краски,

        Где бегут они, летят,

        Где листвою шелестят. (Картина)

    3. Небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски. (Палитра)

    4. Художник, изображающий животных. (Анималист)

    5. По вертикали:

       а) Известковое минеральное вещество белого или жёлтого цвета. (Гипс)

       б) Хирургическая повязка из этого вещества. (Гипс)

    Стр.92

    2

    А

    3

    А

    4

    А

    1. Острое, инфекционное заболевание – воспаление нёбных миндалин. (Ангина)

    2. Скользящий, парный танец, а также музыка в ритме такого танца. (Танго)

    3. Бегемот обыкновенный. (Гиппопотам)

    4. Комический или сатирический рисунок. (Карикатура)

    5. Специалист по астрономии – науке о космических телах. (Астроном)

    6. Северный полюс. (Арктика)

    Стр. 94-96

    2

    Д

    3

    Д

    4

    Д

    5

    Д

    1. Мысль, размышление или государственное учреждение. (Дума)

    2. Толстая мягкая лепёшка из пшеничной муки, изжаренная на сковороде. (Оладушки)

    3. Цилиндрической формы вместилище со стенками из деревянных клёпок, обтянутое обручами. (Кадка)

    4. Молодые растения, выращенные в защищённом грунте, и предназначенные для пересадки на грядки. (Рассада)

    5. Глядятся в него молодые рябинки,

        Цветные свои примеряют косынки,

        Глядятся в него молодые берёзки,

        Свои перед ним поправляют причёски.

        И месяц, и звёзды в нём отражаются

        Как зеркало это называется? (Пруд)

       

    Стр. 98-100

    В

    В

    1. Вещество, вырабатываемое пчёлами, и служащее им материалом для постройки сот. (Воск)

    2. Тонкая непряденая нить. (Волокно)

    3. Конусообразное приспособление для переливания жидкостей или яма от взрыва бомбы, снаряда. (Воронка)

    4. « Лети, лети, лепесток

        Через запад на …

        Через север, через юг,

        Возвращайся сделав круг.» (Восток)

    5. Собрание каких-нибудь предметов, животных для обозрения. (Выставка)

    6. Хижина, покрытая корой, кожей, ветвями у индейцев Северной Америки. (Вигвам)

       

         

    Стр. 102-104

    1

    Е

    2

    Е

    3

    Е

    4

    Е

    Е

    5

    Е

    6

    Е

    7

    Е

    1. Отличительный знак на какой-нибудь вещи, предмете. (Метка)

    2. Каждый сверчок – знай свой … (Шесток)

    3. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера)

    4. Музыкально-драматическое произведение, в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта)

    5. Хищное млекопитающее южных стран, питающееся падалью. (Гиена)

    6. Человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости. (Герой)

    7. Ответ, возражение, замечание на слова собеседника. (Реплика)

    Стр.112

    6

    Б

    1.Настенный светильник, подсвечник. (Бра)

    2. а) Семейные отношения между мужчиной и женщиной. (Брак)

        б) Недоброкачественные предметы с изъяном. (Брак)

    3. Кредитные билеты, заменяющие в обращении деньги. (Банкнота)

    4. Несостоятельный должник, отказывающийся платить. (Банкрот)

    5. Мелкое место в реке, удобное для перехода. (Брод)

    6. Эмблема государства, города и т. д. (Герб)

    Стр.118

    3

    З

    4

    З

    1. Находящийся в состоянии легкого колебания, зыби. (Зыбко)

    1. Покрылись инеем, тонким слоем льда, снега. (Заиндевели)

    1. Продольный выступ над окном, дверью вдоль верхней части стены. (Карниз)

    1. Маленькие ручные деревянные санки. (Салазки)

    Стр.124

    2

    Я

    3

    Я

    1. Небольшая двухвесельная или четырехвесельная шлюпка. (Ялик)

    2. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья. (Землянка)

    3. Небольшая лесная певчая птичка с красноватыми перьями. (Зяблик)

    4. Река в Москве. (Яуза)

    5. Страна, основное население – Японцы. (Япония)

    6. Республика Саха в России, основное население – Якуты. (Якутия)

    Стр.126-128

    1

    По горизонтали:

    1. Дикая кустарниковая роза с простыми цветками, а также её плод. (Шиповник)

    2. Плоды дуба. (Жёлуди)

    По вертикали:

    3. Наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращениях. (Химия)

    4. Цирковой артист, занимающийся жонглированием. (Жонглёр)

    1. Морская промысловая рыба семейства тресковых. (Хек)

    Стр.134

    1. Отзывчивый, сочувственный. (Чуткий)

    2. Грязный, испачканный. (Чумазый)

    3. Красящая жидкость для писания. (Чернила)

    4. Столица Чувашии. (Чебоксары)

    5. «Одеяло убежало,

        Улетела простыня,

        И подушка, как лягушка,

        Ускакала от меня.»

        Кто автор? (Чуковский)

    Стр.142

    Ф

    4

    Ф

    5

    Ф

    6

    Ф

    1. Растительный мир. (Флора)

    2. Животный мир. (Фауна)

    3. Тёплая вязаная рубашка. (Фуфайка)

    4. Континент, коренные жители, которого – Африканцы. (Африка)

    5. Крупная хищная птица, питающаяся падалью. (Гриф)

    6. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах. (Конфетти)

    7. В концертном зале полумрак,

       А на артистке чёрный …. (Фрак)

    8. Стоячий шест для флага. (Флагшток)

            

    Стр.146

    2

    Э

    1. Крупная австралийская птица, похожая на страуса. (Эму)

    2. Писатель – автор стихотворных, поэтических произведений. (Поэт)

    3. Человек, отличающийся эгоизмом. Себялюбец. (Эгоист)

    4. Сливочное или молочное мороженое в шоколаде. (Эскимо)

    5. Вид подъемника – движущаяся лестница. (Эскалатор)

    6. К нам во двор забрался крот,

        Роет землю у ворот.

        Тонна в рот земли войдёт,

        Если крот раскроет рот. (Экскаватор)

    7. Специалист по экологии – науке об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. (Эколог)

    Стр.150

    2

    Ю

    3

    Ю

    4

    Ю

    5

    Ю

    1. Быстрый, увертливый. (Юркий)

    2. Прибрежные, песчаные холмы. (Дюны)

    3. Канава для стока воды. (Кювет)

    4. Одна из двух точек пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью. Северный и Южный … (Полюс)

    5. Злой, свирепый, беспощадный. (Лютый)

    6. Подросток, обучающийся морскому делу. (Юнга)

    7. Спортсмен – юноша. (Юниор)

    Стр.154-156

    1

    Ь

    2

    Ь

    3

    Ь

    4

    Ь

    5

    Ь

    1. Стройный, быстрый,

        Рога ветвисты,

        Пасётся весь день,

        Кто же это? (Олень)

    2. Падают с ветки

        Золотые монетки. (Листья)

    3. Под осоку, на пески

        Уронили пояски.

        И лежат – что не поднять,

        И бегут – что не догнать. (Ручьи)

    4. Чик – чирик! Не робей!

        Я бывалый …. (Воробей) А во множественном числе ? – Воробьи.

    5. Кто без нот и без свирели

        Лучше всех наводит трели,

        Голосистее, нежней.

        Кто же это? …. (Соловьи)

    Использованная литература:

    1. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова

        «Толковый словарь русского языка», М., 1995 г.

    2. «Тысяча загадок», М., 2000 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Прощай. моя любимая азбука!

    Внеклассное мероприятиеПроведено в 1 классеУчитель школы № 44:Василевская Виктория Викторовнаг. Томск – 2010г....

    Сценарий "Праздник Любимой Азбуки"

    Сценарий праздника для 1 класса....

    Прощай, любимая Азбука

    В необычной игровой форме, а именно хождение по станциям и выполнения заданий, предложенные сказочными героями, предлагаю провести праздник "Прощание с Азбукой"...

    Сценарий праздника: »Прощай, Азбука» для учащихся 1 класса. Используется презентация:»Мой любимый дружный класс»

    »Прощай, Азбука» для учащихся 1 класса. Используется презентация:»Мой любимый дружный класс»...

    Проектная работа "Азбука. Любимая буква"

    Цель проекта: создание коллективной работы "Азбука. Любимая буква". Данная работа представлена в виде презентации. Каждый слайд презентации - скриншот детской работы, выполненной в программе ПервоЛого...

    Кроссворд "Герои мох любимых книг"

    Кроссворд "Герои мох любимых книг". Можно использовать электронный вариант кроссворда, перейдя по ссылке http://puzzlecup.com/?guess=239E66B6CC5FC2AU ...

    Кроссворды "Любимые сказки" (для 1-4 классов)

    Кроссворды с ответами по литературным сказкам для начальной школы...


     

    Комментарии

    Бухарова Ирина Витальевна

    Большое спасибо.