.Русский язык, 2 класс по программе УМК «Перспективная начальная школа».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Царёва Любовь Ивановна
Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Закрепление.(2 урок) 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_vo_2_klasse.Zakreplenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Закрепление.(2 урок) 2 класса.

Учитель: Царёва Любовь Ивановна - учитель 1 категории Михайловской  ООШ, Колосовского района, Омской области.                                                                                                                         Цель:  Углубить знания учащихся в правильном написании слов-названий предметов                                              мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

 Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.                                                             Обогащение словарного запаса.                                                                                                                                       Воспитания чувства товарищества.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методические рекомендации

  1. Организационный

        момент.

-Здравствуйте,  ребята. Сегодня на уроке мы по-прежнему будем внимательны к слову и возможно сделаем для себя новое открытие.

Если готовы к поиску , поднимите солнышко и улыбнитесь друг другу.

2.Соберите пословицу:

Терпенье

труд

и

всё

перетрут

Минутка чистописания.

Сели правильно.

Положили тетрадь под наклонам. Сделали ручкой упражнения  в воздухе. Красиво записали пословицу в тетрадь. Подчеркните опасные места в словах.

3.Проверка домашнего задания.

4.Сообщение темы урока.

-Ребята, кто может не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа которых оканчивается на       -Ж и –ЖЬ, -Щ  и –ЩЬ ?

-Как пишутся слова мужского рода?

-Как пишутся слова женского рода?

-Проверьте правильность своих выводов по Обратному словарю.

-Для этого ребята 1 варианта посмотрите слова с основой на- Ж и ЖЬ.

2 вариант- слова с основой на –Щ и ЩЬ.

-Запишите по 2 примера на каждый случай.

Если возникнет трудность, то на с. 154,  Летучая мышь даёт подсказку, как не заблудиться в Обратном словаре.

5.Игра. Отгадай загадки и запиши отгадку.

●Шубка - иголки,

   Свернётся он -  колкий.

   Рукой не возьмёшь.

   Кто это?

●Колюч, да не ёж. Кто же                          

   это?

●Да не бойтесь, ладно уж,

   Не ужалит этот….

●Маленький рост,

     Длинный хвост,

     Серая шубка,

     Острые зубки.

-Проверка.

-Когда вы писали отгадку, у кого возникли трудности?

-Какой буквой обозначили

 эти звуки?

-Как проверить правильно ли вы ответили на 1 вопрос?

6.Закрепление.  с. 155, упражнение 116.

-Прочитай слова.

-Значение каких слов вам не понятны?

-Что вы сделаете, чтобы узнать значения этих слов?

Комментированное

 письмо

Физминутка. Игра «Поймай своё слово». Ведущий диктует слова, если слово женского рода, то хлопают в ладоши девочки. Если мужского рода – то мальчики.

7.Самостоятельная работа.

Учебник.

Упражнение с.155, упр.117

 или

тетрадь с.49, упр.60.

-Задание упр.117(читаем)

-Задание упр.60 (читаем)

8.Работа по вариантам.      с. 156,упр.118.

На уроке мы трудились, старались быть внимательными, терпеливыми. Это упражнение поможет мне выяснить, кто самый внимательный и зоркий. Помощником в этой работе вам будет словарь «Пиши правильно».

9.Итог урок.

-Что нового узнали вы сегодня на уроке?

-Какие трудности встретились?

Сейчас они кого пугают?

-Выставление оценок.

10. Домашняя работа.

Подготовить диктант(10слов). Работа по Обратному словарю. Тема «Слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Терпенье и труд всё перетрут.

Вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.

Слова-названия предметов мужского рода с основой на шипящий звук пишутся без –Ь.

Слова-названия предметов женского  рода с основой на шипящий звук пишутся  с  –Ь.

Работа в тетради.

Взаимопроверка.

Ёж.

Ёрш.

Уж.

Мышь.

Дети отвечают. Если ответов нет, то на доске учитель открывает слова:

ё[ ш], ёр[ ш ],  у[ш],  мы[ш],

Вывод:2 трудности:

1)Какую букву писать  перед Ь, если основа слова оканчивается на парный звонкий- глухой?

2)с Ь или без Ь

-Изменить форму слова или подобрать родственное слово.

                                                             

-Посмотрим в Толковый словарь, если не найдём, то спросим у старших.

Учитель и ученики объясняют слова упражнения 116.

Страж*- Толковый словарь.

Работа в тетради.

Молодёжь- проверяю, какую букву писать-  нет молодёжи- пишу Ж , женский род- пишу с ь.

Этаж- этажи, пишу –ж, м.р.-

пишу без Ь.

Дрожь –

Упряжь-

Страж-

Ложь-

Чертёж-

Багаж-

Плащ,  стриж,  ночь, тишь, грач, дочь,  врач,  рожь,  печь,  стриж, тушь,  шалаш.

Вдох и выдох.

Дружно встали.

Тихо сели.

Головою повертели.

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Дети сами выбирают упражнение, которое они  выполняют.

Самопроверка. Учебник (опоры) с.155 ,156.

             Тетрадь (по карточке)

Работа в тетради.

1 вариант-1и4предложение.

2 вариант-2 и 3  предложение.

Упражнение118.

У Шаши большой бутербро[т] ш к_лбашой.

У Суры больсой бутербро[т] с к_лбасой*.

У Шаши шала[т] из к_рто[ш]ки*.

У Суры сала[т] из к_ртоски.

                                    (П.Синявский)

Все слова-названия предметов мужского рода с основой на шипящий звук пишутся без –Ь.

Все слова-названия предметов женского  рода с основой на шипящий звук пишутся  с  –Ь.

А при написании таких слов

2 трудности:

1)Какую букву писать  перед Ь, если основа слова оканчивается на парный звонкий- глухой?

2)с Ь или без Ь

Цель: дифференциация написания слов с основой  на шипящий в зависимости от их принадлежности к роду.

Цель: проверка умений применять полученные знания на практике.

Проба себя в роли учителя.

Взаимопомощь

(знаю сам–помогу другому )

Создание ситуации «незнания»

Цель: показать, как в написании слов с основой на шипящий  совмещаются две трудности.

Умение пользоваться Толковым словарём.

Цель: повышение грамотности учащихся.

Цель: проверить умения работать самостоятельно.

Цель: формирование орфографической зоркости.

Умение пользоваться словарём «Пиши правильно».

Цель: научить детей самостоятельно составлять орфографические упражнения                            и использовать при этом Обратный словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык, 2 класс по программе УМК «Перспективная начальная школа».

Тема урока «Написание слов- названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»....

Презентация к уроку русского языка по теме "Состав слова", Перспективная начальная школа, 2 класс

Данная презентация к уроку русского языка составлена в соответствии С ФГОС НОО....

Конспект урока русского языка «Что такое словосочетание» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока русского языка «Именительный падеж существительных» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с именительным падежом, особенностями именительного падежа.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: падежные вопросы именительного падежа...

Конспект урока русского языка «Что такое обращение?» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)

Планируемые результатыПредметные: Знать: что такое обращение;Уметь: применять способы выделения обращения на письме и в устной речи, находить обращение в предложении.Личностные:- осознавать свои трудн...

Конспект урока русского языка"«Части речи. Глагол»" (УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование четкого грамматического понятия «глагол», закрепление знаний уч-ся о существенных признаках глагола, выведение алгоритма нахождения глагола среди др...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...