Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока русского языка (2 класс) на тему

Глуховская Ольга Владимировна

На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy.doc915.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников.

Задачи:

Образовательная

познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;

Развивающая

развивать умение работать со словарями, развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор;

Воспитательная

воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции. 

Оборудование: 

  • картинки с изображением животных (собака, медведь, корова, заяц, петух, воробей),
  • Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей».

Раздаточный материал: карточки (Приложение 1) и тесты (Приложение 2)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.

Прочитайте стихотворение про одного ученика:

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

В этом стихотворении много фразеологизмов. А что это такое, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Каллиграфическая минутка.
  2. Словарная работа.
  • Громко лает, а в дом не пускает.

  • Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись стал реветь.

Этот зверь – лесной …

  • Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

  • Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

  • Стоит копна

Посреди двора.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

  • Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(По ходу отгадывания на доску вывешиваются картинки с изображением этих животных.)

- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.

- Что объединяет эти слова?

- На какие 2 группы их можно разбить? (птицы и звери, дикие и домашние животные, слова из 2 и 3 слогов, и т.д.)

  1. Проверка домашнего задания.

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

- Какими словами можно ещё заменить слова «балуют» и «голубят»?

- Кто вспомнил, из какой книги взяты эти строчки?

Это был отрывок из произведения Корнея Чуковского «Крокодил».

- Какие ещё произведения Чуковского вы знаете?

  1. Знакомство с фразеологизмами.

Послушайте историю из книги Чуковского «От двух до пяти»:

…Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…

Что имела в виду Светина мама? Почему девочка не поняла её?

В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.

Сравните:

Повесить нос

Повесить пальто

Взять себя в руки

Взять ребёнка на руки

- В каком столбике выражения имеют переносное, шуточное значение?

- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (огорчиться; успокоиться)

  1. Физминутка.
  2. Закрепление.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.

А теперь давайте ещё раз прочтём стихотворение про Глеба:

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

Найдите фразеологизмы в этом стихотворении.

Работа со словарём.

А что значит – «бить баклуши»? Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю:

Теперь вы разъясните, что значит:

  • свалился, как снег на голову
  • вешать лапшу на уши
  • как кот наплакал
  • задали стрекача

Выборочное списывание.

На доске записаны выражения: в час по чайной ложке, сложа руки, навязнуть на зубах, прожужжал все уши, и след простыл, курам на смех, и был таков.

Найдите среди данных фразеологизм со значением: бездельничать; очень медленно; надоел; очень глупо, нелепо; быстро исчез.

Работа с карточками.

А сейчас положите перед собой карточки.

- Кто узнал, какие фразеологизмы здесь спрятались?

- Какие ещё фразеологизмы, связанные с частями тела, вы знаете?

Теперь от шуточной анатомии перейдём к зоологии. Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)

Работа с тестами.

Как видите, фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. А о каком человеке можно сказать так:

Он выйдет сухим из воды:

  • ловкий
  • робкий

Он звёзд с неба не хватает:

  • умный
  • глупый

У него денег куры не клюют:

  • богатый
  • бедный

У него семь пятниц на неделе:

  • надёжный
  • рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый
  • жадный

У него душа нараспашку:

  • наивный
  • скрытный

Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу
  • обманывает людей

  1. Домашнее задание.

Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.

  1. Итог урока.

- Что такое фразеологизмы?
- Для чего служат фразеологизмы в речи?

- Какие новые для себя фразеологизмы вы сегодня узнали?

        


КАРТОЧКА-ТЕСТ

О каком человеке так говорят:

  1. Он выйдет сухим из воды:
  • ловкий
  • робкий
  1. Он звёзд с неба не хватает:
  • умный
  • глупый
  1. У него денег куры не клюют:
  • богатый
  • бедный
  1. У него семь пятниц на неделе:
  • надёжный
  • рассеянный
  1. У него зимой снега не выпросишь:
  • щедрый
  • жадный
  1. У него душа нараспашку:
  • наивный
  • скрытный
  1.  Он водит всех за нос:
  • показывает людям дорогу
  • обманывает людей


КАРТОЧКА-ТЕСТ

О каком человеке так говорят:

  1. Он выйдет сухим из воды:
  • - ловкий
  • - робкий
  1. Он звёзд с неба не хватает:
  • умный
  • глупый
  1. У него денег куры не клюют:
  • богатый
  • бедный
  1. У него семь пятниц на неделе:
  • надёжный
  • рассеянный
  1. У него зимой снега не выпросишь:
  • щедрый
  • жадный
  1. У него душа нараспашку:
  • наивный
  • скрытный
  1. Он водит всех за нос:
  • показывает людям дорогу
  • обманывает людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...