Интегрированный урок. Русский+чтение
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Беляевская Татьяна Яновна

 Предлагаю вашему вниманию интегрированный урок русского языка и литературного чтения по УМК "Начальная школа XXI" для 2 класса по теме "Значение слова. М.Дудин.Тары-Бары". Буду благодарна за комментарии и оценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения

во 2 классе

Тема: Значение слова,  М.Дудин «Тары-бары…»

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цели: предметные - отрабатывать умение самостоятельно толковать значение слова, формирование понятия «присказка»; метапредметные - расширять знания детей о слове и его значении; личностные – развивать умение работать в парах;  воспитывать культуру общения.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс С.В. Иванов,   М.И.   Кузнецова и др., учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», ч.2, 2009, рабочая тетрадь,  мультимедийное оборудование.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Слайд № 2.Чтение стихотворения учителем:

Сотни слов, родных и метких,

Скинув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.  (В.Шефнер)

2.Работа над стихотворением.

-Прочитайте молча. Подумайте, какие слова надо выделить голосом для выразительного прочтения стихотворения.

-О чем это стихотворение?

-К чему призывает нас автор?

-Зачем надо «выпустить слова»?

-А зачем человеку нужна богатая речь? (чтобы точнее выражать свои мысли, быть культурным человеком)

-А вы хотите овладеть богатой речью?

II.Сообщение темы и целей урока.

-Чему будем учиться?

Слайд № 3. -Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир слов, будем учиться объяснять значение слова.

III.Словарная работа.

Слайд №4.-Начнем мы сегодня со словарной работы.

-Поставьте ударение. Какая орфограмма встретилась в этом слове?

-С каким произведением об этом животном мы встречались на уроке чтения?

-Это народное или литературное произведение?

-А как в народе называют корову? (буренушка, кормилица)

-Почему корову называют буренушкой? А кормилицей?

-Назовите орфограмму в слове «кормилица».

-Вспомните, как называется жидкий корм для коровы? (пойло)

На доске запись: корова – буренушка, кормилица, пойло.

IV.Актуализация знаний.

1.Слайд № 5.-Сейчас мы разбирали слова «корова», «кормилица». А что такое слово?

-Выберите схему. Почему?

-Слайд 6.Посмотрите на рисунок. Назовите слово, обозначающее этот предмет.

-А вы уверены, что автор рисунка нарисовал именно лошадь, а не лошадку или лошаденку, или клячу?

-Пока мы не напишем слово, не поймем, что хотел сказать автор.

2.Слайд 7.-Посмотрите на слайд. Прочитайте тексты. Картинка одна, а тексты -разные. Что вы можете сказать про них? Найдите слова, передающие радостные чувства в первом тексте.

-Найдите слова, передающие тоску во втором тексте.

-Какой вывод можно сделать? (Только слова могут точно передать мысль автора)

V.Изучение нового материала.

1.Слайд 8.Введение в тему.

-Но все ли слова понятны нам?

-Прочитайте: бобока, мазелин, мумука, кукаляка, трям, тилимилитрямдия.

-Понятны ли вам эти слова?

-Посмотрите мультфильм, какие слова стали понятны?

2.Работа в парах. Слайд 9.

-Рассмотрите рисунки. Назовите, что изображено? Представьте, что кто-то не знает этого. Как вы объясните лексическое значение слов телефон, поле, берёза, Москва?

-Давайте послушаем разные объяснения. Какое более точное? А что говорит нам словарь?

   Слайд 10-14  Физминутка «Музыкальная ладошка»

VI.Чтение стихотворения М.Дудина «Тары-бары…»

-Прочитайте произведение М.Дудина.

-Какую сказку вы вспоминаете, когда читаете это стихотворение?

-Назовите слова,  значение которых мы не сможем объяснить, пользуясь словарем?

-Что автор хотел передать словами дилинь-дилинь, дилинь-бом?

-А словами тары-бары?

Слайд 15. -Это слова-присказки. Прочитайте в книге, что такое присказка.

-Давайте прочитаем присказки.

-К  каким сказкам подходят эти присказки?

Слайд 16. -Прочитайте ещё присказки.

Без присказки сказки — что без полозьев салазки.

Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает.

Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.

Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.

В некотором царстве, в некоем государстве.

Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Сказка вся – больше врать нельзя.

VII.Работа в рабочей тетради по чтению на печатной основе. Слайд 17.

С.14 № 2 – в парах.

Срубил (дом)-

                 Слайд 18-24.  Физминутка «Знаю, не знаю»

А. С. Пушкин

С. Я. Маршак

Агния Барто

Андрей Малахов

Федор Тютчев

Эдуард Успенский           

Олег Газманов

Виктор Драгунский       

Максим Галкин,

Шарль Перро,

Лев Толстой

Владимир Путин

Николай Носов

Алла Борисовна Пугачёва

VIII.Работа в группах. Работа по учебнику «Русский язык». Слайд 25.

Упражнение 6.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

-Знаете ли вы значения подчёркнутых слов? Почему их нет в словаре?

-Попробуйте заменить эти «слова» настоящими.

(Вариант: Смеркалось. Мелкие хорьки

                   Шныряли по земле.

                   И стрекотали светлячки

                   Как  кузнечики в траве.

IX. Итог урока. Рефлексия. Слайд 26.

-О чем мы сегодня говорили?

-Чему учились?

-Какое произведение читали?

-Какое задание было легко выполнять?

-А какое вызвало затруднение? Почему?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшей работе преодолевать эти трудности с легкостью?

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

  1. На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Розовый, оранжевый, желтый - радостное, восторженное настроение,

Синий, черный - грустное настроение, пассивность, усталость;

X.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

УРОК РУССКОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Стихотворение Ф.И. Тютчева « Весенние воды»....