Путешествуем по Морфологии
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Путешествуем по Морфологии. На данном уроке учащиеся обобщают знания по теме "Глагол". Урок проводится в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Puteshestvuem_po_Morfologii.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon Puteshestvuem_po_Morfologii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествуем по  Морфологии

Цели урока: систематизировать и совершенствовать грамматический материал по теме; учить, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; прививать навыки самостоятельной работы; воспитание коллективизма, умение работать в группах.

Оборудование: Карта страны «Морфология». Таблички с названием отделов на столах, карточки с заданиями.

                                                            Ход урока

  1. Минутка здоровья.

      Покачайтесь,

      Покружитесь,

      Потянитесь,

            Распрямитесь,

      Приседайте,

      Приседайте,

      Пошагайте, пошагайте.

      Встаньте на носок, на пятку,

      Поскачите в присядку,

      Глубоко теперь вздохните,

      Сядьте тихо, отдохните,

      Все в порядок приведите

           И работать, друзья, начните

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим урок русского языка в форме деловой игры.

Учитель: Ребята, скажите, по какой стране мы путешествуем?

Ученики: Мы путешествуем по стране Морфологии.

Учитель: В каких городах этой страны мы побывали?

Ученики: В городах Имя Существительное, Имя Прилагательное, Местоимение.

                                      Глашатай:

                             Внимание! Внимание!

                   Слушайте сей указ царя Чтоделкина.

                                      Повелеваю:

                                                $1

С 18 февраля нынешнего года начать выпуск газеты «Глаголъ»

                                                $2

Продавать эту газету жителям других городов страны Морфологии.

                                                $3

           Кто выполнит сей указ, тот получит награду.

                                                  Век нынешний. День сегодняшний.

                                                  Подпись:___________(Чтоделкин)

  3.  Председатель по защите прав потребителей Лингвиния вручает         лицензию.

     


Морфология

Госкомитет Морфологии по защите прав потребителей

Лицензия

Предприниматели  учащиеся 4 класса

Свидетельство о регистрации №  453, выданное администрацией города Глаголъ

Имеют право на осуществление следующего вида деятельности:

- издавать и продавать газету «Глаголъ»

Срок действия  с 18.02 2008 года  по 25.05  2008 года

Председатель по защите прав потребителей

Лингвиния.


5. Презентация газеты.

Что такое глагол?

                                                           Первый ученик

Интересная часть речи

  В Русском языке живет.

     Кто что делает расскажет:

                                                Чертит, пишет и поет,

                                                Вышивает или пашет,

                                                Или забивает гол,

         Варит, жарит, Моет, чистит-

      Все расскажет нам глагол.

На какой вопрос отвечает?

Как изменяются глаголы?

Ученик читает стих

Этот хитренький глагол

                                                Себе время изобрел.

       «Ухожу»,- кричит сегодня.

          «А вчера»,- кричит, - ушел»

            «А завтра,- скажет, - я уйду!»

                                                Позавидуйте ему!

Ученик читает стих

У глагола есть лицо,

Не одно, а целых три!

Если хочешь их запомнить,

Я пишу, и

Мы читаем

Первое лицо такое.

Ты пришел,

Вы повстречались-

Так звучит лицо второе.

Он, она, оно, они

Ехали на пони.

Это третье лицо,

Хорошо запомни!

Как называется начальная форма глагола?

Ученик читает стих

                                   Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив – звучит занятно,

Я вам назвался, наконец!

Заседание Редакционного Совета.

Класс разделен на 3 группы (отдела)

  1. Отдел писем.

                                                      2.  Отдел информации.

                                                 3.  Отдел новостей.

Работа по двум первым рубрикам.

Что обозначает глагол?

На какой вопрос отвечает?

Каждому отделу раздаются карточки с заданиями.

Отдел писем.

На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые глаголы пропущены.

Вставьте нужные по смыслу глаголы:

           Лошадь – ржет

           Корова – мычит

           Собака – лает

           Овца –

           Свинья –

           Волк –

           Кузнечик –

           Гусь –

Отдел новостей.

   Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните разницу в словах, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

  1. Отв…рить сардельки. – Отв…рить дверь.
  2. Пол…скать ребенка. – Пол…скать белье.
  3. Пос…деть в парке. – Пос…деть в старости.

Отдел информации.

   Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

  1. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
  2. Ведро дало течь, и вода стала течь.

    3. Есть казацкая сечь, где казак любит сечь.

 

Работа над третьей рубрикой.

Изменение глаголов по временам.

Отдел писем.

Задание: отгадать загадки и определить время глаголов.

  1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет.
  2. Длинной шеей поверчу – груз тяжелый подхвачу, где прикажут – положу: человеку послужу.
  3. Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб.

Отдел информации.

Задание: прочитайте стихотворения и определите время глаголов, встречающихся в нем.

Бросил в землю зерно человек,

                                      А укрыл его бережно Снег.

                                       

                                      Дождь весною поля оросил –

                                      У росточка прибавилось сил.

Греет Солнце весенний росток,

                                      Золотит молодой колосок.

                                       Мукомол его тронет рукой –

Станет колос отменной мукой.

Отдел новостей.

Задание: в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница.

Сказка – шутка.

Учительница спросила Лентяйкина:

    - Если я говорю: Я умываюсь. Ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь. Они умываются. Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:

    - Утро.

Работа над четвертой рубрикой.

Начальная форма глагола.

Отдел писем.

Задание: Нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределенной форме.

 ДАТЬ ОТВЕТ

               ПОКРЫТЬ КРАСКОЙ

         НАДЕТЬ ПАЛЬТО

                   ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ

 ЛИТЬ СЛЕЗЫ

      ГЛОТАТЬ ВОДУ

              СДЕЛАТЬ ПОДАРОК

                СДЕЛАТЬ ПРОВЕРКУ

Отдел информации.

Задание: выписать глаголы неопределенной формы.

ХОДИТ, ХОДИТЬ, КОСТЬ, КОСИТ, КОСИТЬ, КРОВАТЬ, КРЫТЬ, КРОЮТ, СЕТЬ, СЕЯТЬ, СЕСТЬ, НОСЯТ, НОСИТЬ, СКАТЕРТЬ, СТЕРЕТЬ, СТИРАЮТ, СТИРАТЬ, ПЛЕТЬ, ПЛЕСТИ, КОГТИ, НОГТИ, НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПУТИ, КОСТИ, ЗЛОСТЬ, ГРЫЗТЬ, ГРУСТЬ, ДЕРЖАТЬ, ЛОШАДЬ, МЕШАТЬ, МЕДЬ, ПЕТЬ, ТРЕТЬ, ТЕРЕТЬ.

РАБОТА НАД ПЯТОЙ РУБРИКОЙ.

Спряжение.

Отдел  писем

          Задание: закончите пословицы, укажите спряжение глаголов.

  1. Мир строит, а война…
  2. Смелый побеждает, а трус…
  3. Ласточка день начинает, а соловей…
  4. Труд кормит, а лень…
  5. Лето собирает, а зима…

Отдел информации.

     Задание: напишите глаголы – исключения, которые относятся ко второму спряжению.

Отдел новостей.

     Задание: определите спряжение глаголов по суффиксам неопределенной формы.

СЕЯТЬ, ПОЛОТЬ, ЗАТЕЯТЬ, БУДИТЬ, КЛЕИТЬ, БОРОТЬСЯ, КОЛОТЬ, ВЕЯТЬ, ШЕПТАТЬ, СТРОИТЬ, ТОПТАТЬ, НАДЕЯТЬСЯ.

       

РАБОТА НАД ШЕСТОЙ РУБРИКОЙ.

      Всем отделам раздаются фотографии из жизни класса.

      Задание: наши фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериал. А вашим отделам подготовить подписи к фотографиям.

Проверка выполненной отделами работы проводится после каждой рубрики.

Подведение итогов урока.

Газета «Глаголъ» подготовлена к выпуску.

Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим рекламу.

Пользуясь планом, написанным на доске, составляем рекламу.

ПЛАН:

  1. КОМУ АДРЕСОВАНА ГАЗЕТА?

                                 2.  ПОЧЕМУ ЕЕ НАДО ПРОЧИТАТЬ?

                        3.   О ЧЕМ ВЫ УЗНАЕТЕ, ПРОЧИТАВ ГАЗЕТУ?

Рекламу анализируют учащиеся всех отделов.

В класс входит царь Чтоделкин. Он вручает ученикам призы – отметки, вырезанные из цветного картона. Учащиеся всех отделов получают 5.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествуем по  Морфологии

Цели урока: систематизировать и совершенствовать грамматический материал по теме; учить, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; прививать навыки самостоятельной работы; воспитание коллективизма, умение работать в группах.

Оборудование: Карта страны «Морфология». Таблички с названием отделов на столах, карточки с заданиями.

                                                            Ход урока

  1. Минутка здоровья.

      Покачайтесь,

      Покружитесь,

      Потянитесь,

            Распрямитесь,

      Приседайте,

      Приседайте,

      Пошагайте, пошагайте.

      Встаньте на носок, на пятку,

      Поскачите в присядку,

      Глубоко теперь вздохните,

      Сядьте тихо, отдохните,

      Все в порядок приведите

           И работать, друзья, начните

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим урок русского языка в форме деловой игры.

Учитель: Ребята, скажите, по какой стране мы путешествуем?

Ученики: Мы путешествуем по стране Морфологии.

Учитель: В каких городах этой страны мы побывали?

Ученики: В городах Имя Существительное, Имя Прилагательное, Местоимение.

                                      Глашатай:

                             Внимание! Внимание!

                   Слушайте сей указ царя Чтоделкина.

                                      Повелеваю:

                                                $1

С 18 февраля нынешнего года начать выпуск газеты «Глаголъ»

                                                $2

Продавать эту газету жителям других городов страны Морфологии.

                                                $3

           Кто выполнит сей указ, тот получит награду.

                                                  Век нынешний. День сегодняшний.

                                                  Подпись:___________(Чтоделкин)

  3.  Председатель по защите прав потребителей Лингвиния вручает         лицензию.

     


Морфология

Госкомитет Морфологии по защите прав потребителей

Лицензия

Предприниматели  учащиеся 4 класса

Свидетельство о регистрации №  453, выданное администрацией города Глаголъ

Имеют право на осуществление следующего вида деятельности:

- издавать и продавать газету «Глаголъ»

Срок действия  с 18.02 2008 года  по 25.05  2008 года

Председатель по защите прав потребителей

Лингвиния.


5. Презентация газеты.

Что такое глагол?

                                                           Первый ученик

Интересная часть речи

  В Русском языке живет.

     Кто что делает расскажет:

                                                Чертит, пишет и поет,

                                                Вышивает или пашет,

                                                Или забивает гол,

         Варит, жарит, Моет, чистит-

      Все расскажет нам глагол.

На какой вопрос отвечает?

Как изменяются глаголы?

Ученик читает стих

Этот хитренький глагол

                                                Себе время изобрел.

       «Ухожу»,- кричит сегодня.

          «А вчера»,- кричит, - ушел»

            «А завтра,- скажет, - я уйду!»

                                                Позавидуйте ему!

Ученик читает стих

У глагола есть лицо,

Не одно, а целых три!

Если хочешь их запомнить,

Я пишу, и

Мы читаем

Первое лицо такое.

Ты пришел,

Вы повстречались-

Так звучит лицо второе.

Он, она, оно, они

Ехали на пони.

Это третье лицо,

Хорошо запомни!

Как называется начальная форма глагола?

Ученик читает стих

                                   Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив – звучит занятно,

Я вам назвался, наконец!

Заседание Редакционного Совета.

Класс разделен на 3 группы (отдела)

  1. Отдел писем.

                                                      2.  Отдел информации.

                                                 3.  Отдел новостей.

Работа по двум первым рубрикам.

Что обозначает глагол?

На какой вопрос отвечает?

Каждому отделу раздаются карточки с заданиями.

Отдел писем.

На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые глаголы пропущены.

Вставьте нужные по смыслу глаголы:

           Лошадь – ржет

           Корова – мычит

           Собака – лает

           Овца –

           Свинья –

           Волк –

           Кузнечик –

           Гусь –

Отдел новостей.

   Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните разницу в словах, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

  1. Отв…рить сардельки. – Отв…рить дверь.
  2. Пол…скать ребенка. – Пол…скать белье.
  3. Пос…деть в парке. – Пос…деть в старости.

Отдел информации.

   Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

  1. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
  2. Ведро дало течь, и вода стала течь.

    3. Есть казацкая сечь, где казак любит сечь.

 

Работа над третьей рубрикой.

Изменение глаголов по временам.

Отдел писем.

Задание: отгадать загадки и определить время глаголов.

  1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет.
  2. Длинной шеей поверчу – груз тяжелый подхвачу, где прикажут – положу: человеку послужу.
  3. Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб.

Отдел информации.

Задание: прочитайте стихотворения и определите время глаголов, встречающихся в нем.

Бросил в землю зерно человек,

                                      А укрыл его бережно Снег.

                                       

                                      Дождь весною поля оросил –

                                      У росточка прибавилось сил.

Греет Солнце весенний росток,

                                      Золотит молодой колосок.

                                       Мукомол его тронет рукой –

Станет колос отменной мукой.

Отдел новостей.

Задание: в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница.

Сказка – шутка.

Учительница спросила Лентяйкина:

    - Если я говорю: Я умываюсь. Ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь. Они умываются. Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:

    - Утро.

Работа над четвертой рубрикой.

Начальная форма глагола.

Отдел писем.

Задание: Нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределенной форме.

 ДАТЬ ОТВЕТ

               ПОКРЫТЬ КРАСКОЙ

         НАДЕТЬ ПАЛЬТО

                   ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ

 ЛИТЬ СЛЕЗЫ

      ГЛОТАТЬ ВОДУ

              СДЕЛАТЬ ПОДАРОК

                СДЕЛАТЬ ПРОВЕРКУ

Отдел информации.

Задание: выписать глаголы неопределенной формы.

ХОДИТ, ХОДИТЬ, КОСТЬ, КОСИТ, КОСИТЬ, КРОВАТЬ, КРЫТЬ, КРОЮТ, СЕТЬ, СЕЯТЬ, СЕСТЬ, НОСЯТ, НОСИТЬ, СКАТЕРТЬ, СТЕРЕТЬ, СТИРАЮТ, СТИРАТЬ, ПЛЕТЬ, ПЛЕСТИ, КОГТИ, НОГТИ, НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПУТИ, КОСТИ, ЗЛОСТЬ, ГРЫЗТЬ, ГРУСТЬ, ДЕРЖАТЬ, ЛОШАДЬ, МЕШАТЬ, МЕДЬ, ПЕТЬ, ТРЕТЬ, ТЕРЕТЬ.

РАБОТА НАД ПЯТОЙ РУБРИКОЙ.

Спряжение.

Отдел  писем

          Задание: закончите пословицы, укажите спряжение глаголов.

  1. Мир строит, а война…
  2. Смелый побеждает, а трус…
  3. Ласточка день начинает, а соловей…
  4. Труд кормит, а лень…
  5. Лето собирает, а зима…

Отдел информации.

     Задание: напишите глаголы – исключения, которые относятся ко второму спряжению.

Отдел новостей.

     Задание: определите спряжение глаголов по суффиксам неопределенной формы.

СЕЯТЬ, ПОЛОТЬ, ЗАТЕЯТЬ, БУДИТЬ, КЛЕИТЬ, БОРОТЬСЯ, КОЛОТЬ, ВЕЯТЬ, ШЕПТАТЬ, СТРОИТЬ, ТОПТАТЬ, НАДЕЯТЬСЯ.

       

РАБОТА НАД ШЕСТОЙ РУБРИКОЙ.

      Всем отделам раздаются фотографии из жизни класса.

      Задание: наши фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериал. А вашим отделам подготовить подписи к фотографиям.

Проверка выполненной отделами работы проводится после каждой рубрики.

Подведение итогов урока.

Газета «Глаголъ» подготовлена к выпуску.

Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим рекламу.

Пользуясь планом, написанным на доске, составляем рекламу.

ПЛАН:

  1. КОМУ АДРЕСОВАНА ГАЗЕТА?

                                 2.  ПОЧЕМУ ЕЕ НАДО ПРОЧИТАТЬ?

                        3.   О ЧЕМ ВЫ УЗНАЕТЕ, ПРОЧИТАВ ГАЗЕТУ?

Рекламу анализируют учащиеся всех отделов.

В класс входит царь Чтоделкин. Он вручает ученикам призы – отметки, вырезанные из цветного картона. Учащиеся всех отделов получают 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфология

Правила русского языка....

Памятка для учащихся по теме Морфология

МОРФОЛОГИЯ – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи....

"Путешествие в страну Морфологию"урок русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Путешествие в страну Морфологию". Материал урока использован для закрепления знаний детей об имени прилагательном,о имени существительном и глаголе.На уроке использов...

Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов.Русский язык. Существительное.(Морфология.Орфография.)

Интеллектуальный марафон  позволяет учащимся углубить и расширить знания по предмету, способствует развитию их дарований,способствует развитию творческой активности, формирует устойчивую потребно...

Олимпиадные задания по русскому языку по теме "Морфология" 4 класс

Интересные задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера....

путешествие по острову морфология

материал содержит план урока-путешествия по русскому языку в 3 классе...