Морфология
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Правила русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfologiya.doc466.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правила

по русскому языку

 1 - 4

Хочу  всё  знать и  правильно писать!

Раздел    V

МОРФОЛОГИЯ

(раздел  грамматики, который  изучает  части  речи)

Имя  существительное

1. Что  называется  именем  существительным?

    Имя  существительное  -  это    часть речи, которая  обозначает  ПРЕДМЕТ    и    отвечает  на  вопросы  КТО?  ЧТО?

                 Например: кто?  собака, бабочка, мужчина

                                    что?  цветок, книга, игрушка

2. Как различать одушевлённые и неодушевлённые  имена  существительные?

                К  одушевлённым  именам  существительным   ставится  вопрос  КТО?, к  неодушевлённым  -  вопрос  ЧТО?

                Например: кто? ребёнок, Маша – одушевлённые  сущ.

                                   что? машина, роза – неодушевлённые  сущ.

!  К  одушевлённым  именам  существительным  не  относят   названия  растений.

3. Какие  имена  существительные  называются  собственными, а  какие – нарицательными?

        К  собственным  мы  относим  существительные, которые  обозначают  имена людей, клички  животных  и  географические  названия.

         Например: Наташа, Барсик, Донецк, Днепр, улица  Артёма

!  Имена  собственные  пишут  с  БОЛЬШОЙ  БУКВЫ.

  Остальные  имена  существительные - нарицательные.

           Например: кот, город, мальчик, озеро.

4.  Число   имени   существительного.

              Существительные  изменяются  по  числам:

                  - ЕДИНСТВЕННОЕ (один): грач, яблоко.

                  - МНОЖЕСТВЕННОЕ (много): грачи, яблоки.

5. Все  ли  имена  существительные  изменяются   по  числам?

                 Некоторые  имена  существительные  имеют  только  единственное  число. Например: сахар, молоко, сало, пшено, мука, железо, Москва, Киев, радио  и  другие.

                 Есть  и  существительные, которые  имеют  только  множественное  число. Например: ножницы, сани, очки, щипцы.

6. Начальная  форма  имени  существительного.

         Имена  существительные  в  начальной  форме отвечают на вопросы  КТО? ЧТО?  и  стоят в  единственном  числе.

           Например:  у  существительного  ЧАШКОЙ  начальная форма – ЧАШКА, у  существительного СНЕГАМИ  -  начальная  форма –  СНЕГ.

7. Род  имени   существительного.

           Имена  существительные  имеют  род:

           - МУЖСКОЙ (он, мой): папа, снегирь, портфель;

           - ЖЕНСКИЙ (она, моя): мама, сумка, утка;

           - СРЕДНИЙ (оно, моё): пальто, зеркало, дерево.

                           

   О Н, МОЙ         О Н О,МОЁ      О Н А,МОЯ

!  Чтобы  определить  род  имени  существительного во множественном числе, надо  поставить  его   в  начальную  форму.

8. В  каких  именах  существительных  с  шипящими  на  конце  пишется  Ь?

            В  именах  существительных  женского  рода  с  шипящими (Ж, Ч, Ш, Щ)  на  конце  пишется  мягкий  знак.

             Например: рожь, мышь, дочь, вещь.

             В  именах  существительных  мужского  рода  с  шипящими  на  конце, мягкий  знак  не  пишется.

              Например: меч, плащ, ландыш, нож.

9. П а д  ж      имён  существительных.

        Имена  существительные  изменяются  по  падежам, то  есть  склоняются. В  русском  языке  6  падежей.

П а д е ж

Слово-помощник

В о п р о с ы

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

есть

нет

дам

вижу

доволен

говорю

кто? что?

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о (на) ком?

о (на)чём?

 Порядок  падежей  можно  запомнить  по  шуточному  предложению:

Иван  Родил  Девчонку, Велел Тащить  Пелёнку.

10. Как    определить    падеж  имени  существительного?

        Чтобы  определить  падеж  имени  существительного, надо:

  1. найти  имя  существительное;
  2. найти  слово, к  которому  относится  имя  существительное;
  3. поставить  вопрос  от  этого  слова  к  этому  существительному;
  4. по  вопросу  определить  падеж.

Например: За  окном  лежит  снег.

  1. имя  существительное – за  окном.
  2. Слово, к  которому  оно  относится, - лежит.

3) Задаём  падежный  вопрос – лежит (за  чем?) – за  окном.

4) Вопрос  творительного  падежа, значит  слово  за  окном  стоит  в  Творительном  падеже.

11. С к л о н е н и е  имён  существительных.

Существительные  бывают  трёх  склонений.

  1. К  1  склонению  относятся  имена  существительные  мужского   и  женского  рода  с  окончаниями  -а (после  твёрдой  основы), - я (после  мягкой  основы), - ия.

   Например: пап а, дяд я, тарелк а, семь я, лин ия.

  1.  Ко  2  склонению  относятся  имена  существительные  мужского  рода  с  нулевым  окончанием  и  среднего  рода  с  окончаниями  -о (после  твёрдой  основы),  (после  мягкой  основы), - ие.

    Например: стол  , стекл о , пол е , волнени ие .

  1.  К  3  склонению  относятся  имена  существительные  женского  рода  с  мягким  знаком  на  конце. 

    Например: ночь , мышь  .

  1  склонение

   2 склонение

     3  склонение

   

  М.р.  и  Ж.р.

        - а, - я,

          - ия

         

     М.р.  - ,

 Ср.р. – о, - е,

          - ие.

         

           Ж.р.

   с  Ь  на  конце

12. Как  определить  склонение  имён  существительных?

 Чтобы  определить  склонение  имени  существительного, надо:

  1. найти  имя  существительное;
  2. поставить  его  в  начальную  форму (И.п., ед.ч.);
  3. определить  род;
  4. определить  окончание;
  5. по  роду  и  окончанию  определить  склонение.

Например: На  сирени  распустились  душистые  цветы.

                         1) имя  существительное – на  сирени;

                   2) начальная  форма – сирень;

                        3)  род – женский;

               4) окончание – нулевое (оканчивается  на  Ь)

               5) склонение - третье.

  1. имя  существительное – цветы;
  2. начальная  форма – цветок;
  3. род – мужской;
  4. окончание – нулевое;
  5. склонение – второе.

13.Падежные  окончания  имён  существительных. 

ПАДЕЖИ   слова-помощники      ВОПРОСЫ           ПРЕДЛОГ

 И.                                есть                           кто?   что?         ------------------

                                                       

        Р.                                  нет                        кого? чего?              без, у, от, до, из,              

                                                                             откуда? где?     около, возле,после,с

        Д.                                дать                        кому? чему?                      к, по

                                                                               куда? где?

        В.                                 вижу                        кого? что?          в, за, на, про, через

                                                                                   куда?

        Т.                                доволен                   кем?  чем?          за, над, под, с, перед

       П.                                  говорю                о  ком? о  чём?              в, об, о, на, при    

   

1 –е  скл.                                    2 –е  скл.                                3 –е  скл.

       м. р.  и  ж. р.                                  м. р.  --                                  ж. р.   --

              -а , - я.                                       ср. р. –о, -е

падеж

1 –е  скл.

2 –е  скл.

3 –е  скл.

Р. п.

- и

-

- и

Д. п.

- е

-

- и

П. п

- е

- е

- и

 

Морфологический  разбор  имени   существительного

1. Часть  речи.

2. Начальная  форма.

4. Одушевлённое / неодушевлённое.

5. Собственное / нарицательное.

6. Число.

7. Род.

8. Склонение.

9.Падеж.

10. Член  предложения.

Например: Кот   спрыгнул  со  стола.

                    кот – сущ., кот,  одуш., нариц.,              

                              ед. ч.,  м. р.,  2скл., Им.п., подлежащее.

                   (Со) стола – сущ., стол, неодуш., нариц., ед. ч.,

                  м.р., 2 скл., Р.п., втор.чл.пр.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествуем по Морфологии

Путешествуем по Морфологии. На данном уроке учащиеся обобщают знания по теме "Глагол". Урок проводится в форме деловой игры....

Памятка для учащихся по теме Морфология

МОРФОЛОГИЯ – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи....

"Путешествие в страну Морфологию"урок русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Путешествие в страну Морфологию". Материал урока использован для закрепления знаний детей об имени прилагательном,о имени существительном и глаголе.На уроке использов...

Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов.Русский язык. Существительное.(Морфология.Орфография.)

Интеллектуальный марафон  позволяет учащимся углубить и расширить знания по предмету, способствует развитию их дарований,способствует развитию творческой активности, формирует устойчивую потребно...

Олимпиадные задания по русскому языку по теме "Морфология" 4 класс

Интересные задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера....

"Использование сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе"

Материал содержит мастер-класс по теме: "Использование  сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе". В нём представлен опыт работы по указанной тематике....

Урок-викторина в 3 классе на тему "В царстве Морфологии"

Предлагаю разработку урока русского языка в 3 классе. Урок проводится в форме путешествия в страну "Морфологию". Команды участвуют в соревн...