Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Шафигуллина Люция Ильясовна

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk_urok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Цель: ознакомить учащихся с новой орфограммой, научить писать без ошибок

большую букву в фамилиях людей;

развитие умения подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;

развитие речи, памяти, орфографической зоркости;

воспитание любви и уважения к семье и людям, прославившим наш край.

I. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки.

II. Работа над каллиграфией.

                            5 февраля.                                           записано на

                         Классная работа.                                   доске

                          е  С  ъ м я с

- Посмотрите на эти буквы. На какие группы их можно разделить?

( буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)

- Что общего между буквами, обозначающими гласные звуки?

- Какая буква лишняя? Почему?

- Для чего мы используем на письме заглавные буквы? Запишите 3 раза.

                ссс

- Какое слово спряталось за оставшимися буквами, вы узнаете, выполнив следующее задание.

III. Словарная работа.

1) «Доскажи словечко»

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Папа с мамой, сестрёнка и я

Мы называемся вместе...     (семья)                                                      карточка

- Как вы понимаете, что же такое семья?                                                 слайд Нынешний год объявлен нашим правительством годом семьи. Как вы думаете, почему? (каждая семья важна для нашего государства)

- Подберите однокоренные слова к слову семья. -Какие слова мы называем однокоренными?

          Семья, семьянин, семейство, семейка, семейный...                  карточки

- Выделите корень.

- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?

              Фамилия                                                                                карточка

- А что означает слово «фамилия»?

- Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю.     словарь,            

                                                                                                                          слайд

                      (читаем толкование слова)

- Значит, это слово... многозначное.

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова.

IV. Открытие темы урока, сообщение целей.

- Из материала изученного ранее, вспомним, как же записывается фамилия людей?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке?                                   Слайд

- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение.

                     Моя фамилия...

- Запишите это предложение. С какой буквы вы записали свою фамилию? Заглавная буква в фамилиях людей это орфограмма. Выделите эту орфограмму.

- Итак, с какой буквы пишутся фамилии людей?

                                                                           (хором)

V. Беседа о фамилиях.

- А знаете ли вы, что ещё 150 - 200 лет назад у большинства людей фамилий не было.

Были отчества и прозвища.

Например, сына Михаила называли...Михайлов сын,

                                       а сына Юрия...Юрьев.

- А какие прозвища давались!

Обладателю белых волос... Белов или Беляк,

Сыну столяра... Столяров

Человеку с добрым характером- ... Добрынин и т. д.

VI. Упражнения в написании фамилий с заглавной буквы.

1) работа по карточкам

- Проведем исследовательскую работу и выполним задания.           карточки - 4уч.

           (раздаю карточки с заданиями)

- Какие фамилии можно образовать от данного имени.

а) Иван, Ваня

б) Пётр, Петя

в) Борис, Боря                                                        пишут на карточках

г) Кирилл, Кирюша

 

2) фронтальная работа с классом

- Придумать фамилии от названий птиц, которые живут в наших краях.      

                                                                 (картинки птиц)

Дятлов, Скворцов, Соловьёв, Сорокин, Кукушкин, Лебедев, Воронов, Соколов.

- Как вы написали фамилии людей? Выделите эту орфограмму.

3) физ.минутка - птичьи голоса  (фонограмма)

(закрыть глаза, можно опустить голову на парту)

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? С этим же настроением продолжим нашу работу.

4) групповая работа

- Внимание, первый ряд составит фамилии людей, которые происходят от...  

            названий диких животных;                                карточки прикрепляю на доске

       второй ряд - названий домашних животных;             

       третий ряд - животных обитающих в воде                 

                    (дети группируются и записывают на листочках)

- Проверим вашу работу. Прочитайте фамилии, которые у вас получились?

- Какое правило вы вспомнили при написании этих слов?

5) проверка работы по карточкам

- Что же придумали наши исследователи, которые трудились самостоятельно и составляли фамилии от имён?

- Что объединяет эту пару слов?                                        (полное и краткое имя)

- Когда используют краткое имя?

6) «Исправь ошибки»

юлаев                                                                     таблица

рахимов

карим

исангулов

мубаряков

- Прочитайте. Что вы можете сказать?

- Что мы должны помнить при написании фамилий? Что говорят вам эти фамилии?

(имена известных людей, которые прославили нашу республику далеко за её пределами)

- Знаете ли вы их имена?

(прикрепляю таблицу с именами)

               Салават

               Муртаза

               Мустай

               Фарит

               Арслан

- Как мы обращаемся к уважаемым людям? Кто знает как звали отца Салавата Юлаева? Это как раз тот случай, когда фамилия произошла от имени отца.

- Запишите фамилию, имя, отчество легендарного башкирского героя. Он не только герой, но и поэт импровизатор.

                    (Юлаев Салават Юлаевич)

VII. Физ. минутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Поиграем мы в игру,

Я её сейчас начну.

Чья фамилия на гласный,

Тот на корточки присядет.

Ну, а если на согласный

Мы потопаем ногами.

Чья фамилия на .. .Г и К

Хлопнем так.

Чья фамилия на .. .Н и С

Прыгнем так.

Чья фамилия на .. .Б и Ф

Покружись.

Чья фамилия на .. .П и М

Покажись.

- Можно ли ваш класс назвать семьёй? Вы тоже одна большая школьная семья.

VIII. Работа с пословицами. Письмо по памяти.

- Какие пословицы о семье вы знаете? (варианты детей)

                       Не нужен клад, когда в семье лад.

1)  чтение

2)  смысл

- Как вы понимаете эту пословицу?

3)  работа над лексическим значением слова

- Что значит, в семье лад?

4)  орфограммы

- Какие опасные места встретились в этой пословице?

- Проведём орфографическую подготовку.

5)  чтение индивидуальное

6)  хоровое чтение

- Запишите по памяти, выделите орфограммы.

Взаимопроверка

- Проверьте друг у друга правильность написания пословицы. Если выполнили правильно, пожмите друг другу руки.

- Молодцы, вы тоже дружно и хорошо работали.

- А вы бы хотели, чтобы в вашей семье был лад?

- Наверное, ваши семьи тоже дружные. Выполнив задание по учебнику мы познакомимся ближе с вашими семьями.

IX. Работа по учебнику.

Упр. 127, с. 58 - дидакт. материал

- Какое правило встретилось вам в этом задании? Выделите одной чертой эту орфограмму.

     X. Работа по развитию речи. Составление рассказа о семье.

Записываем 3-4 предложения

     XI. Дом. задание.

- Предлагаю вам записать 10 фамилий своих одноклассников в алфавитном порядке.

     XII. Итог.

- Что интересного вы узнали на уроке? Как пишутся фамилии людей?

- Как произошли фамилии?

- А теперь, давайте оценим нашу работу.

Поднимите руки, кому на уроке было интересно и понятно!

Кому не всё понятно?

Кому было не интересно и непонятно?

- Спасибо. Мне с вами тоже было интересно и радостно работать. Вы мне доставили удовольствие от проделанной с вами работы.

Очень понравился урок - красное сердечко

Понравился - жёлтое сердечко

Не понравился - зелёное сердечко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

презентация к уроку "Развитие умения писать большую букву в отчествах людей"

В презентации представлены задания, используемые при изучении данной темы....

Развитие умения писать большую букву в фамилии людей

Урок русского языка во 2 классе "Школа 2100"...

Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"Цель  урока: развитие личности ребёнка на основе формирования учеб...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей".  Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД....