Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Василенко Алла Сергеевна

Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

АЛФАВИТ.

НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Урок 81 (65).

Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Цель:

  дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;

  развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке.

Символы: Н, П, М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3  6  7  3

Беседа.

Знакомство с новым словарным словом
Учитель обращается к классу:
– Аня, встань, подойди ко мне. (Данная просьба вызывает затруднение, т.к. в классе три Ани)
– Как понять к кому из учениц обратился учитель?
– Верно, нужно назвать фамилию.

– А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия?

– Это и будет тема нашего урока.

Мини-беседа о фамилиях.

Фамилия: (дети объясняют значение слова, затем учитель дает толкование слова из словаря)

1) наследуемое семейное наименование;

2) то же, что и семья.

– Как вы думаете, какая будет тема урока?

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

1  3  3

– Большая буква в фамилиях.

– Составим план урока.

  1. Какие бывают фамилии (Называют фамилии).
  2. Запись фамилий.
  3. Откуда появились фамилии (Историческое значение фамилий. Можно дать задание ученикам на предыдущем уроке, чтобы узнали историю своей фамилии).

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова.

– Дополните предложение и запишите его: Моя фамилия...

– С какой буквы вы написали фамилию?

– Кто из вас знает значение своей фамилии?

– А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий не было? Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра.

– Какая фамилия была у Ивана Грозного?

– Оказывается, когда жил великий князь всея Руси, потом ставший русским царём Иваном IV, у русских людей не было фамилий.

– Вот как в XVI веке называли людей: «князь данило княж юрьев сын меньшого ушатого; угрим львов сын выродков». В XVI–XVIII вв. вводится единая трёхчинная система наименований (имя, отчество, фамилия).

– Давайте придумаем фамилии от имени Петя. (Петухов, Петров, Петрушкин, Петрухин и т.д.)

– Запишите эти фамилии.

Сделайте 1-й вывод: как пишутся фамилии людей?

– Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова.

– А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась ...

– Если у человека была борода, получится …  (Бородин, Бородков, …).

– Некоторые фамилии возникли от названия места жительства.

(Московин, Вяземский, Шуйский и др.)

– От названий животных, птиц … (Коровин, Медведев, Соловьёв, Лебедев, )

– От названий растений... (Ромашин, Цветков, Васильков, …)

Ученики записывают по 1–2 фамилии. Подчёркивают большую букву.

Сделайте 2-й вывод: от каких названий происходят фамилии людей?

– Фамилии происходят от имён, прозвищ, места жительства, названий животных, птиц, растений.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  3  4  5  3  1  4  

1. Мини-беседа.

– Вспомните список вашего класса.

– Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.)

– Что находится на 1-м месте?

- Почему именно эта фамилия стоит на первом месте?

– А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.)

– Прочитайте алфавит,

Можно читать по цепочке.

– Уточните, в каком порядке идут буквы, начиная с буквы ф «эф». Какой вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте ещё раз алфавит с этой буквы.

– Какое слово было зашифровано в упр. 145 (домашнее задание)?

– Правильно назовите каждую букву в этом слове.

2. Работа в группах.

Упр. 147 – ученики в группах записывают фамилии незнакомых детей (один из учеников в группе пишет на листочке). Большую букву в именах и фамилиях подчёркивают. Затем листочки передаются в другие группы, происходит взаимопроверка.

Задание 2.

– Запишите фамилии ребят нашего класса.

Всего в классе … ученика, учитель может назвать количество учеников для 1-й, 2-й групп и количество учеников для 3-й, 4-й групп.

1-я, 2-я группы – с А до Л.

3-я, 4-я группы – с М до Я.

– Что делать, если есть несколько учеников, у которых фамилия начинается на одну букву? (Нужно посмотреть на следующую и располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.)

Затем ученики от 1-й, 3-й групп читают списки, а из 2-й, 4-й – сравнивают со своими вариантами. При наличии ошибок учитель корректирует их по списку (можно представить на слайде).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Занимательный материал.

– А бывают ли смешные фамилии?

– Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии: «Иванов без штанов. Петров без дров».

– А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов –

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном – ослом он был,

Ослом он и остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Всё дело не в фамилии, а в человеке!

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Выполните задание № 2, тема 12 в Рабочей тетради. Сделайте самопроверку.

– На что нужно обращать внимание, если фамилия начинается на одинаковую букву?  4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 126 («Дидактический материал»).

Деятельность учеников:

 – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

 – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

 – Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

презентация к уроку "Развитие умения писать большую букву в отчествах людей"

В презентации представлены задания, используемые при изучении данной темы....

Развитие умения писать большую букву в фамилии людей

Урок русского языка во 2 классе "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей".  Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД....

Презентация и конспект к уроку русского языка по теме «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока русского языка во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) по теме «Развитие умения писать большу...