Урок русского языка в 3 классе (" Гармония")
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Tarasova Nina Sergeevna

Конспект урока. 2011г. Тема:" Что мы знаем о слове".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Itogovaya_k.r._Russkiy_yazyk_3_kl._Kursy_2011g.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Итоговая работа.

 Конспект урока русского языка в 3-ем классе ( М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.   К тайнам нашего языка)

Учитель: Тарасова Н.С.

Тема: «Что ты знаешь о словах?».

Цель: формировать умения различать слова по строению, по значению, решать орфографические задачи.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи:

-закрепление знаний о слове, обратив особое внимание на значение слов и их строение;

-продолжить обучение умению работать с орфографическим словарём с целью решения орфографических задач;

-продолжить обучение наблюдению за значением  слов с целью познаваемости окружающего мира;

2. Воспитательные задачи:

-способствовать трудовому и патриотическому воспитанию;

-продолжить работу по формированию коллектива;

-формирование коммуникативных качеств личности;

3. Развивающие задачи:

- развитие логического мышления и обогащения речи учащихся;

-развитие мотивации;

-развитие самостоятельности мышления и умения отстаивать свою позицию.

        Оборудование:

  1. Русский язык.  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко   К тайнам нашего языка  Часть 2,      « Ассоциация 21 век»  2009
  2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  Русский язык   К тайнам нашего языка   Тетрадь-задачник   Часть 3   « Ассоциация 21 век»  2009
  3. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко   К тайнам нашего языка   Методические рекомендации  « Ассоциация 21 век»   2004
  4. Компьютер, проектор, экран.

                                               Ход урока

  1. Организационный момент ( Учитель объявляет, что на каждом этапе работы на уроке учащиеся получают бонусы за правильные ответы).
  2. Проверка домашнего задания.

Игра « Ответь правильно».

Вопросы (их два) написаны на карточках.

На один ученик должен ответить сам, а другой  задать товарищу (на какой вопрос отвечать, а какой задавать, ребёнок решает сам). Карточки до урока дети берут на столе учителя, вопросы из тетради-задачника ч.3 (см.с. 44, упр. 560).

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Логическое задание ( см. приложение на листах А-4,2 листа) . Учащиеся работают на смартдоске.

а)

- Какое слово лишнее? Почему? ( Ракета - лишнее слово.  Слова : космос, космонавт, космический являются однокоренными с корнем  косм, а  слово ракета  к ним не относится.)

-Кто и когда стал первым космонавтом? Сколько времени длился полёт?

-Придумай однокоренные слова к слову ракета. Какую гласную в корне слова следует запомнить?

-Найдите в орфографическом словаре ещё слова по теме «Космос» ( дети работают в парах) и выпишите их на доску.

б)

-Соедини слова в пары маркером на экране. (Слова на экране расположены в беспорядке). Названия каких животных мы вспоминаем, чтобы назвать:

храбреца (орёл)

задиру (петух)

хитреца (лиса)                                              

увальня (медведь, тюлень)

безбилетника (заяц)

2. Какими синонимами из 4 букв можно заменить такие слова? (На экране столбик со словами и карточки с буквами, которые нужно двигать для составления нужных слов)

приятель (друг)

противник (враг)

солдат (воин,боец)

шагать (идти)

красный (алый)

печаль (горе)

работа (труд, дело)

Физминутка (упражнения для глаз)

3. Работа с заданием упр. 561. ( См. М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко   Русский язык   К тайнам нашего языка  Часть 2,      « Ассоциация 21 век»  2009).  Работа выполняется в тетрадях.

Предполагается  повторение того, что среди слов бывают синонимы и антонимы.

-Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

-Что можно сказать о выделенных парах слов в каждом предложении? (маленькая и большая - синонимы, бегут и несутся – антонимы).

-Какие слова мы называем синонимами, а какие – антонимами?

-Какие орфографические задачи вы решали при списывании предложений?

4. Коллективная работа над пониманием значения слов. Работа выполняется на доске.

-Напишите для слов с пропусками глаголы, которые отражают смысловое значение данных слов, поставив гласную в сильную позицию:

Зап.вать (            )  лекарство.

Зап.вать (             ) песню.

Птичка св.ла (                 ) гнездо.

Мама св.ла (             ) дочку по ступенькам.

Мальчик сл.зал (              ) с крыши.

Кот сл.зал (            ) сметану.

-Как вы считаете, помогает ли понимание значения слов разобраться в их написании?

Физминутка

-Вы, наверное, устали?

-Да!

- И поэтому все встали,

Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели: ш-ш-ш-ш.

Пошипели, помолчали,

И, как зайцы, поскакали,

И за кустики пропали.

5. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах: упр.562 (см. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  Русский язык   К тайнам нашего языка   Тетрадь-задачник   Часть 3   « Ассоциация 21 век»  2009, с 44-45).

- Реши орфографические задачи и рядом ещё раз запиши слова; если нужно, записывай несколько слов с разными значениями.

6. Решение проблемной ситуации с последующим обсуждением и опорой на орфографический словарь: работа над строением слов и исправлением допущенных ошибок: упр. 564 (см М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  Русский язык   К тайнам нашего языка   Тетрадь-задачник   Часть 3   « Ассоциация 21 век»  2009, с. 46).

-О чём мы должны всегда помнить при проверке любой части слова? ( Читаем напоминание в учебнике,  с.86).

-Написание каких слов мы запомнили с опорой на орфографический словарь? ( Земляника, полевой).

-Какое напоминание помогло  правильно решить орфографические задачи? (Любую часть слова можно проверить только той же частью слова).

7.Работа по алгоритму с опорой на схему. Упражнение 563 . (см М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  Русский язык   К тайнам нашего языка   Тетрадь-задачник   Часть 3   « Ассоциация 21 век»  2009, с.45-46).  Работа выполняется в тетрадях-задачниках с комментированием.

-Какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова? Составьте алгоритм такой работы.

Под руководством учителя составляется схема:

                                    Безударная гласная

изменение формы                   подбор родственного                   подбор родственного

       слова                                      слова той же части                          слова другой части

                                                                   речи                                                    речи            

                    чтобы     эта     гласная    была     под     ударением

4) Итог урока.

- Какие виды деятельности помогли нам на уроке решить все орфографические задачи?      ( Работа с орфографическим словарём, определение значения слов и их строения, работа над безударной гласной в корне слова по алгоритму) знание.

- Чем нам помогает понимание значения слова и знание его строения  при решении орфографических задач? ( Понимая значение и зная строение слова, мы можем правильно подобрать однокоренные проверочные слова).

-Какое напоминание нужно помнить, чтобы писать грамотно? ( Любую часть слова можно проверить только той же частью слова.)

-Подсчитайте полученные бонусы ( анализ работы учащихся на уроке).

5) Домашнее задание: упр. 566 ( См. М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко   Русский язык   К тайнам нашего языка  Часть 2,      « Ассоциация 21 век»  2009).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока "Собственные имена"Цель урока:  На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.Задачи:  Создать ситуации для выяснения с...

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Предложение: его назначение и признаки" УМК Гармония

В презентации представлен первый из четырёх уроков руского языка 2 класса по теме "Как мы строим предложения" в разделе "Предложение. "Выражаем мысли и чувства"Источники разработки урока: 1. Соло...

Урок русского языка по программе "Гармония". 4 класс.

Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". 4 класс. Тема урока: "Правописание безударных гласных  в окончаниях имён существительных"....

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"

На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...