Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Андрианова Александра Сергеевна

конспект урока "Род имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc817.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с применением средств ИКТ

ГОУ ЦО №1178

План-конспект урока по русскому языку

с применением ИКТ в 3 классе «Б»

(«Школа России»)

Тема урока:

«Род имён существительных»

Урок разработала:

учитель начальных классов

Андрианова А.С.

г. Москва

2007-2008 уч. г.

Пояснительная записка

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа России») по теме «Род имён существительных» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  •  АРМ учителя;
  •  Проекционный аппарат;
  •  Экран (Смарт доска).

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP;
  • Microsoft Office XP;
  • Презентация Power Point.

План-конспект урока русского языка в 3 классе

с применением средств ИКТ

Тема урока: «Род имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • научиться распознавать род имён существительных.

Задачи урока:

  • формировать умение определять начальную форму имён существительных;
  • формировать умение определять род имён прилагательных;
  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать;
  • формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух;
  • воспитывать любовь к русскому языку, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудование урока:

  • учебник «Русский язык. 3 класс» по программе «Школа России»;
  • письменные принадлежности к уроку русского языка;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска, компьютерный класс (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе «Пояснительная записка»).

Этап урока

Ход урока

Примечания

 Орг.момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово!

Любознательные дети

Знать хотят про всё на свете!

Чистописание

                Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

- Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Четырнадцатое февраля.

Классная работа.

- Какие орфограммы (правила) спрятались в словах?

- Напишите по образцу буквы, их элементы.

- Какое слово спряталось в чистописании?

- Какие рода вам известны?

- У каких частей речи можно определить род? Приведите примеры.

 Словарная работа

- Я  предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.

- Вспомним, первое слово пишется с заглавной буквы.

- Итак, начнём… ( по щелчку открываются картинки, запись словарных слов с комментированием)

1. Я в любое время года                            

   И в любую непогоду                                

   Очень быстро в час любой                      

   Провезу вас под землёй. (метро)

2. Без языка живёт,

   Не ест и не пьёт,

   А говорит и поёт. (радио)  

3. Братцы в гости снарядились,

   Друг за другом уцепились

   И помчались в путь далёк,

   Лишь оставили дымок. (вагон)

 4. Ручка есть, а не грабли,

    Землю роет, а не плуг.(лопата)

5. Через поле и лесок                                  

   Подаётся голосок

   Он бежит по проводам-

   Скажешь здесь,

   А слышно там. (телефон)

6. Стоит на крыше верхолаз

    И ловит новости для нас.

                                   (антенна)

7. Сбоку марка и картинка,                      

    В круглых штампах                                  

   Грудь и спинка.                                      

   Маленькое очень,

   Быстрое, как птица,

   Если захочешь-

   За море умчится. (письмо)

8. Языка не имеет,

   А у кого побывает,

   Тот многое знает. (газета)

9. Что за чудо, что за ящик?

   Сам-певец и сам-рассказчик,                    

   И к тому же заодно                                    

   Демонстрирует кино.    

                                (телевизор)

10. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

                                (машина)

- Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что?, обозначают конкретные предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)

- Какой частью речи они являются?

- Что такое имя существительное?        

Сообщение темы и целей урока

(чтение стихотворений детьми)

 Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский  род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

- Ребята, как вы думаете, какая будет тема у нас сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке мы продолжим работу по распознаванию рода имён существительных.

Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр.19 и прочитайте правило.

- Давайте сделаем вывод, как определить род имён существительных?    Что для этого надо сделать?

- Теперь попробуем применить правила на практике. Вернёмся к словарным словам и определим род (работа проводится устно)

 Самостоят работа

- Выполним самостоятельно  в тетрадях упр.404 на стр.19 по вариантам

I в.-выписывает слова м. рода

II в.-выписывает слова ж. рода

III в.-выписывает слова ср. рода

-      Теперь проверим.

Коллективная работа

- С какой частью речи чаще всего сочетаются им. существительные?

- Я предлагаю вам составить по 3 словосочетания  «сущ. + прил.», где имя существительное будет разных родов; даю вам прилагательное в начальной форме.

Например, прилагательное «синий». Подберите 3 имени существительных разных родов. Как узнать род имени прилагательного? Скажите, что изменялось у имени прилагательного? Какой вывод можно сделать?

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считает.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Самостоятельная работа

- Теперь попробуйте самостоятельно, по  рядам, подобрать к именам прилагательным имена существительные разных родов, и у имён прилагательных выделите окончания. (проверяем окончания им.прил. по слайду)

Работа в тетради на печатной основе

- Отложите свои рабочие тетради и откройте тетради на печатной основе на стр.9. Найдите упр.83 - Прочитайте. Вам приходилось наблюдать что-то подобное?

- Возьмите, пожалуйста, свои карандаши и в тексте в скобках укажите род имён существительных.

- Теперь проверим.

- Ребята, а как вы смогли определить род у имени существительного «иголки», ведь это существительное стоит во мн.ч.?

-Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

-Значит, какой вывод можно сделать?

-Откройте стр. 21 учебника и прочитайте правило.

По щелчку в скобках появляется род (для проверки).

Работа над предложением

-Запишите в тетрадях предложение:

-О чём говорится в предложении?

-Какое это предложение? (простое, распространённое) Почему?

Выпишите словосочетания.

По щелчку высвечивается подчеркивание под словами и словосочетания.

 Итог урока

- Скажите, над какой темой мы сегодня работали?

- Как определить (узнать) род имени существительного?

- В тетради на печатной основе на стр.7, упр.80 допишите ответ.

- За работу на уроке получают «Пять» …..; «четыре»  …

 Д/з

- Откройте дневники и запишите д/з: стр. 19, 21 – выучить правила, стр.20, упр.405

«Род имён существительных» - 3 класс «Школа России»

ГОУ ЦО № 1178


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...