Рабочая программа по русскому языку, 4 класс.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_russkiy_yazyk_12.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Модульная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по программе «Школа России» 2004 года по учебнику 4 класса автора Т. Г. Рамзаевой и направлена на достижение следующих целей:

  • формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из модуля курса, модулей раздела, темы, модулей (планирования) различных учебных занятий. Каждый модуль темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.

Основными разделами программы являются блоки-модули: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 блоков-модулей, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждого блока-модуля имеет внутрипредметную связь. Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов( орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».

В модульной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты, взаимодиктант, тесты, работа по модульным карточкам, зачеты, сочинения, изложения). Систематическое использование входного контроля (снятие обучаемости) и выходного контроля (уровень обученности) позволяет реализовать комплексно-дидактическую цель, ранжированную на трех уровнях в каждом блоке-модуле.

Модульная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

4 КЛАСС (170ч)

Повторение (16 ч)

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звукобуквенный анализ слов.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова (обобщение правил правописания гласных и согласных в корнях слов).

Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки (сопоставление).

Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.

Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы: что делаешь? что сделаешь?

Предложение (12 ч)

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых (ознакомление). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом распространенном и сложносочиненном, состоящем из двух простых, предложениях (наблюдение).

Наблюдение за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).

Текст (5 ч)

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно- выразительные средства текста.

Части речи

Имя существительное (48 ч)

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришёл из школы, из магазина; уехал на Камчатку, в Крым; возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.

Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных, употреблять их в речи: учителя, инженеры, урожай помидоров, яблок.

Имя прилагательное (33 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).

Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Местоимение (7 ч)

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Глагол (40 ч)

Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов».

Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов: что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Правописание суффиксов в глаголах в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать (что? о ч е м?) сочинение об экскурсии, описать (ч т о?) экскурсию.

Наречие

Наречие — неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях: летел высоко, двигались медленно и т. п. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна.

Имя числительное

Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях типа два карандаша, пять дней, десять страниц и их употребление в речи.

Развитие связной речи

Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.

Особенности построения устного ответа по учебному материалу.

Повторение изученного за год (9 ч)

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемым написанием

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцати, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Учебно-методический комплект

МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД  (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря  2010г. № 2080) рекомендован УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык Часть 1, Часть 2. Издательство: "Просвещение".

В своей программе я использую  УМК Рамзаевой Т.Г., так как в нём нет значительных расхождений в изучении программного материала.

Автор учебника: Рамзаева Т.Г.

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2005-2006 г.

Авторы тетрадей на печатной основе: «Русский язык 4 класс». Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. (в 2-х частях).

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2011г.

Автор методического пособия: «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» Гараева Я.Ш.

Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2008г.

Автор программы: Рамзаева Т.Г.

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2008г.

Календарно-тематическое планирование:

п/п

п/п

урока в теме

Наименование разделов и тем программы

Стр.

Дата

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема: «Повторение». – 16 ч.

Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.

Слово, предложение, текст.

Знаки препинания в предложении.

Главные и второстепенные члены предложения.

Связи в предложении.

Текст.

Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Упражнения в написании корня слов.

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

Изложение – повествование «Медаль за отвагу».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Приставки и предлоги.

Разделительные Ъ и Ь.

Части речи. Имя существительное.

Тема: «Предложение». – 12 ч.

Контрольный диктант по темам «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Склонение имён существительных.

Части речи. Имя прилагательное.

Части речи. Глагол.

Изложение – повествование «Купание медвежат».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Однородные члены предложения.

Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.

Однородные члены предложения с союзами.

Однородные члены предложения, соединённые союзами И, А, НО.

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложений».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Однородные члены предложений.

Тема: «Текст». – 5 ч.

Тема текста.

Основная мысль текста.

Озаглавливание текста.

Изложение – повествование «Белый гусь».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. План текста.

Тема: «Имя существительное». – 47 ч.

Склонение имён существительных.

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Именительный падеж имён существительных.

Родительный падеж имён существительных.

Дательный падеж имён существительных.

Винительный падеж имён существительных.

Творительный падеж имён существительных.

Предложный падеж имён существительных.

Падежи имён существительных. Повторение.

Именительный и винительный падежи.

Винительный и предложный падежи.

Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Склонение имён существительных.

Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Изложение – повествование «Поведение животных».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Падежи имён существительных.

Три склонения имён существительных.

Упражнение в определении склонений имён существительных.

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Ударные и безударные окончания имён существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3 склонения.

Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

Изложение – повествование «Спасённый сад».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Определение имён существительных в тексте.

Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах.

Правописание окончаний существительных 1-го 3-го склонения в родительном и дательном падежах.

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний существительных».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правописание окончаний существительных.

Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения.

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Множественное число имён существительных.

Именительный падеж множественного числа.

Именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

Родительный падеж имён существительных во множественном числе.

Упражнения в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе.

Контрольный диктант по теме «Множественное число имён существительных».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Множественное число имён существительных.

Имя существительное. Закрепление.

Тема: «Имя прилагательное». – 33 ч.

Имя прилагательное.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

Изложение – повествование «Две встречи».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Склонение имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных. Повторение.

Развитие речи. Письмо.

Родительный падеж мужского и среднего рода имён прилагательных.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Изложение  – описание «Морж».

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Падежные окончания имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных женского рода.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Сжатое изложение по готовому плану.

Контрольный диктант по теме «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Окончание прилагательных в единственном числе.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Родительный и предложный падежи множественного числа имён прилагательных.

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

Контрольное изложение «Посылка».

Тема: «Местоимение». – 8 ч.

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Понятие о местоимении.

Местоимения 1,2,3-го лица.

Правописание местоимений с предлогами.

Правописание местоимений с предлогами.

Правописание местоимений с предлогами.

Изложение-описание «Утро в сосновом бору».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Закрепление.

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Тема: «Глагол». – 40 ч.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Глагол. Общее понятие.

Изменение глаголов по времени.

Изменение глаголов прошедшего времени.

Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глагола.

Контрольный диктант по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Временные формы глаголов.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Неопределённая форма глагола. Закрепление.

Изменение глаголов по лицам и числам.

2-е лицо глаголов единственного числа.

2-е лицо глаголов единственного числа.

I и II спряжение глаголов.

I и II спряжение глаголов.

I и II спряжение глаголов.

Будущее время.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Правописание личных окончаний глаголов.

Глаголы – исключения.

Глаголы – исключения.

Краткое изложение «Заяц - спаситель».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Правильное употребление глаголов в речи.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов.

Изменение глаголов во времени.

Обобщение знаний о глаголе.

Сочинение «Шёпот игрушек».

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Изложение – повествование «Медаль».

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Личное употребление глаголов в тексте.

Итоговый контрольный диктант.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Глагол. Закрепление.

Тема: «Повторение изученного за год». – 9 ч.

Обобщение знаний о предложении.

Состав слова.

Части речи. Имя существительное.

Части речи. Имя прилагательное.

Части речи. Местоимение.

Части речи. Глагол.

Части речи. Обобщение.

Турнир знатоков русского языка.

Олимпиада.

3

4-6

6-7

7-8

8-9

10-12

12-15

16-19

19

20-22

23-24

25-27

25,27

28-31

31-33

33-35

36-37

38-41

41-42

43

44-46

46-48

48-50

50-53

53-54

См.метод.пособие

55

55-56

56-58

58-60

См.метод.пособие

61-64

64-65

66-67

67-69

70-71

72-74

74-76

76-79

79-80

81-82

83-85

См.метод.пособие

85-86

86

См.метод.пособие

87-89

90-91

91-93

94-95

96-97

97-99

99-100

См.метод.пособие

101-102

102-104

104-106

См.метод.пособие

106-108

108-110

110-112

112-114

115-116

116-117

118-120

120-122

122-123

124

125-127

128-130

130-132

132-134

134-135

См.метод.пособие

См.метод.пособие

136-137

138-140

141-145

3-6

6-9

См.метод.пособие

См.метод.пособие

См.метод.пособие

См.метод.пособие

10-11

11-13

13-14

14-17

17-18

17

См.метод.пособие

18-20

20-22

23-24

24-26

26-29

29-32

См.метод.пособие

См.метод.пособие

33-35

37-38

39-40

40-41

42-44

46-47

35-36

49-51

51-53

53-55

55

56-57

57-58

48

61-63

63-65

65-68

68-70

70-72

72-73

См.метод.пособие

См.метод.пособие

См.метод.пособие

74-76

76-78

78-79

79-81

81-83

82-84

84-86

86-87

88-91

91-93

94-96

96-99

См.метод.пособие

См.метод.пособие

См.метод.пособие

99-101

101-105

См.метод.пособие

См.метод.пособие

106-109

109-110

111-114

115-116

См.метод.пособие

110

См.метод.пособие

См.метод.пособие

119-121

122-126

129-136

137-139

139-140

140-145

См.метод.пособие

См.метод.пособие

См.метод.пособие

Таблица соответствия количества часов

рабочей и авторской программы:

п/п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

1

2

3

4

5

6

7

8

Повторение.

Предложение.

Текст.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Местоимение.

Глагол.

Повторение изученного за год.

16 ч.

12 ч.

5 ч.

48 ч.

33 ч.

7 ч.

40 ч.

9 ч.

16 ч.

12 ч.

5 ч.

47 ч.

33 ч.

8 ч.

40 ч.

9 ч.

Основные требования к знаниям и умениям

Обучающихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать:

         - изученные части речи и их признаки;

         - признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

         - находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;

        - безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами а, но, и;

        - производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь;

- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);

        - производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;

        - производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

        - пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

        - определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

        - озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;

        - составлять план текста;

        - распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи;

        - в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:

        - писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);

        - писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);

        - различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (распространенные и нераспространенные) предложения; распознавать простые распространенные и сложносочиненные предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.

Больше внимания уделять развитию коммуникативных умений, творческой самостоятельности, эмоционально-нравственных качеств личности.

Нормы оценок по русскому языку

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.

Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);

б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки:

        Оценки             1 класс                 2 класс                3 класс                   4 класс        

"5"                  -                          -                              -                     1 исправление

"4"                1-2 ошибки и      1 ошибка и         1 ошибка и           1 ошибка и

                         1 исправление    1 исправление   1 исправление     1 исправление

"3"                        3 ошибки и         2 ошибки и         2 ошибки и          2 ошибки и

                                   1 исправление    1 исправление   1 исправление     1 исправление

"2"                         4 ошибки              3 ошибки                  3 ошибки              3 ошибки        

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

2 класс 8 - 10 слов,

3 класс 10 - 12слов,

4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;

"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;

"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень:

                    0 - 60%                    60 - 77%                     77 - 90%                      90 - 100%

             менее 17 баллов              18 - 22 балла                 23 - 26 баллов                   27-30 баллов

            "2"                                 "3"                                   "4"                               "5"

Литература:

  1. Автор учебника: Рамзаева Т.Г.

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2005-2006 г.

Авторы тетрадей на печатной основе: «Русский язык 4 класс». Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. (в 2-х частях).

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2011г.

Автор методического пособия: «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» Гараева Я.Ш.

Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2008г.

Автор программы: Рамзаева Т.Г.

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2008г.

  1. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку. 4 класс».

          Издательство: АСТ «Астрель», г. Москва, 2002 г.

  1. Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах».

          Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2009 г.

  1. Волина В. «Русский язык. Учимся играя».

            ТОО «Издательство АРГО», г. Екатеринбург, 1996 г.

  1. Ушакова О.Д. «Разбор слова по составу».

           Издательский дом «Литера», г.Санкт – Петербург, 2006 г.

  1. Ушакова О.Д. «Говори правильно».

           Издательский дом «Литера», Санкт – Петербург, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...