Приобщение учащихся к культуре национальной словесности на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Табакова Галина Петровна

В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и  сохранение ее в наших потомках. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку для формирования личности на основе этнокультурных ценностей. Наше прошлое – это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Настоящий материал представлен в виде статьи с описанием моего опыта работы в рамках программы русского этнокультурного образовательного компонента.

                                                                                                                              

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение учащихся к культуре национальной словесности на уроках русского языка.

Табакова Г.П.

учитель начальных классов ГОУ СОШ №877 г. Москвы

Вводная часть

В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и  сохранение ее в наших потомках. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.                                                                                                                                           Сегодня многие, в том числе юные граждане России, стремятся к самоидентификации, задавая и пытаясь найти ответы на  вечные вопросы: кто мы, какими были наши предки, что черпаем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что будет с нами в будущем?                                                                                                                                    В современном мире образование становится более многоплановым и функциональным, несущим мировоззренческие и культурологические элементы.  Конечный результат такого образования должен быть обращен к главной цели - гуманизации всего общества. В современных условиях это возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности.

Интерес к проблемам этнокультуры в образовании обусловлен наличием этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества. Многие обеспокоены тем, что стирание границ между государствами приведет к исчезновению специфики культурного наследия народов, населяющих различные регионы планеты. Поэтому главная задача образования - формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в тоже время является носителем определенной этнокультуры. Диалог культур только поможет лучше понять родную культуру, культуру другого народа, будет способствовать формированию культуры межнационального общения.
Сегодня существует тенденция на модернизацию, стилизацию историко-культурных ценностей. Это ставит под угрозу сохранение культурного наследия народов. Если не осознавать этого и ничего не предпринимать, то сначала исчезнет этнокультура, язык, а потом и сам народ. Поэтому и появилась необходимость культурного возрождения народов, этнокультурных ценностей и национального самосознания.
Современная образовательная деятельность стремиться создать условия для развития у человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру. Основанием для этого является «Конвенция о правах  ребенка» (ст. 29), которая в качестве обязательного условия выдвигает «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок

проживает». (1)

Именно поэтому ко многим задачам современной школы, сегодня добавилась еще одна – формирование личности на основе этнокультурных ценностей.

Министр образования и науки РФ  А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.(2)  Достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, патриотического сознания народа можно, если вместе будут работать семья, детский сад, школа и церковь. Ректор Российского Православного университета святого апостола  Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.(3) Духовные ценности должны занять место над материальными благами. Это  добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие. Это  приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

         В  2000 году принята «Национальная доктрина образования». Одной из приоритетных задач является «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». (4)

         В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» воспитание стало  рассматриваться как нравственный приоритет в образовании. Важнейшей задачей воспитания заявлено «формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности».(5)

         Многие ученые педагоги и психологи занимались вопросами развития личности ребенка. Психологи доказали, что этнокультура как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др).

        Особое внимание к этнокультуре как средству воспитания и художественного развития детей уделяли известные отечественные педагоги. Основы приобщения детей к истокам этнокультуры заложены в трудах В. Г. Белинского, З. А. Богатеевой, М. И. Богомоловой, A. M. Виноградовой, Е. Н. Водовозовой, Н. К. Крупской, К. Д. Ушинского, Т. Я. Шпикаловой и др.

      Советский педагог и психолог Василий Васильевич Давы́дов со своими коллегами считали, что «специфика той или иной национальной культуры может быть раскрыта детям через музыку и литературу, фольклор, народные игры. Вхождение ребёнка в сокровища своей культуры может осуществляться при изучении таких предметов, как родной язык и литература, история и география своего края, предметы музыкально-эстетического цикла». (6)

     Проблема формирования духовной культуры младших школьников рассматривается в пособии О.С. Богдановой «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». В пособии показываются особенности формирования нравственных знаний у младших школьников, влияние нравственных знаний на поведение детей, раскрываются содержание и методика проведения этических бесед, дается большой практический материал для проведения бесед по классам.

    Вопросы формирования самосознания младшего школьника освещены в исследовании B.C. Мухиной. Автор указывает на то, что уже в шестилетнем возрасте целесообразно формировать национальное самосознание через развитие национальных чувств ребенка.

    В современной системе образования возрождение этнокультурных ценностей заложено в учебных пособиях и учебниках. Центральным звеном обучения русскому языку по учебникам А.В. Поляковой является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Большое значение автор уделяет работе с устойчивыми оборотами. В методических рекомендациях учителю А.В.Полякова предлагает фразеологический словарик.

   В образовательные программы для обязательного ознакомления и изучения заложены малые жанры фольклора (загадки, пословицы и поговорки, потешки, небылицы, русские народные песенки). Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения «Начальная школа сегодня и завтра».                                                                                                                  

     В 3-4 классах начальной школы особый интерес для учащихся представляют более сложные жанры устного народного творчества - былины и исторические песни, изучение которых также способствует формированию этнокультуроведческой компетенции школьников.

       В настоящее время демократизации и гуманизации образования происходит и процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, вызывая эстетические эмоции, доносят до сознания школьников необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к изобразительному, декоративно-прикладному и народному творчеству, воспитывают чувство гордости за искусство своих земляков.
     Проблемам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Т.И.Баклановой, Л.В.Ермоловой, В.В.Корешкова, В.С.Кузина,  С.П.Ломова, А.Н.Малюкова, Л.Г.Медведева, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой.

     Над духовно-нравственным становлением личности на уроках работают творчески и учителя. Учитель русского языка и литературы I-ой квалификационной категории Шапкунова  Е. А. пришла к выводам, что с целью повышения духовно-нравственной культуры школьников наиболее действенно использовать новые формы и методы организации учёбы – проектное обучение, коммуникативно-деятельностный подход. В связи с этим Шапкунова  Е. А. уделяет особое внимание предметной интеграции, расширению форм работы, предполагающих поисковую и творческую деятельность детей, повышающие их активность в самореализации, культуроведческую компетенцию, обеспечивающие ученику возможности выбора способы освоения учебного материала, темпа изучения, объема, коллективной (групповой) и индивидуальной  деятельности.

     В современной начальной школе перед нами, учителями, стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников. А ведь ценности, в истории человеческого рода, следует рассматривать как духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая.   

      Вопрос приобщения учащихся к этнокультурному наследию русского народа близок и мне, учителю начальных классов. Процесс ознакомления народными ценностями, традициями происходит на уроках русского языка и литературного чтения через язык. Язык тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Задача учителя - помочь младшим школьникам осознать, что у каждого народа свое представление о мире, свое понимание определенных понятий, слов, терминов, ассоциаций, связанных с этим предметом или явлением. Знакомство со словом начинается уже с первых дней обучения ребенка в школе. Слово, по мнению ученых, не только передает информацию, но является инструментом мысли.  На уроках русского языка я стараюсь уделять больше внимания «внутренним ресурсам» слова, знакомить учащихся с динамикой слова, с его цветовой гаммой. Считаю,  что это формирует у школьников позитивное личностное отношение к слову. На страницах русской азбуки под редакцией В.Г.Горецкого много пословиц и поговорок. А ведь в  пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.


Практическая часть

Ниже представлены примеры организации заданий на уроках с применением народных фольклорных форм.

Пословицы и поговорки в русском языке.

В практике своей работы при изучении различных тем я часто использую пословицы и поговорки.

Тема. Безударные гласные.

Задание: найдите и подчеркните буквы гласных. В скобках напишите проверочные слова.

1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Иная похвала хуже брани. 3. Овце с волком плохо жить. 4. Свой сухарь лучше чужих пирогов. 5. Сказать легко - сделать трудно.

Тема. Звонкие и глухие согласные.

Задание: найти и подчеркнуть буквы парных звонких и глухих согласных.

1. В зимний холод всякий молод. 2. Каков рыбак, такова и рыбка. 3. Кошке игрушки, да мышке слёзки. 4. Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.

Тема. «Не» с глаголами. (Слитно или раздельно?)

Задание: определи орфограмму, спиши, раскрой скобки.  

1. Семеро одного (не) ждут. 2. (Не)гони коня кнутом, а гони его овсом. 3. (Не)кичись, а учись. 4. (Не)поднявшись на гору, не увидишь равнины. 5. (Не)угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. 6. (Не)пугай, зима: скоро весна!

Тема. Предлоги (Слитно или раздельно?)

Задание: спиши, раскрой скобки.

Работа не волк – (в) лес не убежит.  (Без) кота мышам праздник.  (При) ясном солнышке и ягода краснеет.  (У) ленивого Емели семь воскресений (на) неделе. Нет худа (без) добра. (С) лодырем поведёшься - горя наберёшься. Без труда не вытащишь и рыбку (из) пруда.

Тема. «Ь» на конце существительных после шипящих

1. Задание: определите склонение существительных, оканчивающихся на шипящие.

И мышь в свою норку тащит корку. Когда будет рожь, тогда и мера. Гусь свинье не товарищ. Не столько натрясут груш, сколько наломают. Здоровому врач не надобен. Красна речь слушаньем. Украли топор, так и топорище в печь. Клич кликать (звать на пир). Скупой богач беднее нищего. Тишь да гладь, да божья благодать.

2. Задание: заполните таблицу существительными, оканчивающимися на шипящие.

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

 

 

 

 Грозит мышь кошке, да из норы. Сын да дочь – ясно солнце, светел месяц. Глупому сыну не в помощь наследство. Клещ не вещь, где упал, там и пропал. Пропал ни за грош. Придет ночь, так скажем, каков день был. Что слово, то и ложь. Умный товарищ – половина дороги. Жжется, как крапива, а колется, как еж. У него на эту речь ухо заложило.

3. Задание: вместо точек вставьте подходящие по смыслу существительные.

Какова игра, таков и ... . Не прикажите казнить, прикажите ... говорить. Темна ... все покроет. Корова на дворе – ... на столе. В дороге и отец сыну ... . Это ..., его руками не возьмешь. При верном псе и ... спит. После дождя и туч_ снова солнца луч_..Умная ... лучше глупой правды. Есть о чем тужить, как не с кем ... молотить.

Проверьте себя: ложь, выигрыш, речь, ночь, харч, рожь, товарищ, еж, клещ, сторож.

Темы. «Ь» после шипящих в неопределенной форме глагола. «Ь» на конце существительных после шипящих.

 Задание: спишите, если нужно, вставьте Ь. Укажите части речи.

. На что и меч_, коли некого сеч_? Не береч_ поросли – не видать дерева. Человек не за красивое хорош_, а за хорошее красив. Спящий кот мыш… не поймает.. Опытный врач… реже ошибается. Не о том реч_, что некуда леч_, а о том реч_, что нечего печ_. Тяжелую вещ_ лучше поднимать сообща. Что ни хвать, то ерш… да еж…. Кто не слушает советов, тому нечем помоч…. Слово – ключ…, которым открывают сердца.

Тема. 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

1. Задание: вставить пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.

В поле за ветром не угоняеш…ся. Родинки не смоеш…. На чужой роток не накинеш… платок. Не солнце, всех не обогрееш…. Поспешишь – людей насмешиш… Любиш… кататься – люби и саночки возить. Тише едеш… – дальше будеш….Чужую печаль и с хлебом съеш…, а своя и с калачом в горло нейдет. Дальше положиш… – ближе возьмешь. Чужим богат не будеш… Любиш… гостить, люби и к себе звать. Цену вещи узнаеш…, как потеряеш…. В чужую душу не залезеш…. Как потопаешь – так и полопаешь. 

2. Задание: спишите, ставя глаголы во 2-м лице единственного числа настоящего или будущего времени, обозначьте их спряжение.

Что написано пером, того не (вырубить) топором. За чужим (погнаться) – свое (потерять). Веника не (переломить), а по пруту весь веник (переломать). Маслом каши не (испортить). Выстрелив, пулю не (схватить), а слово, сказав, не (поймать). Не копай другому ямы: сам в нее (ввалиться). (Сказать) слово, а прибавят десять. Многого (захотеть) – последнее (потерять).

Использование загадок на уроках русского языка.

     Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.                                                                                                                                

Помочь школьникам освоить богатство родного языка, обогатить их речь яркими, образными словами, вызвать интерес к русскому языку возможно через загадку. Для работы на уроке можно использовать как отгадку, так и саму загадку.

Тема. Чу – щу, ча – ща

Задание. Отгадай загадку. Подчеркни орфограмму.

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –

Когда спать, когда, вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу: лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Тема. Жи – ши

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)

Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик)

Тема. Парные звонкие и глухие согласные.

1. Задание: найти и подчеркнуть буквы парных звонких и глухих согласных.

1. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.)  Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь.)  Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом. (Стрелки часов.)  Сидит дед - во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.) 

2. Задание: отгадайте загадки. Выпиши другие слова на это же правило.

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

На дворе переполох: с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

Если хорошо заточен, все легко он режет очень,-

Тема. Безударные гласные, проверяемые ударением

Задание: определите орфограмму в словах с пропущенными буквами, выпиши эти слова, напиши проверочные. Отгадайте загадки (устно).

 Два берёзовых к…ня по сн…гам н…сут меня. (Лыжи.) На сучке в…сят шары, пос…нели от ж…ры. (Сливы.) Я над речкой л…жу, оба берега д…ржу. (Мост.)  Два к…нца, два к…льца,  пос…р…дине – гвоздик. (Ножницы.)  Иголки л…жали, л…жали да под стол уб…жали. (Еж.)

Задание: найди слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, выпиши эти слова, подбери к ним проверочные.

1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

2. На поляне возле ёлок дом построен из иголок. (Муравейник.)

3. Что за коняшки - на всех тельняшки? (Зебры.)

4. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.)

5. В нашем доме под окошком есть горячая гармошка.          

 Не поёт и не играет - дом она обогревает. (Батарея.)

6. Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза.)

7. Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса)

8. По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)

9. На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

Тема. Непроизносимые согласные

Задание: отгадайте загадки, запишите отгадки. Подберите проверочные слово.

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)

То это за дорога? Кто по ней идет – тот хромает? (Лестница)

Тема. Двойные согласные

Задание: отгадайте загадки. Выпишите другие слова на это же правило.

По асфальту идет дом, ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (Троллейбус)

День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой:

Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)

Тема. Мягкий знак

Задание: отгадай загадки, запиши отгадки.

Мала я, никому не мила. (Мышь)

В воде купался, сухим остался. (Гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)

Кто на свете всех сильнее? (Муравьи)

Тема. Глагол

Задание: списать, подчеркнуть глаголы.

1. Растут - зеленеют, упадут - пожелтеют, полежат – почернеют. (Листья.)

2. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает. (Вертолет)

3. Когда он нужен - его выбрасывают, когда не нужен – поднимают. (Якорь.)

4. Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает. (Иголка)

5. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.

. Похлопочет над цветком, тот поделится медком (Пчела)

 Фонетические загадки

 (В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)

Гусли или балалайка?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?

(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом?

У какой рыбы нет чешуи?

(В отгадке все согласные звуки звонкие)

Илья Муромец или Алеша Попович?

Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

(В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Фразеологизмы 

Усваивая язык, ребёнок впитывает в себя культуру народа. Именно язык, в первую очередь лексика и фразеологизмы, являются для него источником знаний об окружающем мире и культуре. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли. В начальной школе изучению фразеологизмов уделяется мало внимания. Овладение фразеологией является необходимым условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством. И чем раньше школьники начнут постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже смогут им овладеть и постигнуть национальную культуру.

1. Задание: в данном тексте найдите все фразеологизмы и подчеркните их.

Наступило утро. На одной из улиц, сломя голову, бежала девочка, опаздывающая в школу. Сегодня она должна была сдавать экзамен, но проспала. Ведь это пару пустяков, проще пареной репы – завести будильник. Но вечером она так устала, что даже пальцем не пошевельнула. Полина взяла себя в руки, не стала падать духом и очень торопилась сейчас.         

     Девочка успела на экзамен в последнюю минуту. У нее словно  расправились крылья. Полина собралась с мыслями, у нее разгорелись глаза, и поток знаний вновь забил ключом. Учителя восхищались ответом девочки и поставили ей высший балл.

2. Задание. В  каких фразеологизмах имеются ошибки? Исправь.

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

3. Задание. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Антон красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Никита сломя голову остановился.

4. Задание: объясните значение  фразеологических оборотов.

засучив рукава –                                                               в поте лица -                                                               пальцем не пошевелить -                                                 сложа руки -                                 палец о палец не ударить -                                              не покладая рук -

5. Задание: прочитайте, объедините фразеологизмы в две группы по смыслу. Напишите.

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

6. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель
Повесить голову
С гулькин нос
Выйти из себя

Хоть пруд пруди
Взять себя в руки
Воспрянуть духом
Рукой подать

7. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Не в своей ... (чашке, тарелке) С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Держать ... востро (уши, ухо)

8. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и
загрустила.
Кирилл целый день
бездельничал.
Мы догадывались, что он нас
обманывает.
Первого сентября Таня проснулась
очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Перед учителем стоит задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

От сформированности навыков правописания в начальных классах зависит его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В настоящее время словарно-орфографической работы направлена механическое запоминание графического облика слова. Этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому малоэффективен. Учащиеся продолжают совершать ошибки.

Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ.

Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка, вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, учит работать со словарями разных видов.

К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. В работе с детьми я использую справочник школьника Ушаковой О.Д. «Словарные слова»

Фрагмент урока. Знакомство со словарным словом.

ТОПОР.

Русская народная загадка. 

Мужик идет из лесу, зеркало за поясом. (Топор.)

Беседа.

- Зачем мужик с топором в лес ходил?

- Для чего рубил дерево?

- Как использовались дрова?

Топор - орудие для рубки чего-либо в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

Этимология. Происхождение слова топор связано со словами топать и тяпать. В Древней Руси эти глаголы очень часто употреблялись в значениях: «ударять», «сечь», «рубить». Буквальное значение слова – рубило.

Однокоренные слова: топорик, топорок, топоришко, топорище, топорный (перен.)

Синоним. Колун.

Запишите название р.н. сказки, в которой фигурирует топор. («Каша из топора»)

Пословица. Что написано пером, не вырубишь топором.

Загадка (использовать в упражнениях для закрепления).

Без рук, без топоренка построена избенка.(Гнездо.) Р.н. загадка

 Фразеологизмы: топор — Быть подведённым под топор. Кар. (Оказаться под угрозой смерти). Варить топор. (Шутл. ирон. Голодать при полном отсутствии съестного).  Взять топор. Кар. (Попытаться убить кого либо).  Налетел топор на сук. (Препятствие)

Золотой топор (русская народная сказка)

Однажды пошёл мужик в лес дрова рубить. Подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит чёрт и спрашивает:
- Чего, мужик, плачешь?
- Топор, батюшка, утопил.                                                                                                                                           Пошёл чёрт в воду и через недолгое время приносит мужику серебряный топор и спрашивает:
- Твой топор?
- Нет, - отвечает мужик, - не мой...
Чёрт снова ушёл в воду. И снова приносит ему топор, теперь - золотой - и спрашивает:
- Твой топор?                                                                                                                                    - Нет, - отвечает мужик, - не мой...                                                                                                 В третий раз чёрт вынес мужику его собственный топор, и спрашивает:
- Твой топор?

- Мой, мой!
Тогда чёрт подарил мужику все три топора. И пошёл мужик домой с радостью. Пришёл он домой и рассказал всё мужикам.                                                                                                                                    Тогда одному богатому мужику тоже захотелось получить золотой и серебряный топоры. Пришёл он к озеру, бросил свой топор в воду, сидит и горюет. Выходит из воды чёрт, спрашивает:
- Что ты горюешь?
- Да в воду топор потопил.                                                                                                                Ушёл чёрт. Через недолгое время приносит ему серебряный топор и спрашивает:
- Твой топор?
- Мой, мой, чур мой! - закричал мужик.
А чёрт ушёл с топором и больше не вышел из воды. Так богатый мужик и остался без топора.

Задание: Списать предложение, объяснить написание слова топор, вспомнить этимологию.

Текст «Топор – незаменимое орудие труда на Руси»

Справедлива старинная народная поговорка: "Не вдруг Москва строилась".

При этом долгие века своей ранней истории Москва строилась сплошь деревянной.

При раскопках нашли срубы домов, колодцы. Наряду с избами рядовых москвичей выявлены причудливой архитектуры боярские хоромы и деревянные храмы. На усадьбах, огороженных частоколом, обнаружены бревенчатые погреба и в них зарытые в землю бочки, неотъемлемая часть всего деревянного быта древней Москвы. Кстати, сами-то слова "древность", "издревле" тоже происходят от слова "деревянный". Деревом были вымощены проезжие трассы больших мостовых улиц. Через многочисленные реки и речки в Москве были переброшены деревянные, державшиеся на сваях мосты. Основным орудием плотников, строивших и избы, и дворцы, был топор. Именно топором, по выражению Льва Толстого, русский мужик мог и дом срубить, и ложку вырезать.

Этимологические упражнения.

1) Скажите, от каких слов образованы слова заяц, машина, коньки.

2) Объясните правописания слов.

Деревня (от дерево = "место, очищенное от леса").

Лисица (от древнерусск. лисый - "желтоватый" = "рыжая").

Капуста (от лат. капут - "голова" = "растущая кочаном").

3) Пользуясь этимологическим словариком, найдите исторически проверочные слова к словам сорока, , мо роз, заяц, работа.

4) Используя этимологический словарик, объясните написание данных слов:

м. дведь, л. пата, в.рона п. стух.

Мини-исследования.

    Учащимся предлагалось самостоятельно изучить происхождение слов, подобрать пословицы, поговорки и провести презентацию слова на тему: "Почему это слово так называется?"

   

  Приведённые приемы работы формируют в школьниках бережное, чуткое отношение к слову, учат раскрывать внутренние ресурсы слова. Опыт показывает, что благодаря подобной работе у школьников формируется интерес к слову, они начинают относиться к нему, как к ценности, видеть красоту и своеобразие слова

Список литературы

1. «Конвенция о правах ребенка», Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года      http://www.razumniki.ru/konvenciya_prava_rebenka.html

2. А.А. Фурсенко. Доклад «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004 г    http://www.depedu.yar.ru/fursenko.shtml

3. Архимандрит Иоанн (Экономцев). «Значение православной культуры для семьи и школы»    Доклад, 28 января 2005 г    http://www.sedmitza.ru/text/401421.html

4. «О национальной доктрине образования  в Российской Федерации»  

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751

 http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

 5. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России),             ПРИКАЗ от  11.02.2002 Москва N 393      http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

6. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М-Я) / гл. ред В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 560 с.

7. Богданова О. С., Калинина О. Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»: Пособие для учителя.— 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1985.—176 с.

 8. Ушакова О.Д. «Словарные слова: Справочник школьника». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. с.82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Научно-практическая конференция "Самореализация учащихся через включение в деятельность на уроках русского языка и литературного чтения"

Теоретические и практические знания самореализации детей на уроках русского языка и литературного чтения....

Мастер - класс "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Баумгертнер Е.М.Место работы: МБОУ «Табатская СОШ» Бейского района республики ХакасияЦель мастер-класса: позна...

Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)

Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"...

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье говорится о том, как помочь детям с особыми возможностями здоровья в большей мере овладеть русским языком и о том, как сделать так, чтобы такие дети не испытывали трудности на уроках....

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...