Комбинированные уроки, развитие мышления у учащихся 1-4 классов
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Обобщение знаний учащегося об имени существительном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc32 КБ
Microsoft Office document icon slepneva_e.v..doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

                                        Открытого урока русского  языка во втором классе

Тема урока:  Обобщение по теме «Имя существительное»

Цель урока:  Обобщение знаний учащихся об имени существительном, об  одушевлённых  и                          

                          Неодушевленных  именах существительных , о категории числа имен  

                          существительных  развитие  самоконтроля  и взаимо контроля  у  учащихся,

                          воспитание аккуратности, усидчивости , любви к родной природе.

Ход  урока

I.Минутка чистописания

Сегодня мы вспомним написание заглавной буквы  Д

1)- На что похожа  печатная  буква  Д ?

         Привезли огромный камень

         И поставили фундамент.

          Дом теперь красив на вид-

Это буква  Д стоит:

                                       (Дети на пальцах обеих  рук показывают  печатную букву Д)

2)- Показ написания заглавной буквы Д, анализ

 О- что это? (овал)

 Буква Д – округлая, она как бы вписывается в овал

                                                                 1-и, -2-и.- 3.             Да           Де          Ди

- Когда используется заглавная буква Д

3)- Дарья  дарит Диме  дыни.

                                            Работа над скороговоркой, запись ее

II. АОЗ.

- Если в этом предлоги , слова, ответы на вопрос  ЧТО?- Что обозначает это слово?

   А на вопрос  КТО?

-Как мы называем  такие  слова?

-какие это существительные?

III. Запишите   слова  в  два  столбика

                    КТО?              ЧТО?

На доске: р*бята, м*локо, с*хар, в*рона, к*рова, *гурец.

-Что за слова написали?(словарный)

 - Какие существительные в 1столбике?д

 Допишите еще 1 слово.А во 2?допишите

 Проверка.

IV.Работа по картине «Зима в лесу»

     1)Стали звездочки крутится,

         Стали на землю  ложится,

         Нет, не звезды, а пушинки,

         Не пушинки, а … (снежинки)

     2)О каком  времени года идет речь?

        -почему для многих людей зима – любимое время года.

V.Составь предложения.

Зима, настоящая, наступила.

        Покрылась, белым, земля, снежным, ковром.

         Запиши 1 предложение.

      - Найди существительное  в 1 предложении.

      - В каком  числе  оно  стоит?

      - Измени существительное чтобы оно стало во множественном.

VI.Письмо по памяти.

     Работа над содержанием и орфографией.

          Снег  пушистый , серебристый  мягким стелется ковром.

          И снежинки , как пушинки, Вьются весело кругом.

      Взаимопроверка (И.Суриков)

VII.Итог урока.

             -Какие знания пригодились во время урока?

Урок для родителей в 1 классе

Комбинированный урок:

Математика + внеклассное  чтение .

Тема: Закрепление изученного за год.

            Знакомство с афганской сказкой «Волк- Ябедник»

                                                           Ход Урока.

I.Беседа сообщение темы.

- Как называется ваш детский сад?

  Сказка! Какое замечательное название.

  Сегодня я предлагаю  вам отправится  в удивительное путешествие в волшебный мир сказок.

  Сделаем это на КОВРЕ- САМОЛЕТЕ.

  Чтобы поднялся он в воздухе , считаем  от 10 до 1 и произносим волшебные слова …

«КРИБЛИ-КРАБЛИ-БУМ!»

-Ты лети ковер ,лети!

- В стране сказок опусти!

II.-Что то ветром занесло на ковер- самолет .

     Да это конверт, а в нем послание.от месяца

     …  читать содержимое

III.Устная работа с веером.

IV.Ковер-самолет Снижается. Но кто это перед нами?

    Это кто зимой холодной

     Бродит полису голодный?

- В каких сказках вы встречались с  ним?

  Мы встретились с героями любимых сказок.

  Ты их любишь ,помнишь, узнаешь

   А кого не вспомнил?

Ну так что это?

  Сказку заново прочтешь!

                                                        Спасибо.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает учителя на осуществление развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы. В процессе начального обучения математике средством, позволяющим активизировать познавательную деятельность учащихся, способствующим развитию их самостоятельности мышления, являются учебные задания. Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыком. От того, какие задания подбирает учитель, в какой последовательности он их выстраивает, от наличия в вычислительных упражнениях элемента занимательности, догадки, сообразительности, существенно зависит достижение целей урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся в процессе познания. Творчески работающие учителя стремятся организовать работу на уроке так, чтобы доля самостоятельности ученика в процессе познания была как можно большей.

Какими принципами при этом должен руководствоваться учитель?

Прежде всего, необходимо, чтобы процесс выполнения задания не сводился только к воспроизведению, повторению за учителем, а дополнялся наблюдением, установлением доступных детям взаимосвязей. Последовательность заданий на уроке должна быть выстроена таким образом, чтобы предыдущие задания подготавливали ученика к выполнению следующих. Задания должны постепенно усложняться, то есть предъявлять всё более высокие требования к умственной деятельности школьников.

Вот один из вариантов урока в первом классе, цель которого – ознакомления учащихся с круглым числом:

Задание 1. Прочитайте числа 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90

Задание 2. Назовите цифры, которыми записано каждое число.

Задание 3. Что вы заметили? (Дети говорят, что во всех числах есть нуль). Учитель поясняет, что все числа, оканчивающиеся нулями, называются круглыми.

Задание 4. Какие числа называются круглыми? (Несколько учеников повторяют сказанное учителем определение круглых чисел).

Задание 5. Приведите примеры круглых чисел.

Задание 6. Выберите из ряда чисел круглые числа и т.д.

Задумаемся, будет ли такой урок способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся, их познавательных способностей.

А вот второй вариант этого же урока. Он не только знакомит детей с круглыми числами, но и выполняет задачу развития учащихся.

Задание 1. Прочитайте числа: 30, 74, 40, 81, 50, 60, 70, 95, 37. Укажите числа, в записи которых есть что-то общее.

Задание рассчитано на то, чтобы вызвать у детей желание анализировать, наблюдать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. На поставленный вопрос были даны различные ответы. Одна группа учащихся (Кашкар А., Семёнов Р., Загурская Е.) определила, что в записи чисел 74, 70, 37 есть цифра 7. Выяснили, что означает цифра 7, в каждом из данных чисел. Другие ученики (Гавриленко Ю., Панарин С.) обнаружили, что в числах 74 и 40 есть общая цифра 4. Выяснили значение цифры 4 в каждом из чисел. Елжов Т. Заметил, что числа 30, 40, 50, 60, 70, есть ноль.

И вот тут учитель обращает внимание всех детей на эту группу чисел, сообщает, что они называются круглыми.

Задание 2. Назовите другие круглые числа. Почему они круглые? Учащиеся должны назвать новые числа, о которых до этого не говорили. Большая часть класса готова это сделать. Числа записываются на доске.

Задание 3. Запишите числа в порядке возрастания.

Задание 4. Объясните, какие числа называются круглыми.

Задание 5. Какое число надо вычесть из 24, чтобы получить круглое число (4, 24 – 4 = 20, 20 – круглое число. Сильный ученик назвал число 14 (Елжов Т.), хотя вычитание типа 24 – 14 ещё не изучалось). Таким образом, данное задание не только устанавливает связь с ранее изученным материалом, но и даёт возможность проявить самостоятельную мысль.

Задание 6. Какое число надо прибавить к 25, чтобы получить круглое? Дети предлагают много различных примеров.

Задание 7. Какое число получится, если сложить два круглых числа?

Учащиеся сначала приводят примеры: 10 + 20 = 30, 30 + 40 = 70 и т.д. и затем легко делают вывод, что сумма двух любых круглых чисел во всех случаях – число круглое.

Задание 8. Каким числом будет разность  двух любых круглых чисел?

Даже такие слабые учащиеся, как Лизанов Р., Романов Р., отвечают на этот вопрос.

Таким образом, задания расположенные в данной последовательности, требовали от учащихся  не только наблюдения, анализа, но и обобщения. Последние три задания забегают вперёд, так как сложение и вычитание круглых чисел должно изучаться позже. Тем не менее такое забегание вперед активизирует учащихся, даёт им возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Прочно вошло в практику начальной школы проведение на уроках математики самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя  в процессе её выполнения, но это во все не исключает ведущей роли учителя при этом, т.к. учитель добивается в это время решения той или иной дидактической задачи; это подготовка детей к изучению нового материала, усвоение новых знаний, расширение и углубление их, формирование вычислительных навыков и др. задачи. Организуя самостоятельную работу, учитель обычно предлагает всему классу общее задание или дифференцирует задание по вариантам. Время выполнения такой работы каждым учеником в классе, естественно, различно. Поэтому учащимся, которые быстро справляются с заданием, даю индивидуальную работу. В одном случае это просто увеличение объёма работы, т.е. предлагаю решить столбик примеров или решить другую задачу. В другом случае предлагаю задание на сообразительность, иногда прошу подумать и предложить другие способы решения. В каждом из этих случаев ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно.

Итак, самостоятельная работа должна учитывать индивидуальные особенности ученика: темп его работы, способность к предмету. Обычно такие работы выполняют сильные ученики.

Использую на уроках и карточки с заданиями слабым ученикам, у которых есть проблемы в знаниях (Карпов С., Коротун А., Лизанов Р.), а всему классу даю общее задание.

Считаю, что необходимо планировать на некоторых уроках проведение индивидуальных самостоятельных работ, подбирая для каждого ученика задание в соответствии с их возможностями, способностями. Если такую работу проводить систематически, то в процессе её выполнения уровень самостоятельности ученика повышается, он может выполнять более сложные задания без помощи учителя. А это и есть главная задача, которую и должен учитель решать в процессе развивающего обучения.

                                 УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

МА: Гласные звуки и буквы.

ЛИ:  обобщить знания учащихся о гласных звуках /а, о, и, ы, у/;

- развивать фонематический слух детей , речь учащихся, произвольное внимание, память;

- воспитывать усидчивость, аккуратность;

- бережное отношение к школьным принадлежностям;

- стремление к точности выполнения задания учителя.

                                                    ХОД УРОКА

Организация класса. Сообщение темы урока.

Дети у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, чему вы научились за первый школьный месяц, как вы освоили правила для учащихся.

Сейчас  - урок обучения грамоте. На нём мы обобщим всё, что вы знаете о гласных звуках и буквах.

Ребята, но я не вижу наших друзей, сказочных героев, которые помогают нам успешно учиться. Давайте позовём их, но сделаем это так, буду говорить начало фразы,  а вы её закончите:

Он – певун, он – плясун, он – весёлый говорун,

Он – забавная игрушка, а зовут её …

                                                                                 /Петрушка/

Вот  Петрушка и пришёл на ваш зов. Но ему одному будет скучно, пригласим и его друга.

Во всём он сомневается,

Порою он теряется

Толи /а/, толи /о/

Слышим в слове “молоко”,

Кто же это, отгадайка,

А зовут его…

                                                                                            /Незнайка/

2. Повторение о гласных буквах и звуках.

Ай, ай, ай, пока мы встречали гостей, наши буквы расшалились, оказались в беспорядке. Кто поставит буквы правильно?

- Какие буквы на полотне?

- Какие звуки , гласные или согласные, обозначаются этими буквами?

- Как вы определили, что они гласные?

3. Игра “Молчанка”.

Я буду называть слова, а вы, услышав знакомый гласный звук, поднимите карточки с соответствующими буквами.

а с т р а     о с ы       а и с т     о к н а     и в а      у т к а     м и р

Что мы сейчас делали? Чему учились?

4. Физкультпауза “Музыкальная зарядка”.

5. Рассматривание картины, на которой изображен лес.

- Ребята вы были в лесу?

- Что делают люди в лесу?

Лес – это наше богатство. Он наш кормилец. Ягоды, грибы, орехи человек использует в пищу. Лес прекрасный врачеватель. Лесной воздух полезен для человека. А красота леса радует человека, поднимает у него настроение.

- А что должен делать человек, чтобы сохранить это богатство?

- Ваши учебники тоже сделаны из древесины деревьев. Бережное отношение к учебникам и тетрадям поможет сохранить много деревьев.  А сейчас положите головку на парту, прижмите ушко к “Азбуке”,

- Кто услышал жалобу на своего хозяина?

Значит, вы бережно обращаетесь с книгой. Возьмите его в руки и аккуратно откройте “Азбуку” на стр. 44.

6. Работа по Азбуке.

Рассмотрите картинку в нижней части страницы.

- Кого вы видите на картинке?

- Что делали дети в лесу?

- Что с ними случилось?

- Что кричат люди, когда заблудятся в лесу?

7. Игра “В лесу”

2 ученика у доски.

Все дети произносят хором:

Летом Дима и Марина

В лес ходили за малиной.

Они кричат в лесу

Марина: Ау!

Дима: Ау!

Оба: Ау!

8. Физкультпауза.

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака,

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Вот какие чудеса,

Заиграли в дудки.

9. Слого – звуковой анализ слова “АУ”

- Что кричали дети в лесу?

- Сколько слогов в слове “АУ”?

- назовите первый слог. Сколько звуков в нём?

- Какой это звук, гласный или согласный?

- Как обозначим на схеме?

Назовите второй слог. Сколько звуков в нём? Какой это звук? Как обозначим на схеме?

Прочитаем по схеме слово /АУ/

Назовите 1 звук в слове. – Какой буквой он обозначается? Поставьте подсхемой эту букву.

Назовите 2 звук. – Какой буквой он обозначается? Поставь эту букву под схемой.

Прочитайте слово “АУ”.

Прочитайте предложения под картинкой на стр. 44.

- Что показывает восклицательный знак?

Ребята, чему вы учились сейчас?

10. Приглашаем Буратино.

Это  что за очень странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же это?...

                                                                               /Буратино/

11. “Поможем Буратино”, стр. 45 Азбуки.

Буратино ловит буквы. Эти буквы надо положить рядом с картинками, но так, чтобы буква соответствовала звуку в слове.

- Какую букву Буратино выловил первую?

- А к какой картинке положил её?

Из кассы букв возьми букву и положите её на картинку.

/работа продолжается со следующими выловленными буквами/.

12. Повторение изученных гласных.

Ребята весёлая пирамидка поможет вам назвать выловленные буквы.

/Дети читают буквы хором:

а о у ы и/

13. Итог урока.

Чему учились на уроке? О чём расскажете своим мамам и папам? Спасибо, урок закончен.

                                            МАТЕМАТИКА

1. Сообщение темы урока.

Сейчас у нас с вами будет урок математики. Нам предстоит решать примеры, составлять задачи, вспоминать состав изучаемых чисел. Различные упражнения помогут вам хорошо запомнить таблицу  сложения чисел в пределах 10.

2. Устные упражнения.

  1. Счёт хором от 10 до 20 и обратно.
  2. Песенка друзей С. Михалкова:

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота

Чижика, собаку,

Петьку – забияку,

Обезьянку,

Попугая –

Вот компания какая!

- Сколько вы насчитали друзей?          (6)

- Кто едет первым, вторым, последним? (кот, чижик, попугай)

Что мы с вами сейчас повторили?

(последовательность ряда чисел).

3.Незнайка у нас в гостях.

Пока вы считали, незнайка, который учится вместе с вами, заполнил карточки. Так ли он сделал?

       10              10             10             10            10

    5     5         6     3         2    6         7    3        1    7

Спасибо, ребята. Незнайка понял свои ошибки.

(состав числа 10)

  1. Игра капитаны.

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь пургу и метель.

Потому что, потому что, вы заметьте-ка,

Капитанам помогает А-РИФ-МЕ-ТИ-КА.

      7+2                                6+4

  1. 9-3


                   10-5                                       6-3

7+3                                  5+2

2 ученика надевают бескозырки и по команде начинают решать. Остальные дети – диспетчеры. Победителю картинку с корабликом.

  1. Арифметическая физкультминутка.

- По – порядку рассчитайтесь на каждом ряду.

- Встаньте дети с тем номером, который вызову:

                                                                                            4    1    7     5

А теперь называю число, а встают соседи этого числа – предыдущее и следующее:

                                                 3       7        5

Показываю карточку с числами, их складываете, встаёт тот, к кого номер – ответ.

                                              (4 карточки)

3. Музыкальная зарядка.

4. Работа с учебником.

Ребята ,в дни весенних школьных каникул ежегодно в нашей стране проводится праздник книжкины именины. На встречу к ребятам приходят писатели, художники – оформители книг. Они рассказывают детям о том, что над созданием книги работает много людей.

Мы с вами ходили  недавно в школьную библиотеку на экскурсию.

- Что вы там увидели?

- Какие правила пользования книгой вам напоминала библиотекарь Нина Васильевна?

А теперь возьмите учебник, послушайте его. Нет жалоб на вас у книг? Значит, вы умеете общаться с учебником. Откройте его на стр. 102 – 103.

- Книги каких авторов вы видите?

Пока вы читаете тонкие книги, а станете постарше, и вам покорятся толстые, серьёзные книги.

- Сколько толстых книг на столе?

- А всего?

- Составьте задачу про толстые книги.

- Что известно в задаче?   Скажи условие.

- Что надо узнать?   Скажи вопрос.

- Каким действием будем решать задачу? Почему?  

                                                Скажи решение, ответ.

Составь новую задачу, чтобы она решалась другим действием.

5. Физкультпауза.

Вы считали? Да, считали.

Вы устали? Да, устали.

1 2 3 …

              Можно всё пересчитать…

6. Работа в тетради, стр. 20.

Откройте тетрадь со словами:

Я тетрадочку открою…

  1. Комментированное решение примеров с доски:

3 + 5 =

9 + 2 =

  1. Арифметический диктант.

 - Закрась карточку с ответом.

Читаю примеры:

       2 + 2            6 – 6         8 – 2           6 + 4           7 + 1

          4                  0               6                10                8

         7. Итог урока.

- Что мы сегодня сделали на уроке? Что повторили? Урок закончен, спасибо.

               Доклад “Сюжетные уроки”. (из опыта работы)

Учители начальных классов всё чаще приходится сталкиваться с тем, что дети не активны на уроке, их трудно заинтересовать, оценка уже не является таким важным стимулом, как раньше. И даже при чётко продуманной работе на уроке нередко можно увидеть равнодушные глаза детей. Поэтому учителя задумываются над тем, как изменить подачу  материала, чтобы каждый ребёнок получили удовольствие от урока.

Использование различных приёмов активизации мысленной деятельности позволит лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать, чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был ярким, интересным?

Мне позволяет решить эту проблему сочетание процесса обучения и игры. Создание нестандартных ситуаций на уроках математике способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости.

Наиболее часто в своей практике я применяю урок – игру, урок – путешествие, урок – сказку. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонёк пытливости и любознательности, что конечно счете облегчает процесс усвоения знаний.

При организации урока -  игры я планирую работу так,  чтобы игровой сюжет проходил через весь урок. В начале урока детям сообщают правила игры, определяет какую роль, должны будут они выполнять в процессе игры. Становясь участниками разыгрываемых событий, учащиеся с разным уровнем развития  игровой и учебной деятельности активно включаются в работу, способны сконцентрироваться на ней более длительное время, чем на обычных уроках. (Урок – игра “Магазин”, “Зоопарк”, “День  рождения”, “Почта” и др.)  

Разновидностью урока – игры являются урок – путешествие. Урок – путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален. Нет ни одного скучающего ребёнка на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине. По ходу путешествия дети ведут путевые заметки, т.е. решают задачи, примеры, вычерчивают маршрут путешествия, наблюдают, сравнивают, анализируют, сопоставляют, выделяют закономерности. При путешествие по планетам, странам, различным уголкам родного города, по сказкам расширяется кругозор учащихся и повышает интерес  к изучаемому предмету.

На уроке – сказка изучение нового материала и закрепление ранее изученного облачено в форме сказочного повествования. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевает препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.

На таких уроках есть прекрасная возможность для осуществления межпредметных связей, для реализации воспитательных целей, расширения кругозора детей. До урока или в начале урока я стараюсь ввести детей в мир сказки. Оформляем выставку рисунков, на уроке зачитываю отрывки из сказок, смотрим фрагменты из мультфильмов. Например, после чтения сказки “Дюймовочка” дети помогали распустится волшебному цветку. Для этого решали примеры, отогнув каждый лепесток. На цветке появлялась Дюймовочка. Чтобы узнать рост девочки, дети чертили отрезок в 2 см 5 мм. Чтобы спасти её от страшных жаб ученики определяли закономерность геометрических фигур и продолжили спасительный мостик. При решение задачи дети узнали, сколько мышке на зиму понадобится зерна. Чтобы провести Дюймовочку по лабиринту крота, необходимо было решить круговые примеры. Выполняя задания с математическим содержанием, Учащиеся помогали Дюймовочке добраться до страны эльфов.

Для того, чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, делайте его сюжетным, сказочным. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности  к другому и обеспечивает формирование основа знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок по английскому языку в 4 "а" классе, разработанный на основе УМК "Millie" для 4 класса под ред. С. И. Азаровой.

Представленный урок разработан на основе УМК Millie для 4 класса под ред. С.И. Азаровой. На уроке используется обучающая компьютерная программа, которая способствует реализации таких принципов о...

Развитие мышления у учащихся начальных классов через дидактическую игру

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу»,...

Конспект комбинированного урока русского языка в 1 и 3 классах

3 класс         Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.                       ...

Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Конспект комбинированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе +поэтапная работа над рисунком...

Игры на развитие мышления. Для учащихся 1-2 классов с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости.

Игры на развитие мышления.Для учащихся 1-2 классов с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости....


 

Комментарии

И как бы не менялась жизнь мы - учителя начальных классов - должны прежде всего видеть в каждом ребенке человека, любить его, беречь его, учить его доброте, нежности, ибо эти качества являются основой здорового будущего нашей страны.