Конспект урока по русскому языку .
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данный конспект урока будет полезен учителям , работающим по  УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения открытого урока по русскому языку в 4 классе по УМК «Школы России».

Тема урока : Предлоги и правописание окончаний существительных в предложном падеже.

Образовательные цели  : Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже .Закрепить знания учащихся о предлогах падежного падежа . Познакомить с правилом употребления предлогов о (об) . Обобщить знания о предложном падеже .

Развивающие цели : Развитие психологических умений : слушать , анализировать , делать выводы , воспринимать учебную информацию.

Развитие организационно-познавательных умений: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи .

Воспитательные цели : воспитывать чувство товарищества , самостоятельности , уважения к товарищам .

Тип урока : закрепление.

Методы : наглядные , словесные , практические .

Формы : фронтальная , индивидуальная .

Наглядность урока :Таблица «Окончания предложного падежа»;

                                  Таблица –Ребус.

Ход урока :

1. Орг.момент .

2. Чистописание : ( на чистописании сегодня пишем заглавные  буквы Ш С Т и сочетание строчных букв сть ст  ше 

3. Словарно-орфографическая работа :

Посмотрите, на доске ребус , который вы должны расшифровать.Что за слова у вас получились ?  Ответы детей .

На доске следующая запись

6 +надцать = ?

6-ь +сот=?

6-ь +десят= ?

- Запишите слова которые получились , поставьте ударение и подчеркните орфограммы . Составьте предложение со словом шестнадцать . ( Дети приводят примеры своих предложений). *Один ребенок выходит и записывает свое предложение на доске . (Моей сестре шестнадцать лет .)

4. Работа по теме урока :

Упражнение «Отгадай и измени» .А теперь я буду загадывать загадки, а вы должны у себя в тетрадях записать отгадки в предложном падеже.(записываем через запятую)

Танцует крошка , а всего одна ножка (юла – юле)

Как мороз -раскалена .

Как жара- так холодна . (печь- печи)

Есть всегда он у людей , есть всегда у кораблей (нос – носе)

Что вверх корнем растет ( сосулька- сосульке )

Когда сухо -клин ,

Когда мокро – блин .

Одна нога-

И та без сапога. (зонт-зонте )

Дети отвечают на отгадки , объясняя выбор окончания  существительных. Посмотрите на записанные вами слова. Какой вывод можно сделать про  окончания данных существительных?

( Существительные 1 скл П.п имеют окончание – е ; 2скл.- окончание - е ; 3 скл. окончание – и ).

Посмотрите на доску . Здесь записаны слова…

На доске написаны слова :

О школе         об уроке

о перемене      об английском языке

 о ящерице        об однокласснике

- Скажите что общего у этих существительных ? ( эти существительные в предложном падеже ) . Чем отличается первый столбик от второго ? ( предлогами о ,об).Кто уже нашел закономерность употребления предлогов? Ответы детей.

На доске записаны слова : (о,об )тайне , ( о, об )юле , ( о, об ) инее , ( о, об) Ане , (о,об) острове , (о, об) сказке . А теперь давайте потренируемся в написании предлогов в предложном падеже . …тебе надо оставить только правильный предлог и объяснить почему ты его оставил .

Один ученик выходит к доске и выполняет задание . Кому- то из учеников предлагается сделать вывод о том ,когда надо писать предлог о , а когда - об. «Упражнение в записи предлога» .

 -А теперь я буду читать слова в именительном падеже , а вы должны записать их в предложном и решить какой предлог о или об поставить .

Учитель диктует слова ( акварель- об акварели , фасоль- о фасоли , ель- о ели , весть – о вести , лень – о лени , сирень , о сирени , морковь – о моркови , отмель – об отмели , мебель – о мебели)

Ученики по очереди выходят к доске и записывают слова с предлогами .

- Скажите какого склонения все эти существительные? -  3 скл

- Какое окончание у них в предложном падеже – и .

5.Физ .минутка:  Устали ? Сейчас немного отдохнем.

Буратино встал ,нагнулся ,выпрямился ,  потянулся , руки в стороны развел, ключик видно не нашел .  

6.Работа по учебнику . Открываем учебник на стр54-55 упражнение 219.

…прочитай задание к упражнению. Итак, нам надо найти слова с проверяемыми безударными гласными и объяснить их написание.  …читай первое предложение …

Один ученик читает текст упражнения ,называя слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Теперь списываем текст упражнения , выделяя окончания существительных в предложном падеже .

…Назови нам   какие существительные ты выделил и объясни правописание окончаний. Ученик называет существительные и объясняет правописание окончаний .  

Переходим к следующему упражнению .

Диктант с подготовкой .

Упражнение 223 стр56 . …Прочитай текст упражнения и объясни правописание пропущенных окончаний в именах существительных . Один ученик читает текст упражнения , объясняя правила написания пропущенных окончаний имен существительных .  

К доске вызывается ученик сделать разбор слова в схватке  как части речи

1. в схватке – сущ ( в ком , в чем)

2.н.ф. – схватка

3.пост.признаки – ж.р., 1 скл .

4.непост . – в предл .п. , ед . ч .

5. в предлож.  второстепенный член – дополнение А теперь закрываем учебники . Приготовились писать текст под диктовку .

После чего ученики записывают текст упражнения под диктовку учителя.

7.Итог урока . Что нового сегодня узнали на уроке?

От чего зависит написание предлога о (об) ?

Какие окончания у существительных 1 скл П.П., 2 скл , 3 скл?

Открываем дневники , записываем домашнее задание .

Домашнее задание стр.55 упр. 221

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....