Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак"
    план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

    Романенко Марина Николаевна

    Урок создает условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62 КБ
    Office presentation icon prezentaciya.ppt1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

    2 класс

    Русский язык

    Тема: «Разделительный мягкий знак»

    Закрепление изученного материала

    Учитель: Романенко М.Н.

    Декабрь 2010 год

    г. Тихвин

    Русский язык.

    Тема: Разделительный мягкий знак.

    Цель урока:
    Создание условий для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак.

    Задачи урока:

    Задачи:
    -  Развивать умение правильно определять «работу» мягкого знака в слове.
    - Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.
    - Соблюдать здоровьесберегающие технологии.


    Тип урока: урок – обобщение.

    Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; карточки для групповой работы, презентация.

    Ход урока

    I.  Мотивационный   этап.

    1). Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята!

    Прозвенел звонок весёлый.
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать,
    И друг другу помогать
    .

    - Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.

    2). Каллиграфическая минутка.

    А) Загадка: Слайд № 2.

    -Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку.

    Что за буква, кто узнает:

    Звука не обозначает,

    Может только показать,

    Как согласную  читать.

    Мягкий знак  Слайд № 3

    Б) Подготовка руки к письму.

    - А сейчас подготовим руку к письму в тетради. Слайд № 4.

    Две весёлые лягушки

    Ни минутки не сидят.

    Ловко прыгают подружки,

    Только брызги  вверх летят.

    (Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).

    В) Чистописание Слайд № 5.

    - Откройте тетради, запишите число.

    - Посмотрите на строку чистописания.

     На доске записаны буквосочетания: НЯ НЬЯ НЬ  ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ

    Цель чистописания?

    - Следим за высотой, наклоном и шириной букв.

    - Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.

    - Одной чертой подчеркнуть сочетание букв, обозначающих 1 звук;

    двумя чертами - 2 звука;

    - Сколько звуков обозначают сочетания букв…?

    - Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и МЬ?

    - Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?

    Тема урока: Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

    С какой целью?

    II. Операционно – познавательный этап.

    1) Ситуация успеха. Актуализация знаний. Слайд № 6.

    Работа в группах

    - У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете о букве мягкий знак.

    (После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).

    1. Эта буква не обозначает звука.
    2. Обозначает мягкость предшествующего согласного. Пример.                        
    3. Он разделяет буквы согласные и гласные на письме.  
    4. Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].
    5. Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. Пример
    6. Перенос ь.

          Подводится итог, выполненной работы.  

                                                                       

    2) Закрепление

    А) Работа в группах.

    -  Работаете по цепочке, объясняя, для чего в каждом из слов употреблен мягкий знак. Запишите их в два столбика. Ь подчеркнуть.

    Осень, осенью, деньки,

    Мальчик, окунь, окуньки,

    Колья, стулья и скамья,

    Крылья, братья и семья.

    Расскажи, зачем и как

    Служит в речи мягкий знак.

    - Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет  мягкий знак?

    - Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?

    осень                       осенью

    деньки                     колья

    мальчик                  стулья

    окунь                       скамья

    окуньки                   крылья

                                      братья

                                      семья

    - Оцените свою работу: правильность написания, аккуратность, каллиграфию.

    Б) Самостоятельная работа

    - Прочитайте слова. Запишите их в форме множественного числа. Подчеркните разделительный мягкий знак.

    1 группа               2 группа      

    3 группа                4 группа

    улей                         друг

    кол                          колос

    воробей                   крыло

    уголёк                     дерево

    звено                        огонёк

    стул                      муравей

    ручей                   денёк

    перо                     соловей

    пенёк                    лист

    брат                      прут

    Самопроверка. Слайд № 7

    1 группа               2 группа      

    3 группа                4 группа

    ульи                         друзья

    колья                       колосья

    воробьи                   крылья

    угольки                   деревья

    звенья                        огоньки

    - Найдите лишнее слово, почему?

    Оцените свою работу

    стулья                   муравьи

    ручьи                   деньки

    перья                    соловьи

    пеньки                  листья

    братья                   прутья

         

    3) Физкультминутка Слайд № 8.

    4). Обобщение.

    - Над какой темой мы сегодня с вами работаем?

    - Какую работу выполняет мягкий знак?

    Коллективная работа

    (В классе развешены карточки со словами.)

    - Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.

    (Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

    Ь – обозначает мягкость предшествующего согласного

    Ь – разделительный мягкий знак

    мягкость согласного обозначают гласные

    кольцо

    дождь

    метель

    пеньки

    бульдог

    зверьки

    пальто

    мышь

    веселье

    друзья

    ручьи

    вьюга

    жильё

    деревья

    воробьи

    шитьё

    семя

    полёт

    олени

    солю

    Коля

    полю

    - Прочитайте слова третьего столбика, можно ли  в эти слова вставить мягкий знак? Какие получатся слова? Запишите новые слова.

    - В первом столбике найдите лишнее слово. Почему?

    - О работе мягкого знака в этом слове нам еще предстоит узнать в следующих классах.

    - Оцените правильность и каллиграфию своей работы.

    III. Рефлексивно - оценочный этап.

    1) Контроль

     Тест Слайд № 9

    1. Разделительный мягкий знак пишется:

    А) в середине слова между согласными;

    Б) в конце слова;

    В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

    2.  Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

    А) пальчики;

    Б) вьюга;

    В) глазунья.

    3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

    А) солов…и;

    Б) руч…ка;

    В) ден…ки.

    4. Укажи слово с правильным переносом:

    А) вь-юга;

    Б) крыль-я;

    В) маль-чик.

    5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

    А) друзья;

    Б) стуля;

    В) очки.

    Б) Проверка. Слайд № 10

    2). Рефлексия. Слайд № 11

    - Урок наш подходит к концу.  Вы выполнили  все задания.

    - А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.

    Выставление отметок. Слайд № 12

    3).  Домашнее задание. Слайд № 13

    По выбору:

    1. Сочинить загадку про мягкий знак.
    2. Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
    3. Записать 10 слов с разделительным мягким  знаком.

     

    – Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение - вопрос.

    Мягкий знак – хитрый знак.

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Будем мы всегда, где надо,

    Мягкий знак вставлять в слова?

    ДА!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Романенко М. Н. Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1» г. Тихвин 2 класс Русский язык

    Слайд 2

    Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать .

    Слайд 3

    мягкий знак

    Слайд 4

    Массаж рук Две весёлые лягушки Ни минутки не сидят- Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Чистописание

    Слайд 5

    Чистописание Работа в тетради 21 декабря. Классная работа. НЯ НЬЯ НЬ ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ

    Слайд 6

    Ь мягкий знак

    Слайд 7

    Самопроверка 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа ульи друзья стулья муравьи колья колосья ручьи деньки воробьи крылья перья соловьи угольки деревья пеньки листья звенья огоньки братья прутья

    Слайд 8

    Разделительный мягкий знак- похлопаете в ладоши . Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопаете ногами. Лен ь , вороб ь и, стул ь я, ден ь ки, ред ь ка, варен ь е, в ь юнок, дожд ь . Физкультминутка

    Слайд 9

    « СЛОВА ЗАБЛУДИЛИСЬ »

    Слайд 10

    Тест 1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. 2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки. 4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик. 5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки.

    Слайд 11

    Правильные ответы 1. В 2. А 3. А 4. В 5. Б Меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно) Три правильных ответа. Удовлетворительно. Четыре правильных ответа. Хорошо. Пять правильных ответов. Отлично.

    Слайд 12

    Рефлексия Здесь – внимание! Сомневаюсь ещё я! Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я! А теперь вперёд! В знаниях уверен я!

    Слайд 13

    4 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 5 Молодцы!!! 5

    Слайд 14

    По выбору: 1. Сочинить загадку про мягкий знак. 2. Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком. 3. Записать 10 слов с разделительным мягким знаком. Домашнее задание

    Слайд 15

    Спасибо за урок. Желаю успеха в домашней творческой работе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе . ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ».

    ТЕМА урока: «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ»....

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" по программе "Начальная школа 21 века"

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" по программе "Начальная школа 21 века" Автор учебника Иванов С.В. Тип урока: Урок - проектФорма: Работа в парах, в группах, фр...

    Урок русского языка во 2 классе по теме: « Мягкий знак в конце имени существительного на шипящий. Роли мягкого знака».

    Цели:-Обобщить знания учащихся о роли мягкого знака.Предметные задачи:Создать условия для развития у учащихся умения:- сделать вывод о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных ж...

    Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: "Разделительный мягкий знак"

    Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся   правописания слов с разделительным мягким знаком....

    Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

    Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...