Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Курбатова Гузалия Миннахметовна

Цели урока:

  1. Повторить признаки имён существительных.
  2. Научить разбирать имена существительные как часть речи.
  3. Развить устную и письменную речь учащихся.
  4. Воспитывать гостеприимство.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_kurbatova.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Имя существительное как часть речи.

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных».

4 класс

Учитель 1 квалификационной категории Курбатова Г.М.

Тип урока: комбинированный

Тема:

Оборудование:

1. Организационный момент.

2. Языковая разминка.

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

  1. Повторить признаки имён существительных.
  1. Научить разбирать имена существительные как часть речи.
  1. Развить устную и письменную речь учащихся.
  2. Воспитывать гостеприимство.

Карточки (4 варианта), 2 мешка, слова - карточки. карандаши красный и синий, опорная схема.

Ход

В некотором государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живёт один очень важный житель. А кто этот господин, мы с вами узнаем, если отправимся в путешествие.

Есть много интересных слов. Их знаете давно. (Запишем слова под диктовку). Вот, например, сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, ель, лестница, наполнение (полный), орех, ежиха.

И долго можно говорить Про разные предметы.

И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить.

1) Подчеркните слова, в которых есть орфограмма гласная буква, красным карандашом, а орфограмма согласная буква - синим.

-Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник). Докажите орфограммы.

Тростник - безударная гласная о, проверочное слово трость.

Тростник - непроизносимый согласный (т), проверочное слово тростинка.

2) Разберите по составу слово водомерка.

 -Что объединяет все эти слова?

(Все эти слова имена существительные).

III. Введение в раздел.         -Прочитайте название нового большого раздела (с. 65)

-Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия и т. д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли?

В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

IV. Сообщение темы и цели             -Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

урока.         -Проверьте свои предположения, запишите первые

        буквы         слов         из         языковой         разминки.

(существительное)

-Какой буквы не хватает? (ь). Какова её роль в этом слове?

-Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное ).

/ Стук в дверь. Входит «Имя существительное»/

-Ребята, смотрите к нам пришёл в гости старичок, интересно, откуда он пришёл? (Он пришёл из города Морфология).

Старичок: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я  «Имя существительное». Я принёс вам 2 мешка и хотел бы узнать, что вы знаете о постоянных и непостоянных признаках имён существительных».

(Имя существительное садится и смотрит, как дети разбираются в теме урока).

YI.

-Ребята, давайте повторим то, что знаем.

1) Роль имён существительных в речи. Упр. 102 с. 65

( В тексте преобладают имена существительные и другие части речи).

Сделайте вывод:

Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.

2) Признаки имён существительных. Упр. 103, с. 65 выполняют на доске 2 ученика по заданию.

-Что мы указали         у всех         этих выписанных

существительных? (Признаки). -Докажите?

-А         теперь         разложим         эти         признаки         имён

существительных в мешки.

-Сделайте вывод: Одушевленность - неодушевленность, род - это постоянные признаки. То, что не меняется, он есть всегда. Число - непостоянный признак. То, что меняется.

        Физминутку         проводит         Старичок     -        «Имя

Существительное» .

Имя Существительное Очень удивительное.

На вопросы кто? И что? Отвечать оно должно!

-Если слово будет отвечать на вопрос кто? Поднимите руки вверх.

Если на вопрос что? - руки вперёд, если встретятся другие (части речи) слова - присесть.

(Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, зелёный, в, утюг, читать.)

Упражнение в разборе имён существительных как части речи.

Упр 105, с.66

v.

Последовательность выполнения

  1. Устно, С объяснением расставляют запятые.
  2. Запись однокоренных слов.

Охота, охотиться, охотник, охотно, охотный.

Вывод: Среди однокоренных слов могут быть сюва разных частей речи.

  1. Разбор имён существительных как части речи (морфологический разбор).

На охоте, с деревьев, лист, дичь - объясняет значение данного слова.

(Образец записи выписан на доске).

Обращается         внимание         на         порядок

разбора,

сокращенную запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

Постоянно слежу за посадкой учащихся.

Гимнастика для глаз.

VII 

Работа по карточкам. (4 варианта)

VIII. Итог.

Сегодня подходит к концу наше путешествие, но мы говорим дедушке-«Имени Существительному» - До свидания. Потому что он долго будет учить нас. А чему. мы узнаем на следующих уроках.

(Слова старика «Имя существительного).

IX. Домашнее задание.

-Поработайте над своей устной научной речью.

 Составьте устный рассказ на тему «Имя существительное как часть речи» по Упр. 106 стр. 66 -77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...