Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Виноградова Лариса Николаевна

Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Приложения у проведению урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc862.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Урок русского языка 2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

(Учебник «Русский язык»

 Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть)

Конспект урока составила: учитель начальных классов

МОУ СОШ №5

Города Торжка Тверской области

Виноградова Лариса Николаевна

Тема: «Чередование звуков в корнях слов,

 которое  видно на письме».

Цели:

  1. проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;
  2. начать практически работать с историческими чередованиями, создав контекстные условия для их узнавания;
  3. повысить мотивацию обучения;
  4. воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: Учебник «Русский язык»  Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть, тексты с иллюстрациями для работы в группах, дидактические тренажёры «словарные слова» для работы в парах, мультимедиа проектор.

Тип урока: изучения нового материала

Структура (план) урока: 

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка проблемы
  4. Открытие новых знаний
  5. Первичное закрепление
  6. Работа в парах, группах
  7. Итог урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)

II.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока

        1. Работа с предложением.

      Б.жит Ваня с к.ровушками на речку.

       -Запишите предложение в тетрадь с комментированием. Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.

         2. Словарная работа.

       -Слово «коровушка»-из словаря, но в словаре нет такого слова…(Дети напоминают, что в словаре слова живут в начальной форме. Можно найти слово «корова».

           Работа в парах. Тренажёр «Словарные слова».У доски индивидуально работает ученик, вставляет пропущенные буквы. Взаимопроверка сигнальными веерами гласных букв.

III. Актуализация опорных знаний.

   1.Введение в тему урока через проблему.

- Подберите родственные слова к слову «бежит». На доске появляется запись: бежит – бег, бегун.

- Выделите корень. Что заметили в корнях родственных слов?

-В корне родственных слов происходит чередование  буквы, которую мы видим.

    Ученики делают вывод и объявляют тему урока.

    2.Формирование темы урока с помощью учебника.

- Откройте содержание учебника и найдите тему сегодняшнего урока «Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме» Откройте нужную страницу учебника.

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа по учебнику  и слайд № 2.

На слайде запись слов река – речной

                                    рука – ручной

                                   молоко – молочный

Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.

        Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока: почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.

- А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?

- В словах, которые мы писали в диктанте, были ли чередования. Звуков: «уда[ф] - уда[в]ы»? «звероло[ф] - звероло[в]ы»? (Было. Это чередование звуков [ф] - [в].) (Примеры тоже записать на доске!)

- Видно ли оно на письме?  (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).

- А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)

- Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).

 

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 103, стр. 140

Начать практически работать с историческими чередованиями, создавая контекстные условия для их узнавания. Выписать только пару слов: У РЕКИ - РЕЧНАЯ. Обратить особое внимание на то, что во второй строчке нет родственных слов, а значит, не может быть и чередования звуков в общем корне слова.

- Подберите к слову РУЧНАЯ  однокоренное слово.

- Покажите чередование звуков [ч´] и [к] в корне слов РУЧНАЯ и РУКА.

- Выписать формы слова РУЧЕЙ, которые есть в стихотворении

(У РУЧЬЯ, К РУЧЬЮ, РУЧЕЙ).

- В корне слова могут чередоваться и другие звуки например [х] и [ш].

V. Динамическая пауза.

VI. Закрепление новых знаний.

Упражнение 104, стр. 141

Продолжить работать с историческими чередованиями; пропедевтика словообразования. Провести работу с «Обратным словарём». Она требует не просто выписать несколько слов с основой на –Х , но и выбрать из них такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением: ЗАПАХ – ЗАПАШОК, СМЕХ – СМЕШОК, ОРЕХ – ОРЕШЕК, СТИХ – СТИШОК, ГОРОХ – ГОРОШЕК, СЛУХ – СЛУШОК, ПЕТУХ – ПЕТУШОК, ПАСТУХ – ПАСТУШОК. Работу сначала необходимо выполнить устно, примеривая каждое слово к заданию, а затем письменно. Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму.

VII. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой

 (Слайд № 4)

VIII. Творческая работа в группах.

- Каждой группе предлагается деформированный тест и 3 иллюстрации.

   - Восстановите текст и выберите иллюстрацию, где изображено то, о чём говорится в тексте.

 1 группа - о гербе города Торжка (составила ученица Гусева Настя)

 2 группа – о флаге России (составила Писарева Лера)

 2 группа – о русской природе (составила Щербакова Настя)

IX. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

Были оценены ответы учащихся.

X. Рефлексия.

  Оцените свою работу на уроке. Если вам всё удалось – просигнальте зелёным цветом, если вы не очень собой  довольны на уроке – красным.

                          САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО  2  КЛАССЕ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Г.ТОРЖКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 ВИНОГРАДОВОЙ ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ


Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.

В классе 29 человек, на уроке присутствовало только 29. Класс по своему составу и возможностям  -  полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.

Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла:

-) учащиеся с недостаточной подготовкой к урокам, пропускающим большое количество уроков по состоянию здоровья, учащиеся с особенностями характера: медлительность, рассеянность внимания и т.д. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и  подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.

Тема: «Чередование звуков в корнях слов,

 которое  видно на письме».

Тип урока: изучение нового материала.  Структура и технология урока соответствуют программе «Перспективная начальная школа».

Основная цель урока:  проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;

  Цели урока считаю достигнутыми полностью.

  На данном уроке можно выделить этапы урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка проблемы
  4. Открытие новых знаний
  5. Первичное закрепление
  6. Работа в парах, группах
  7. Итог урока.

Во время урока решались следующие задачи:

  1. Образовательные: 

              -) раскрыть понятие: чередование звуков в корнях слов,

 которое  видно на письме,

 -) работать над запоминанием словарных слов,

-) над умением грамотно работать при записи  слов и предложений, --) умение последовательно излагать мысли  в устной и  письменной форме,

Развивающие:

На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

        -) начать практически работать с историческими чередованиями,

           создав контекстные условия для их узнавания;

-) развитие логического мышления и грамотной речи в ходе устных ответов.

-) продолжение работы над словарными словами

-) расширение кругозора учащихся.

-) развитие сенсорной сферы через ориентацию во времени и умение воспринимать устную речь.

-) развитие эмоциональной сферы в ходе представления результатов самостоятельной деятельности.

-) повышать мотивацию обучения

3. Воспитательные задачи:

-)  воспитание письменной  культуры.

-) умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.

-) воспитывать чувство патриотизма к родной стране

-) умение рефлектировать.

-) стремление добиваться наилучших результатов.

Под цель и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:

  -) методы организации Учебно - познавательной деятельности: словесный, проблемно – диалогический, наглядный, практический, частично – поисковый.

-) методы предъявления учебных требований.

-) методы стимулирования и мотивации.

-) методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.

Формы обучения:  коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая, работа в парах.

      С учетом выше изложенного были избраны следующие технологии:

-) информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима),

-) технология уровневой дифференциации достигнута за счет предложенных дополнительных заданий

-) здоровьесберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала). Для  проведения физкультминутка подобраны упражнения на улучшение кровообращения головного мозга, формирование осанки и общеукрепляющие упражнения.

     Деятельность на уроке мотивирована.
   В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить полученные знания.

Цели урока достигнуты и .......

Приложении 1  (деформированный текст).  

     Город Торжок - один из древнейших городов России.

        Герб города - это шесть голубей. Три золотых и три серебряных.

       Флаг города Торжка представляет собой композицию гербового щита.

       Флаг нашей страны имеет белый, синий и красный цвета.

       Белый означает чистое небо, синий -          моря и океаны, реки и озера.

        А красный - сушу.

       Зимний лес полон чудес.

       Пушистый снег завалил березки.

       На сосне белая шапка.

       Вот сугроб. Там спит медведь.

Приложении 2  (восстановленный текст).  

       Флаг города Торжка представляет собой композицию гербового щита.

        Город Торжок - один из древнейших городов России.

        Герб города - это шесть голубей. Три золотых и три серебряных.

       А красный - сушу.

       Белый означает чистое небо, синий -          моря и океаны, реки и озера.

       Флаг нашей страны имеет белый, синий и красный цвета.

       На сосне белая шапка.

               Зимний лес полон чудес.

               Вот сугроб. Там спит медведь.

               Пушистый снег завалил березки.

Приложении 3 (словарные слова)

К О Р О В А

Д Е Р Е В Н Я

Л О П А Т А

М О Л О К О

  Л И М О Н

  Б Е Р Ё З А

         П Л А Т О К

   Г О Р О Х

  Р Е Б Я Т А

 У Ч Е Н И К

Д Е В О Ч К А

  Г А З Е Т А

Приложении 3 (надписи к иллюстрациям).

Русская природа

Россия

 Торжок

Приложение 4  (иллюстрации для творческой работы в группах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте  показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Чередование звуков в корнях слов»

Урок русского языка по теме: «Чередование звуков в корнях слов»...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."...

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...