Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Такиуллина Эмилия Фаязовна

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 30.03.2018г.

Школа: №95

Класс: 2-7

Кабинет: 310

Учитель: Кирчевская Е.Ю.

Студент: 33 группы

Такиуллиной Эмилии

Методист: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)

Тема: « Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком»

Цели урока:  закреплять представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Планируемые результаты:

-предметные: проверять слова с непроизносимыми согласными разными способами; делить слова на группы по видам орфограмм.

- личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Тип урока: повторение.

Оборудование:  учебник (Чекин «ПНШ» 2кл. 3 часть), тетрадь, компьютер, экран, раздаточный материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный (беседа)

1 мин

Здравствуйте, ребята! Я студентка Педагогического колледжа №1  Эмилия Федоровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам оно.

Нас оно торопит в класс,

Ждет урок ребята нас!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот урок принесет нам радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

- Здравствуйте.

Лич.: личностное самоопределение.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный (беседа)

Практический (словарно-орфографическая работа).

 

8 мин.

– Ребята, а вы любите тайны? А когда– нибудь приходилось разгадывать?

- А сегодня готовы попытаться разгадать одну?

- А если это тайна русского языка, готовы?

Давайте откроем тетради и запишем: число, классная работа.

А сейчас записываем словарные слова в строчку через запятую. Вы смотрите на картинку, отгадываете слова и записываете в тетрадь. А затем проверим, правильно ли вы записали слова.

Вокзал, ягода, язык, товарищ, пенал, линейка.

А сейчас запишем слова под диктовку: Родина, суббота, директор.

Ребята, поменяйтесь тетрадками с соседом по парте и сделайте проверку. Образец на слайде.

Кто написал без ошибок?

Кто ошибся?

-Да.

Р: вносить необходимые

коррективы в действие его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К.: контролировать действия партнера

3. Постановка учебной задачи

Практический (выборочное списывание)

Словесный (беседа)

2 мин.

Ребята, чтобы открыть очередную тайну, проделаем разминку. Прочитайте стихотворение на странице 135 упражнение 140.

Вставьте пропущенные буквы в слове и определите орфограмму, затем выпишите слова с безударными гласными в корне и дайте им письменную проверку.

Давайте проверим, что у вас получилось.

/самопроверка по слайду/

Запишите две первые строчки из второй части стихотворения.

Назовите два слова на одно и то же правило.

Почему? Докажи.

-Какая здесь орфограмма?

-Какие способы проверки вы знаете?

Какие цели вы поставите себе на урок?

Правильно! Мы будем закреплять представления о непроизносимых согласных в корне слова . Итак, тема нашего урока: «непроизносимые согласные в корне слова».

Кто вспомнит правило? Как написать слова с непроизносимым согласным?

-тигренок - тигр, живой - жив, молчит- молча (безударная гласная в корне слова),

- Грустный, несчастный.

-Грустный- грустишь; несчастный- несчастен

-Непроизносимый согласный в корне слова.

-Изменить форму слова (несчастный - несчастен); подобрать однокоренное слово (радостный - радости).

- закреплять представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы

П.: ориентироваться на разнообразие способа решения задач.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

4. Открытие нового знания

Практический (списывание с орфографическим заданием)

5 мин.

Сейчас откройте учебники на странице 136 упражнение 141.

Давайте прочитаем отрывок стихотворения. Вы догадываетесь, как оно называется? А кто его автор?

Ребята, какие здесь есть орфограммы?

-Посмотрите, на слайде представлены способы действия для каждой орфограммы. Из стихотворения:

1) подбери проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.

   2)выдели "¬" , посмотри на что она оканчивается       ои с какой гласной начинается ͡  

  Почему орфограмм 3, а способов действий    ртолько 2?

Самостоятельно спишите это стихотворение и вставьте пропущенные буквы.

Напишите сначала название стихотворения, а потом сам текст.

Итак, какой вывод мы можем сделать, проделав это упражнение?

Все правильно!

/видео-физкультминутка/

Название стихотворения "Ослик" Автор: Юнна Мориц

-Парные звонкие и глухие согласные, разделительный ъ знак, непроизносимый согласный в корне слова.

1)грустный - грустить; капустный - капуста;

глазки - глаза; сказке - сказание

2)съел

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

К.: задавать вопросы.

К.: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Включение в систему знаний

Практический (словообразовательный анализ)

10 мин.

- Ребята, а сейчас мы поработаем в группах по 4 человека.

Прочитайте стихотворение, затем выучите его для запоминания этих слов.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву «т» писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву «т» писать уместно.

А сейчас проверим, как вы выучили стихотворение.

А сейчас выполним упражнение 142. Для начала прочитайте задание про себя.

Что нам понадобится?

На какой странице обратный словарь?

На какой вопрос отвечают выделенные слова в предложениях?

Догадываетесь ли вы от каких слов они образованы?

\выполняют упражнение самостоятельно\

Какая здесь орфограмма?

Как проверяем?

А сейчас поработаем в карточках.

Прочитайте слова. Составьте с каждым из них словосочетанием таким образом, чтобы придуманное слово- признак начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.

Образец на слайде: со…нце- ласковое солнце

Исходные слова: праз…ник, грус…ный, звез…ный, мес…ный, трос…ник.

Сверьте выполненную работу со слайдом.

Кто написал без ошибок?

У кого не так?

- Обратный словарь на букву -О

-

-Какой или как?

-От слов-названий признаков.

Например: ужасно - ужасен.

-Детский праздник, грустный товарищ, звездная дорога, местный театр, толстый тростник.

П.: дополнять и расширять знания.

Р.: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

6. Рефлексия деятельности (по продукту)

5 мин.

Какие цели мы перед собой ставили?

Чему мы сегодня научились с вами на уроке? Что узнали нового?

Итак, кто доволен своей работой? Кому нужна

помощь? Оцените свою работу с помощью карточки.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников.

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.

Фамилия Имя

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! До свидания!

- закреплять представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы

Р.: понимать      причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Проверка Вокзал, ягода, язык, товарищ, пенал, линейка. Родина, суббота, директор.

Слайд 5

Самопроверка т и гренок - тигр, ж и вой - жив, м о лчит- молча

Слайд 6

Назовите два слова на одно и то же правило. Грустный, несчастный Гру ст ный - грустишь ; несча ст ный- несчастен Непроизносимый согласный в корне слова.

Слайд 7

Способы проверки Изменить форму слова ( несча ст ный - несча ст ен ); П одобрать однокоренное слово (радостный - радости ).

Слайд 8

Цели: закреплять представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы

Слайд 9

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Слайд 10

Название стихотворения: "Ослик" Автор : Юнна Мориц

Слайд 11

Парные звонкие и глухие согласные, разделительный ъ знак, непроизносимый согласный в корне слова.

Слайд 12

1 ) подбери проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный . 2)выдели "¬" , посмотри на что она оканчивается и с какой гласной начинается ͡

Слайд 13

1)грус тн ый - грустить; капус тн ый - капуста; гла зк и - глаза; ска зк е - сказание 2 ) с ъел

Слайд 14

От слов-названий признаков. Например: ужасно - ужасен.

Слайд 15

Со… нце - л асковое со л нце Проверка Детский праздник, грустный товарищ, звездная дорога, местный театр, толстый тростник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Урок русского языка 3 класс «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

Урок открытия новых знаний. Система РО Л.Занкова. УМК Поляковой А.В. Соответствует ФГОС. Групповая работа, здоровьесберегающие технологии....

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...