Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Осадчева Татьяна Викторовна

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl._cheredovanie_zvukov_kotorye_vidno_na_pisme.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.

Цель урока: формировать умения подбирать  родственные слова с чередованием звуков в корнях слов, которые видно на письме.

 Задачи  урока:

- научить  различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;

- сформировать умение работать с Обратным  словарём;

- совершенствовать орфографические   умения.

 

Перечень  УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента);

личностные  - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: закрепление изученных  знаний

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ход урока

1.Орг.момент

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

    Начнем урок русского языка.

    Ребята, откройте, пожалуйста свои тетради, проверьте свою посадку,  запишите число 26 ноября и  классная работа.

2. Постановка учебной задачи

  • Откройте учебники,  где мы работали  и прочитайте тему урока.
  • Что такое чередование? (последовательная смена звуков)
  • Какие виды чередования  мы знаем?(  невидимые и видимые )
  • Чему будем учиться сегодня на уроке?

(Будем учиться подбирать к словам  родственные слова с видимым на письме чередованием)

3.Актуализация знаний

Исследуйте страницу 143 -145 и определите, какой сегодня урок: открытия новых знаний или закрепления и отработки умений? (Закрепление и отработка умений)

Учебник  упр. 107

Выпишите 5 слов, чтобы показать чередование согласных звуков [ с/з]

 Прочитайте образец: сказка – сказочка,

                                      указка - указочка

Подчеркните буквы, которые обозначают чередующиеся звуки.

Сма [с ] ка – сма [з ] очка,              желе [с ] ка   - желе [з ] очка ,              

слё [с ] ка  -  сле [з ] а,                     берё [с ] ка  - бере [з ] а,            

пово [с ] ка  - пово [з ] очка

Проверка (в слове смазка слышим звук с, а пишем букву з потому, что проверочное слово смазочка)

  • Какие проверочные слова вы подбирали? (чтобы после согласного стоял гласный)

А теперь выпишите 5 слов, чтобы показать чередование согласных звуков [с/ж ]    

Сма [с ] ка – сма [ж ]  у,                   пово [с ] ка – во [ж ] у,                    

 нагру [с ] ка – нагру [ж ] у,

(разгру [с ] ка – разгру [ж ] у,          ука [с ] ка – ука [ж ]  у)

  • Какое чередование  согласных видно на письме:  первое или второе? (второе)
  • Какими буквами на письме обозначается это чередование? (з/ж)
  • Почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме?     ( Потому  что оно обозначается разными буквами.)

4. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Наклонились вправо, влево

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

5. Закрепление изученного  материала.

Упр.109 прочитайте задание, что нужно выполнить?

(Поделить слова на две группы родственных слов и записать в 2 столбика, выделить корень, подчеркнуть чередующиеся звуки)

            Лучок                              Луговой

            луковый                         лужок

            луковица                        лужайка

  • Какие буквы мы пишем на месте чередующихся звуков: одинаковые или разные? (Разные буквы.) 
  • Назовите эти чередования букв.( ч/к;    г/ж)
  • Это чередование видно на письме? (Видно.)

6. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Наш урок подошёл к концу.

 Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

У себя на полях тетради нарисуйте шкалу:

  • Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поставьте черточку сверху.
  • Если вы затруднялись при выполнении некоторых заданий, чувствовали неуверенность, то черточку поставьте посредине.
  • Кому на уроке работать было очень трудно, поставьте черточку внизу.
  • Поднимите руку кто поставил черточку  внизу, посредине, сверху?

  • Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока? Достигли ли мы цели?
  • Выберите любое высказывание и продолжите его:

(на доске)  У меня получилось …….(все на уроке)

         Было трудно ……( подбирать родственные слова с чередующимися звуками)

         Я научился …..(подбирать родственные слова с чередующимися звуками)      

         Теперь я умею ……..(выделять чередование звуков)

7. Д/З Т.1 с.50 – 51 упр.62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".

Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...