Методика запоминания словарных слов.
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Методика запоминания словарных слов.
Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.
Цель: научить правильно писать словарные слова.
Средство: использование метода ярких ассоциаций.
Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика:
- Записать словарное слово (сл. слово) и поставить ударение. Например: берёза.
- Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе-рё-за.
- Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.
- Найти ассоциативный образ (ас. образ), связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу:
А. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.
Сл. слово ↔ Ас. образ
Модель: признак признак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- форме;
- действию;
- материалу;
- количеству;
- месту расположения;
- звучанию;
- вкусу;
- назначению и т.д.
Б. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл. слово ↔ Ас. образ
береза – по цвету бЕлая
береза – кудрявая нужен грЕбень - чтобы
расчесать - по форме,
как буква Е.
Результат: бЕреза – бЕлая-
гребень – (Е)
- Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
бЕреза
л
а
я
- Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.
Внимание! НЕ навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
- Аналогично показать классу разбор 3-5 словарных слов.
- Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.
Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.
- Для проверки дать еще 2 словарных слова.
- Дать самостоятельную работу (одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.
- Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
- Текстовая проверка. (Количество словарных слов определяет учитель).
Внимание! Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный «шаг». Методика – не догма, а источник творчества.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета – бумАга
дИректор – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕЙ – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, дО, хОр
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст
Пример объединения словарного и ассоциативного слова:
Т з в н
р кАпуста кОрабль кОнцерт
У я л т
б ц н ы
зАвод ы
к♪нцерт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов.
Одной из самых трудных тем в курсе изучения русского языка является тема по изучению слов с безударной гласной,не проверяемой ударением.Учитель использует самые разные методы и приёмы.для прочного зап...
Методика запоминания словарных слов (метод ярких ассоциаций)
В презентации подробно раскрыта методика запоминания словарных слов....
Методика запоминания словарных слов
Карточки - образы иассоциации - вот, что поможет вашему ребенку запомнить словарные слова!...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Словарь сложных слов как способ запоминания словарных слов
В данной статье описан один из способов работы со словарными словами....
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
Методика запоминания словарных слов.
Одной из главных задач обучения является развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный з...