Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов.
статья по русскому языку по теме

Одной из самых трудных тем в курсе изучения русского языка является тема по изучению слов с безударной гласной,не проверяемой ударением.Учитель использует самые разные методы и приёмы.для прочного запоминания орфографического облика слова. Учитывая психологию детей младшего школьного возраста можно использовать образы для запоминания словарных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , не проверяемой ударением . Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами . Научить ребёнка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач , стоящих перед учителем . В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов , способствующих прочному запоминанию правильного написания .

При работе над такими словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова . Известно , что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов . Следовательно , и упражнения должны опираться на различные виды памяти . Учитывая психологию детей в начальной школе (преобладание образной памяти ) можно использовать образы для запоминания словарных слов .

Эйдетизм ( «эйдос .» по - гречески образ ) является разновидностью образной памяти , выраженной в сохранении ярких , наглядных образов предметов на длительное время .

Можно использовать следующие методы :

1 . Метод графических ассоциаций .

Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов .Чтобы была эта работа интереснее . используем такое стихотворение :

Слово трудное попалось -

Это , братцы , не беда .

Нарисуем в слове букву ,

Не забудем никогда .

Итак , трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета , т.е. создаём художественный образ буквы . Причём рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен.

Например , изучаем слово хозяйство . Ученики наперебой высказывают предложения   ,как можно изобразить сразу две трудные буквы «о.» в этом слове , чтобы хорошо их запомнить :

  1. Похожие на тарелки .
  2. В виде копен сена .
  3. Можно нарисовать в виде хрюшек .

Подводя итоги такого весёлого конкурса идей , учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку :

ХОЗЯЙСТВО

Затем дети охотно рисуют буквы - образы с слове , сразу ставшем весёлом и запоминающемся.Какие только образы не придумывают ребята ! Так букву « о .» в слове вокруг предлагают нарисовать : кто , в виде солнышка , кто в виде колеса , кто - часов .

вокруг

Аналогична работа с другими словами , где буква предстаёт перед нами в виде рисунка :

ягода   яблоко

Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно ,что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.

орех   ракета

Можно также при изучении слов с непроверяемым написанием обратить внимание на признак . который присущ только этому слову , и затем связать этот признак с орфограммой , которую надо запомнить .Например , изучаем слово берёза .Говорим о берёзе создаём образ , выделяем признак который отличает берёзу от других деревьев . Дети сразу выделяют этот признак : берёза белая .

Белая береста у берёзки нашей ,

Нет на свете деревца

И милей , и краше .

Да ,у берёзы белая береста . а дальше даются строчки для запоминания безударной гласной е .

Белые берёзы все

После «б.» пишите «е.» .

 При изучении слов с непроверяемыми написаниями работа проводится по алгоритму :

1 .Сомневаюсь , ставлю . . 2.Исследую , доказываю. 3 .Пишу.

Данный метод в работе по изучению слов с непроверяемыми написаниями

называют также :

-        метод ярких ассоциаций ( по М . Гафитулину .)

б

берёза л

  а

  я

-        использование схем -рисунков (по Я. Ярошенковой .)

х*р*ш*        быстр*

весел*        ск*р*

2. Метод звуковых (фонетических .) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова :

Приеду завтра,       На завтрак рак.

Привезу завтрак,    Кричи ура.

 (из книги «Весёлая грамматика.» ) дед в деревне

завтра на завод

дети дежурные

 машина у Маши

пенал моют пеной

В этом случае слова называем не проверочными , а словами-подсказками одновременно придумываем маленькую сказку „например , о том как грязный пенал мыли пеной ; девочка Маша любила играть машиной и другое. А сколько проблем бывает со словом «собака .».Мы с детьми придумали сказку .

Жила-была собака, она любила спать ,её прозвали Соня.

 Собака Соня .

Можно использовать следующие игровые строки :

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя.»-

Любит петь он на рассвете.

А медведь, наоборот ,

Петь не любит, любит мёд. Лиса - лисица ,посмотри, Очень любит букву -И.

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

 Мы оба этих дружных слова, Напишем в корне с буквой - О .

Для правильного закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы - загадки :

  1. В каких словах живёт рак ? (завтРАК , РАКета)
  2. В каких словах спрятались ноты ? (поМИдор,Ребята,Дорога)
  3. Назовите слова ,в которых спрятались числа ? (Родина(1),сорока (сорок) и другие.

4. Все слова хороши ,но где-то спрятались ёж и ужи?(дЕЖурный , Ужин)

5.Какие слова любит ворона ?(КАРандаш, КАРтина, КАРтофель. )

А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)

Использование данных методов даёт большой эффект ,разнообразит урок, делая его более интересным, развивает внимание и память учащихся, способствует прочному запоминанию слов с непроверяемым написанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика запоминания словарных слов.

Учу как запоминать словарные слова...

Методика запоминания словарных слов (метод ярких ассоциаций)

В презентации подробно раскрыта методика запоминания словарных слов....

Запоминание словарных слов методом ассоциаций

Важное умение работать с информацией и запоминать её....

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Словарь сложных слов как способ запоминания словарных слов

В данной статье описан один из способов работы со словарными словами....

Запоминание словарных слов методом ассоциаций

Запоминание словарных слов методом ассоциаций...

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....