Запоминание словарных слов методом ассоциаций
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
методическая разработка по теме «Запоминание словарных слов методом ассоциаций»
Одним из актуальных вопросов обучения орфографии является изучение словарных слов в начальной школе.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.14 МБ | |
| 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Запоминание словарных слов методом ассоциаций
СЛАЙД 1
Представляю вашему вниманию методическую мастерскую «Запоминание словарных слов методом ассоциаций»
СЛАЙД 2
Одним из актуальных вопросов обучения орфографии является изучение словарных слов в начальной школе.
На данном этапе развития образования сложилось противоречие не только между требованиями стандарта к уровню орфографической подготовки выпускника начальной школы и реальными результатами обучения, но между наличием определенных методов обучения написанию словарных слов и частичного либо полного их несоответствия требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования. Ученик, согласно действующему стандарту, должен быть субъектом собственной деятельности, а это возможно, если на смену традиционной модели передаче знаний придет активное самообучение и самопознание.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
СЛАЙД 3
Цель:
Показать методы и алгоритмы ассоциативного запоминания словарных слов.
СЛАЙД 4
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
- Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Существуют способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов
Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.
Ассоциативная связь может быть по:
1. цвету;
2. форме;
3. действию;
4. материалу;
5. количеству;
6. месту расположения;
7. звучанию;
8. вкусу;
9. назначению и т. д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ассоциативная методика имеет такие виды как:
1.Приём графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова)
2.Приём фонетических ассоциаций.
СЛАЙД 5
Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Приём графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово собака, то на картинке должна быть и сама собака, и буква "О".
Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается.
СЛАЙД 6
Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
СЛАЙД 7
Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки.
СЛАЙД 8
Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.
СЛАЙД 9
Предлагаю несколько приёмов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка.
СЛАЙД 10, 11, 12, 13, 14, 15
Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!
Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно
И таких ассоциаций можно придумать множество, в презентации я показала самые распространенные.
СЛАЙД 16
Выводы
СЛАЙД 17
Доклад я хочу закончить словами «Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске». Обучая других – учись сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов.
Одной из самых трудных тем в курсе изучения русского языка является тема по изучению слов с безударной гласной,не проверяемой ударением.Учитель использует самые разные методы и приёмы.для прочного зап...

Методика запоминания словарных слов (метод ярких ассоциаций)
В презентации подробно раскрыта методика запоминания словарных слов....

Запоминание словарных слов методом ассоциаций
Важное умение работать с информацией и запоминать её....

Использование ассоциативного метода запоминания словарных слов. Карточки - запоминалки
«Сегодня мы пишем словарный диктант». Как часто эта фраза заставляет ученика поволноваться. А всё потому, что дети школьного возраста делают много ошибок при написании словарных слов и в итоге показыв...
"МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ"
Даны рекомендации по работе над словарными словами в начальной школе....

Дидактический материал для уроков русского языка для учащихся 2 класса «Методы запоминания словарных слов»
Дидактический материал по русскому языку предназначен для организации работы учащихся во 2 классах. Цель разработки данных материалов заключается в том, чтобы научить ребёнка писать словарные сл...

