Методика запоминания словарных слов.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Бабайцева Ирина Юрьевна

Одной из главных задач обучения является развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью , так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания , частицу обобщения опыта , которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».Одной из главных задач обучения является развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью , так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания , частицу обобщения опыта , которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_zapominaniya_slovarnyh_slov.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Методика запоминания словарных слов

Введение.

Одной из главных задач обучения является развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью , так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания , частицу обобщения опыта , которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи». Обогащению словарного запаса ,а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:

Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

формирование умения использовать слова в речи при построении собственного  высказывания.

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал:       « Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности». Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

Словарные слова усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно , но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и  поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или на карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически , записывается в тетради, затем многократно повторяется на уроках.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания , о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным.

Чтобы повысить эффективность усвоения слов с традиционными написаниями надо изменить характер их запоминания. Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе поминания  учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, использование специальных приемов запоминания, активное включение «трудных» слов в речевую практику ребенка.

Система работы по изучению словарных слов.

В своей работе при изучении словарных слов я опираюсь на этимологию.

Можно выделить следующие этапы работы:

При подборе однокоренных слов особое внимание следует уделить записи в тетради.

Образец:

ворона

ворон

воронье

вороненок

Обращаем внимание детей на общую часть в словах (на корень), дети выделяют эту общую часть.

Фрагмент урока.

Знакомство со словом медведь.

- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».

(Вывешивается картинка с изображением медведя, карточка со словом медведь, )

-Что вы знаете о медведе. Где он живет? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?

-Прочитайте слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную в слове.

-Как вы думаете , почему медведь так называется?

Сообщается этимологическая справка.

Медведь-крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

Медведя так назвали потому, что он ведает, где найти в лесу мед.

Медведь-мед, ведающий = « знающий, где есть мед».  

- Так почему слово медведь пишется с гласной е в первом слоге?

(Слово орфографически  проговаривается и записывается. Краткая запись справки.)

Записываются однокоренные слова, составляется предложение.

Итог.

-Как пишется слово медведь? Почему оно пишется с буквой е?

Для более эффективного запоминания словарных слов предлагаю детям творческую работу.

Фразеологизмы.

Ворона в павлиньих перьях: о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно пытается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

  Белая ворона: о человеке, резко выделяющемся чем-либо среди окружающих его людей, отличающемся чем-либо, не похожим на них.

Пословицы и поговорки.

-  Куда ворона летит, туда и глядит.

-  Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.

-  Пуганая ворона и куста боится.

-   Дом вороны найдёшь по карканью.

-   Каркает как ворона.

-   Вороне соколом не быть.

-   Ворон за море летал, а умнее не стал.

-   На чужой стороне и сокола зовут вороной.

Загадки.

    Окраской- сероватая, повадкой- вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она?

     Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком.

Скороговорки.

 Проворонила ворона воронёнка.

Летели три вороны – черны и пестроголовы.

Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила.

Стишки.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали " Петя " –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву И.

Схематические рисунки для запоминания.

Через некоторое время (на следующий день), диктуем изученные накануне слова (без однокоренных). Однокоренные слова включаем в предложения. Если ребенок не допустил ошибок, усложняем уровень сложности. Если же ошибки допущены, возвращаемся назад.

Необходимо использовать изученные слова в самых разных письменных работах. При выполнении домашнего задания следует обращать на них внимание. Если новые знания не востребованы долгое время, они откладываются на дальние полочки или забываются.

В своей работе привлекаю слова с непроверяемой орфограммой в качестве иллюстративного материала при изучении многих грамматических тем, включая их в разные виды работ, в различные задания и упражнения.

Например, при изучении темы "Имя существительное", кроме тех упражнений, которые есть в учебнике, учащимся на уроках предлагались следующие задания:

  1. Из группы слов выписать только имена существительные: АГРОНОМ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, СЕЙЧАС, РЕВОЛЮЦИЯ, СВЕРКАТЬ, ОКОЛО, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИНТЕРЕСНЫЙ, КИЛОГРАММ.
  2. Из группы имён существительных в первый столбик выписать имена существительные мужского рода, во второй – женского рода, в третий – среднего рода.
  3. Определить склонение имён существительных: ВЕЯЛКА, ДИРЕКТОР, МЕБЕЛЬ, БИБЛИОТЕКА, САЛЮТ, КИЛОГРАММ, ВОКЗАЛ, ОБОРОНА.
  4. Указать падежи имён существительных в сочетаниях слов:
    УВЕРЕННОСТЬ В (ПОБЕДА), ВЕРА В (ПОБЕДА), ЕЗДА В (АВТОМОБИЛЬ), ЕЗДА В (ШОССЕ).
  5. Поставить в нужном падеже: НАПЕЧАТАНО В (ГАЗЕТА), ЕХАЛ В (ВАГОН), ЖДАЛ НА (ВОКЗАЛ), УЗНАЛИ О (ПОБЕДА).
  6. Из группы слов, начинающихся с буквы К, выпишите существительные с мягкой согласной на конце и определите их склонение: КАЛЕНДАРЬ, КАРТОФЕЛЬ, СЛОВАРЬ.

 При  закреплении и углублении знаний по теме "Состав слова" появляется возможность снова использовать слова с непроверяемой орфограммой. Выполняя упражнения, связанные с разбором слов по составу со словообразованием, ученики усваивают написание слов, однокоренных тем, которые предлагаются в списке. Ниже представлены задания, в которых можно использовать слова с непроверяемой орфограммой:

1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из одного корня: БАГАЖ, БИЛЕТ, ИНЖЕНЕР, КОМБАЙН.

2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания; из корня и суффикса; из корня, суффикса и окончания:

БЕСЕДА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГАЗЕТА, ЖЕЛАТЬ, ЧЁРНЫЙ.        

3. Подобрать к именам существительным однокоренные имена прилагательные с суффиксами - Н, - СК.

АДРЕС – АДРЕСНЫЙ (СТОЛ)

ШОФЁР – ШОФЁРСКИЕ (ПРАВА)

ПАССАЖИР – ПАССАЖИРСКИЙ (ПОЕЗД)

4. Подобрать к именам существительным однокоренные имена существительные с суффиксами -ЧИК, - ИК.

ВАГОН – ВАГОНЧИК,

БИЛЕТ – БИЛЕТИК,

ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК.

Таким образом, изучая словарные слова, мы учим детей словообразованию и словоизменению, уточняем словарь, развиваем монологическую речь, работаем над орфографической зоркостью, одним словом, развиваем речь ребенка.

Эта работа не должна лежать на плечах одного учителя. Только совместными усилиями взрослых можно достигнуть успеха. Каждая минута, уделенная ребенку, дает положительные результаты. Чем больше таких минут будет, тем легче нашим детям будет справляться с затруднениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика запоминания словарных слов.

Учу как запоминать словарные слова...

Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов.

Одной из самых трудных тем в курсе изучения русского языка является тема по изучению слов с безударной гласной,не проверяемой ударением.Учитель использует самые разные методы и приёмы.для прочного зап...

Методика запоминания словарных слов (метод ярких ассоциаций)

В презентации подробно раскрыта методика запоминания словарных слов....

Методика запоминания словарных слов

Карточки - образы иассоциации - вот, что поможет вашему ребенку запомнить словарные слова!...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Словарь сложных слов как способ запоминания словарных слов

В данной статье описан один из способов работы со словарными словами....

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....