Урок русского языка, 4 класс, "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мухина Ирина Анатольевна

Много лет работаю по развивающей системе Л.В.Занкова. Этот конспект урока поможет учителю познакомить учащихся с новой частью речи, её грамматическими признаками, а также расширить и обаготить активный словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 – ом классе по развивающей технологии ( система Л.В.Занкова), учебник А.В.Поляковой.

Тема: «Наречие как часть речи».

Составила учитель начальных классов Мухина Ирина Анатольевна, МБОУ средняя общеобразовательная школа № 16 г.Ногинск,  Московская область

Тип урока: введение нового материала.

                                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к введению новой темы.

Учитель: Ребята, какие части речи вы знаете?

 (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог, союз, частица).

 - На какие 2 группы их можно разделить?

( На самостоятельные и служебные части речи).

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница. Подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос и будет являться темой нашего урока.

Наш язык  и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым – бело!»  -

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слов ты «темно» -

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты –

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну,  а если  скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

- Какие литературные приемы использовала юная поэтесса?

- Какие слова помогли ей  описать нашу Родину и выразить свою любовь к ней?

(Высоко, бело, темно, ароматно, красиво).

- Вы правильно ответили на мой вопрос. Что объединяет эти слова? Мы раньше уже встречались с ними, и я даже говорила, как они называются. Кто помнит? Сформулируйте тему урока.

( Это наречия).

- Давайте запишем тему нашего урока, используя каллиграфическую минутку.

- Запишите транскрипцию этого слова. Что можно сказать о соотношении букв и звуков в этом слове, почему?

- Итак, вернемся к нашим словам. Что общего в них?

(Оканчиваются на  - о, отвечают на вопрос «Как?»).

- Где мы встречались с этим вопросом  в  грамматическом разборе предложения?

(На этот вопрос отвечают обстоятельства).

- Придумайте, пожалуйста, свое предложение с любым из этих слов, а самое красивое мы запишем.

(Запись самого удачного предложения для выполнения последующего задания).

- Давайте разберем это предложение по членам предложения.

- В группу какого главного члена предложения входит наречие, что он поясняет?

(Входит в  группу сказуемого, т.е. поясняет глагол).

- А теперь придумайте любое словосочетание глаголов  с данными словами. А самое удачное из них  мы проспрягаем.

(Выполняется работа с комментированием).

 - Какой можно сделать вывод, выполнив это задание?

(Наречие – неизменяемая часть речи).

  1. Обобщение полученных знаний:

- Давайте попробуем сформулировать правило о новой части речи – наречие. Для этого ещё раз просмотрим все выполненные задания. Начнем с последнего, в обратном порядке.

(Дети анализируют задания и делают вывод, который почти соответствует правилу в учебнике).

- Остается только один вопрос: «Какой морфемой является  - о -, на которую оканчиваются все наши слова?» Я предлагаю провести следующую работу: выписать наречия из отрывков и разобрать их по составу.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается.

На нем, лелеющем ,

Светло качается.

-  Отрывок из  какого  произведения и кто автор ?

(Бальмонт, «Снежинка»)

- Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

-  Отрывок из  какого  произведения и кто автор ?

- Посмотрите, как наречия помогают  красиво передать действия глагола, какая картина сразу представляется нам?

 -Выпишите  наречия и разберите их по составу.

(Дети выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой. Как правило, все приходят к выводу, что  - о -  это суффикс, так корень  найти в слове  легко, а окончание у неизменяемых слов  - нулевое, поэтому и делается вывод о суффиксе).

4.Физминутка.

5. Закрепление , развитие речи учащихся, обогащение активного словаря.

-  Наречия делают нашу речь более точной. Давайте попробуем заменить данные фразелогические обороты одним словом:

Кот наплакал

Рукой подать

Ни свет ни заря

(Получился столбик слов: мало, близко, рано. Дети записали его в тетрадь).

-  А теперь к полученным наречиям подберите и запишите антонимы.

(мало – много, близко – далеко, рано – поздно).

- Какие орфограммы вам встретились в этих словах?

(Безударный гласный, парный и непроизносимый согласный).

- Как проверить написание этих слов?

(Повторение правил).

6. Творческая работа в группах.

- Сегодня на уроке мы много работали со стихотворными текстами. Давайте попробуем сами составить  небольшое стихотворение по принципу «Буриме», используя наречия, которые сегодня нам встретились на уроке.

(Работа в группах).

7. Индивидуальная работа.

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием и подняли всем настроение, несмотря на то, что за окном не очень хорошая погода.

 - Как вы думаете, ребята, а можно ли подобрать  наречия для описания этого времени года?

(Дети называют слова и  записывают их на доске с комментированием: холодно, прохладно, сыро, свежо, мягко, легко и т.п.)

- Вы хорошо сегодня поработали:  коллективно, дружно. Я даже в своей похвале тоже использовала наречия. А теперь я хочу, чтобы каждый показал свою индивидуальность и неповторимость. Составьте небольшую миниатюру с данными словами, описав  наступившее время года.

(Дети выполняют работу. Несколько  из них зачитывается  и дается рецензия о том, правильно ли выполнено задание).

8. Итог урока.

9. Разбор домашнего задания.

Разработка урока по русскому языку, 4 класс

Тема: «Наречие как часть речи»

(Открытый урок для студентов НПК)

10.12.09.

Составила: учитель начальных классов Мухина Ирина Анатольевна, МОУ СОШ № 16, г.Ногинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе « Наречие как часть речи».

Исследовать новую часть речи - наречие по заданному плану...

урок русского языка в 4 классе "Наречие"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие"....

Урок русского языка в 4 классе "Наречие как часть речи"

Урок открытия новых знаний. УМК "Школа России"...

Урок русского языка. 4 класс. "Наречие".

Конспект урока русского языка. 4 класс. программа "Начальная школа 21 века". Для проведения успешного урока необходимы начальные знания обучающихся по ИЗО....

Урок русского языка в 3 классе "Наречие как часть речи"

На уроке использована технология проблемного диалога, организована исследовательская деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи....

Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока

Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...