Употребление ь после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

урок русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе .

                                                Учитель: Ковалинская Рена Салаватовна.

Тема: Употребление «ь» знака после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Цели: повторить все изученные сведения о существительном, выявить грамматическую функцию «ь» как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся, умение анализировать, прививать навыки самостоятельной работы, развитие внимания, речи, логического мышления.

Оборудование: таблица, рабочая тетрадь, толковый словарь, тест,   иллюстрация ландыша.

                        Ход урока.

1  Организация урока.

                Прозвенел звонок,

                Начинаем  наш урок!

2.  Сообщение целей урока.

3.  Каллиграфическая минутка.

Тетрадь наклонно положу,

                Ручку правильно держу.

ВДВ

вдох

Всякая дорога вдвоем веселей.

( Объясните значение пословицы)

Индивидуальная работа: меч- фонет. разбор.

                                игрушка, полет, сад - разбор по составу

4. Актуализация прежних знаний:

1). Что называется именем существительным?

2).Что можете сказать об одушевленных и неодушевленных им. сущ-х?

3).Приведите примеры  собственных им. сущ-х

Какого рода бывают им. сущ-е?

Как изменяются им. сущ-е?

Какие буквы в русском языке получили название шипящих?

Что можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы? (ж.ш.-всегда тв., ч. щ.—мягкие)

Проверка инд. работы.

5). Словарная работа:  Записать слова в 2 столбика:

        П..льто, в..р..бьи, к..ньки, с..л..вьи, м.рковь, м..двежьи, помощь.

По каким признакам распределяли слова?

  1. ь-показ. мягкости
  2. ь- разделительный

 Какое слово здесь лишнее?  ПОМОЩЬ

Почему?  ( щ- мягкий согл., ь- не явл. показ. мягкости.)

Ь-может выполнять и еще одну работу.

А какую мы узнаем далее.

6). Наблюдение над правописанием буквы « ь» у существительных с шипящим на конце.

Ребята, вот здесь еще такие слова, их надо распределить в 2 столбика.

        Плащ, печь, камыш, дочь, ночь, хвощ.

        ( Толковый словарь—ХВОЩ)

Как распределили слова?

Почему так?

  1.  ж. р.  и  м. р.

    с мягк. знаком  и  без него.

Какой вывод можно сделать?

В  им. сущ ж. р.пишется «ь», а  м .р. «ь» не пишется.

        

СТИХ

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова-

Нет знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!

7). Чтение правила- стр. 170

( вставить в таблицу - сущ. ж. р. в ед. ч. с шипящ. на конце)

8). Физминутка.

Потрудились – отдохнем

Нужно без сомненья

Дружно, быстренько встаем

Выполним движения.

 Если вы слышите им. сущ. Ж. Р.-приседайте

                                М. Р.-хлопайте.

ГАРАЖ, КАЛАЧ, СТОРОЖ, РЕЧЬ, МЫШЬ, МОЛОДЕЖЬ, ПЛАЧ,

8). Закрепление.

Добавь отгадки в нужный столбик.

 Загадки

Из меня берут порою

Реки свой исток

А в руках твоих открою я любой замок. ( ключ)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. ( мышь)

Бросишь о стенку,

А я подскачу.

Бросишь на землю-

А я отскачу.( мяч)

Полежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала.

А потом вдруг убежала.( еж )

Творческая работа. № 462.

Составь текст, используя слова- товарищ, рыбалка, луч солнца, лещ, ерш, ландыш, глушь.

Озаглавь текст, напиши.

Кому трудно составить рассказ, составьте предложения и запиши

9). Зарядка для глаз.

10). Чтение рассказов детьми.

ЛАНДЫШ- лекарственное растение, занесено в красную книгу.

Итог

Тестирование

1). Мягкий знак может выполнять:

а). 3 работы

б). 2 работы

в). 1 работу

2). На конце существительных Ж. Р.

а). всегда пишется « ь»

в). не пишется « ь»

3). Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает

а). на род существительных

б). на число

Домашнее задание. №457 стр. 172.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К  конспекту урока есть презентация....

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

laquo;Если быть, то быть лучшим».-Прочитайте высказывание на доске.       -Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Его называют гением пил...

Разработка урока по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода", УМК "Планета Знаний" (3 класс)

Разработка включает в себя конспект урока и презентацию по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...

Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)

класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...