Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гецаева Людмила Петровна

«Если быть, то быть лучшим».

-Прочитайте высказывание на доске.

       -Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Его называют гением пилотажа, героем, богатырём, поэтом воздуха. Знаменитому лётчику Валерию Чкалову было всего 34 года, когда он погиб при испытании новой машины (1938 г.). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МО учителей начальных классов МКОУ СОШ № 2 г Дигоры

C:\Users\admin\Desktop\Безымянный.png

«Употребление  мягкого знака после    шипящих на конце глаголов».

        Учитель: Гецаева Л П

                                                               2017г

Тема. Употребление  мягкого знака после шипящих на конце глаголов

Цель: Познакомить с новой орфограммой и формировать практические навыки правильного написания  глаголов, оканчивающиеся на шипящую; 

 способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Задачи:

  • Употребление мягкого знака после шипящих на конце  глаголов
  • Познакомить с новой орфограммой правописания мягкого знака после шипящих на конце  глаголов
  • Упражнять в узнавании орфограммы в словах
  • Написание глаголов во 2 лице единственного числа

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи

Предметные:

  • Применять при письме орфографические правила: употребление мягкого знака после шипящих на конце  глаголов

Метапредметные:

  • Способствовать формированию умения работать в паре, в группе,  воспитывать чувство  взаимопомощи;
  •  Акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле

Регулятивные:

  • Определять  цель задания, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания
  • Осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические ошибки, оказывать взаимопомощь
  • Оценивать результаты собственной деятельности

Познавательные:

  • Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы
  • Дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты)

Коммуникативные:

  • Владеть диалоговой формой речи
  • Формулировать собственное мнение и позицию

Тип урока: О.Н.З.

 Форма проведения: диалоговая, индивидуальная, работа в парах, группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация.

                                                Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята!

Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе!

Улыбнитесь и поприветствуйте наших гостей!

            Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

На доске: «Если быть, то быть лучшим».

-Прочитайте высказывание на доске.

       -Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Его называют гением пилотажа, героем, богатырём, поэтом воздуха. Знаменитому лётчику Валерию Чкалову было всего 34 года, когда он погиб при испытании новой машины (1938 г.). 

      20-22 июля 1936 года Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. 18-20 июня 1937 года с тем же экипажем совершил беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. Это был мировой рекорд беспосадочного полета на расстояние более 12000 км. Сев в Ванкувере на военном аэродроме. 

     За перелёт на Дальний Восток весь экипаж (Чкалов, Байдуков, Беляков)  был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске).

-Давайте врнемся к нашему высказыванию.

- Как вы понимаете это высказывание?

-В чем человек может быть лучшим?

-В чем же вы, мои ученики, можете быть лучшими?

-Постарайтесь сегодня на уроке показать себя с лучшей стороны, будьте активными, внимательными, старательными.

Дети записывают в тетрадь дату, место работы.

  1.   Чистописание с орфографической нагрузкой.

Чистописание.

г, р,т,п

Что общего в написании этих букв?

Запишите под диктовку словарные слова с заданием.

        Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, ученики записывают слова и в каждом слове подчеркивают определенную букву.

-В слове готов подчеркнуть букву, обозначающую звонкий согласный звук.    

- В слове аллея подчеркнуть букву, которая обозначает  звук согласный, звонкий, мягкий.

- В слове бассейн подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук  в 1 слоге.

- В слове горизонт подчеркнуть букву, обозначающую звук согласный, звонкий, твердый  в 1 слоге.

- В слове директор подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук в 3 слоге.

- В слове альбом подчеркнуть букву, которая обозначает  звук согласный, звонкий, мягкий.  Какое получилось слово из подчеркнутых букв?    

-Оцените свою работу. ( На полях в тетради: круг зеленого цвета – нет ошибок, круг желтого цвета – 1-2 ошибки, круг красного цвета – 3 и более ошибок).                    

-А вы помните, что м глагол?

-Проверим. (Работа в группах) 

-Как вы считаете, все ли вы уже узнали о глаголе?

-Продолжим наше знакомство. 

1.Глагол – это _______________________, которая  называет __________________________ и ли ______________________________   и  

отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Обязательный, постоянный признак глагола – это ___________________

2. На вопрос что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы  _________________________________ вида.

На вопросы что сделать? что сделал? Что сделает? отвечают глаголы  ____________________________  вида.

3. Глагол имеет следующие формы: _________________________

4.Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы _________________

______________________________________________________________  

И образуются с помощью  ________________________

5. Какая часть слова не включается в основу глаголов? _______________         

  1. Актуализация знаний.

-Продолжим наше знакомство. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них  таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

–Вспомните, что такое «пословица»?

(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

На доске:

Упустишь минуту- потеряешь час.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Поспешишь – людей насмешишь.

-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

-Есть ли в пословицах глаголы?

-Выпишите их. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят? Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

-Что заметили в написании глаголов?

  1. Постановка учебной задачи.

-Какой возникает вопрос? (В каких случаях у глаголов после шипящих пишется мягкий знак)

- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак после шипящих в глаголах)

- Какие цели поставите перед собой?

  1. Открытие учащимися нового знания. (работа в группах)

-Предлагаю вам побыть в роли исследователей.  У вас всё  получится, если будете работать сообща,  помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

-Обсудите в группах в каких случаях  пишется мягкий знак на конце глаголов?

После  обсуждения в группах учащиеся представляют результат своей работы.

– Какой вывод можно сделать?

- Как можно проверить, верно ли, ваше предположение?

 -Проговорим алгоритм написания Ь после шипящих у глаголов. (Определим часть речи, если это: глагол, то ь знак пишется во всех формах)

- Сравните свои предположения с правилом в учебнике на стр. 108.

(учащиеся читают правило и делают выводы)

 

  1. Первичное закрепление  с комментированием во внешней речи.

А) В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.

            Б) Работа по учебнику: стр.108 упр.2 (Задание выполняется по цепочке с комментированием).

- Оцените свою работу (на полях)

- У кого задание вызвало затруднение?  Почему?  Что надо сделать?

- У кого задания не вызвали затруднений?

- Какой вывод вы можете сделать для себя?

 Работа в парах.

   В тетради на печатной основе таблица, в которой даны истинные и ложные высказывания. Истинное отметить +, ложное -.

1

В словах луч__, кирпич_, камыш_, сторож_  не нужно писать ь, так как это имена существительные 2 склонения.

2

В словах знаеш_, чувствуеш_, участвуеш_ не нужно писать ь, так как это имена прилагательные

3

В словах стрич_, береч_, стереч_, жеч_ нужно писать ь, так как это глаголы

4

В словах печ_, вещ_, молодёж_, роскош_ нужно писать ь, так как это имена существительные 3 склонения

5

В словах хорош_, свеж_, горяч_, пригож_ не нужно писать ь, так как это имена существительные 1 склонения

6

В словах заплач_, обознач_, спряч_, съеш_ нужно писать ь, так как это глаголы

- Какие высказывания ложные?

-Как исправить, чтобы стало истинным?

Физминутка

Мы работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Работа по учебнику стр.109 упр.3 (по окончании работы проводится самопроверка  на доске)

- У кого задание вызвало затруднение?  Почему?  Что надо сделать?

- У кого задания не вызвали затруднений?

- Какой вывод вы можете сделать для себя?

 

  1. Включение нового знания в систему знаний. Задания по выбору.

Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.

-Вспомните о написании мягкого знака после шипящих в словах других частей речи.

-Выберите задание по силам.

а) стр.110, упражнение 5

б) тетрадь «Пишем грамотно» стр 34, упр.2

По окончании работы проводится проверка.

  1.   Итог урока. Рефлексия.                                                                                                                                    

-Над какой темой работали?

-Какое "открытие" вы сделали?

-Для чего вам нужны эти знания?

-Оцените свою работу на уроке.  

C:\Users\admin\Desktop\1000.jpg   - на уроке было комфортно и все понятно

    C:\Users\admin\Desktop\unnamed.jpg                    - на уроке немного затруднялся, не все понятно

               C:\Users\admin\Desktop\9TR55gGdc.jpg        - на уроке было трудно, ничего не понял

- Какие трудности вы преодолели на пути к успеху?

-Над чем ещё нужно поработать?

  1. Домашнее задание:

Выучить правило на странице 108.

По выбору:

                  - тетрадь «Пишем грамотно», с. 34, упр. 1;

                  - найти  и выписать 10 глаголов из газеты по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Знаки препинания в конце предложения.

В первом классе  детям надо преподносить учебный материал в игровой форме, тогда дети запоминают его быстрее и надолго....

Урок русского языка в 3 классе на тему:"Знаки препинания в конце предложения..."

презентация к уроку русского языка в 3 классена тему:"Знаки препинания в конце предложения"...

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

Рабочий лист к уроку русского языка по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки."

Рабочий лист к уроку русского языка в 1 классе по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки." к УМК "Школа России"....