конспект урока по русскому языку
видеоурок по русскому языку (4 класс) на тему

конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_.sushchestvit..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
4 КЛАСС (1 - 4)

Тема: Обобщение знаний об имени существительном

Цели урока:

  1. Обобщение знаний о грамматических и лексических особенностях имен существительных.
  2. Совершенствование умения обозначать безударные гласные в различных частях слова.
  3. Знакомство учащихся с языковой культурой русского народа (устаревшие и диалектные слова, народные выражения, поговорки).
  4. Расширение знаний об истории родного края.

Оборудование: Учебник, ученические тетради, компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

I. Постановка цели урока.

- К какой части речи относятся эти строки?

№1.  Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.  

Сегодня на уроке мы обобщим все, что знаем об имени существительном, а имя существительное поможет нам узнать что-то интересное о родном крае.

II. Обобщение знаний об имени существительном.

1) Работа со схемой (по ходу ответов детей схема открывается).

№2 - Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное? - На какие вопросы отвечает?

- Какие постоянные признаки имеет?
- Как изменяется имя существительное?
- Каким членом предложения бывает?

2.Вставь пропущенные буквы.

 №3  В..кзал, ул..ца, К.зань, в..зде, Р..ссия, г..рой, н..род, ст..лица, М..сква,, м..тро, тр..мвай, д..рога, с..годня, с..лют, сам..лет, вч..ра.

 Проверка . №4 Вокзал, улица,Казань,везде,россия,народ,столица, Москва,метро,трамвай,дорога,сегодня,салют,самолет,вчера.

- Перемены в нашей жизни происходят постоянно. Изменяется наша жизнь - изменяется и наш язык. - Подумайте, какие из слов вошли в наш язык сравнительно недавно? №5 (самолет, метро, трамвай).
- Какие слова существуют давно?

3) Работа в тетради.

Прочти эти строки (на экране).№6

Стоит град белокаменный с садами, со старинными церквями, башнями и воротами.

- Когда были написаны эти строки? Какие слова доказывают, что эти строки были написаны давно?

Эти строки взяты из летописи и описывают они Казаньв прошлом веке (изображение Казани в 19 веке). И сейчас наш город считается красивейшим городом в России.

- Прочтем и запишем предложение, четко проговаривая каждое слово.

- Назовите имена существительные. В каком числе употреблены? Образуйте единственное число. (“ВоротА” - так говорили раньше, сейчас - “ворОта”. Существительное употребляется всегда во множественном числе.)

- Разберите это предложение. (характеристика предложения, главные члены, группа второстепенных членов)

3) Упражнение в определении падежей.

Определите падежи.  №7

в городе_

около реки_

под стенами_

князь_

через Волгу _

перед оврагом _

к зверю _

из башни _

на корабле_

о битве_

под небом_

река_

со страхом_

на медведицу_

из клетки_

селением_

5) Работа в тетради. Грамматический разбор существительного.

1) с башнями - сущ. (с чем?)
2) н.ф. башня
3) ж.р., 1 скл.
4) в Т.п., во мн.ч.
5) вт. Член

Проверка.№8

6) Морфологический разбор.

Из ельника вышел на берег бурый медведь.
Зверь повел носом и фыркнул.
Любит мишка полакомиться
рыбкой, медком.
Медведь может повалить лося,
лошадь.
Устраивает берлогу мишка
 в чаще леса.

Проверка .№9

7) Словарная работа.

Медведь в древности считался священным зверем. Народ уважительно, с почтением относился к этому лесному жителю. Прочтите как еще называли медведя в народе. Попробуй объяснить, почему именно так? (Например: костоправ - лучше с медведем не встречаться, а то заломает.)

медоед
космач
хозяин
костоправ
. №10

- Этот зверь стал сам знаменитым, частым героем сказок, рассказов. Приведите примеры таких произведений. Как называют медведя в сказках?

Потапыч, Миша, Мишутка, Михайло Иваныч Топтыгин.№11

- Что произошло с нарицательным существительным медведь? ( Оно перешло в имя собственное.) Попробуйте объяснить отчество и фамилию. (Иван - распространенное, русское имя, Топтыгин - идет шумно по лесу, “топаетIII. Совершенствование умения правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.

8). Работа в тетради.

- Запиши словосочетания.(под диктовку)

Спешили с поездкой, плыли по Волге, причалили к пристани, по аллее рощи, под большим кедром, на родной сторонке.

Проверка.№12

9). Выдели окончания существительных. Докажи их написание.

- Вставь пропущенные буквы.

Русский лес.

Х_рош русский лес ранней в_ сной. Ги_кие ве_ки берез густо покрыты см_листыми почками. М_лоденькие осинки выстр_ились на опушк_ леса. Они ждут тепла. В_терок вес_ло б_жит от березк_ к осинк_. В высоком неб_ купаются в_ршины сосен. К старой ели подл_тели птицы. Ветки зак_чались. Из ш_шек пол_тели ле_кие с_мена. В воздух_ пахнет см_лой. У ручья кр_суется ива. Над ее з_л_тистым пушком жужжат пчелы. Мя_ким мхом порос старый пень. На полянк_ разм_стился дуб. Скоро все заз_ленеет, зацв_тет! №13

3) Дополнительное задание.

- Объясни смысл выражений:

“Медведь на ухо наступил”,
“Оказать медвежью услугу”.

IV. Итог урока.

- О какой части речи говорили? Что повторяли?