Правописание -не- с глаголами
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Уроки правописания -не- с глаголами в 4 классе. Разработки этих уроков были сделаны на курса группой учителей для начальной школы. Опробованы в своих классах. Результаты работы положительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_ne_s_glagolami.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Технологическая карта

Тема

Правописание –не- с глаголами

Цели

Ввести правила правописания –не- с глаголами.

Научить использовать приобретенные знания при создании собственных советов о дружбе.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Глагол, глагол с приставками, -не- с глаголом.

Планируемый результат

Личностные умения

- проявлять интерес к созданию советов о дружбе и желание помочь Сереже и Игорю стать настоящими друзьями

-понимать значимость слов о дружбе

Метапредметные умения

Познавательные:

- составлять и оформлять советы о дружбе

- определять, в каких случаях частица «не» пишется раздельно, а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения

- выбирать вариант выполнения задания

- отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое  мнение

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью

- выполнять учебное действие в соответствии с планом

- проверять написание текста, вносить исправления

- выполнять задания, используя правила

Коммуникативные:

- формировать высказывания, используя термины

- выполнять задания в рамках учебного диалога

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности

Предметные умения

- писать –не- с глаголами в тексте, используя правило

- писать с глаголами с частицей – не и глаголами-исключениями

- писать глаголы с приставками в тексте

- писать –не с глаголами, используя правило

- графически выделять приставку и частицу

- писать –не с глаголами, используя правило, и писать глаголы-исключения

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – Устное народное творчество (малые жанры: пословицы, поговорки, загадки).

 

Информационный материал

Учебник «Русский язык» класс 4, ч. 1, рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно»,  рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок». Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Зелениной и Хохловой. Автор Псарева Л.А. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика.

Демонстрационный материал

Памятки о дружбе.

Интерактивный материал

Фронтальная

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме дружбы между детьми в классе.

     Ребята, давайте поговорим о дружбе.

Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг.

Почему вы считает его своим другом?

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Твой друг» и скажите, а кого поэт считает настоящим другом?

Твой друг

Он честен и бесстрашен

На суще и в воде,

Товарища и друга

Не бросит он в беде.

Он гнезд не разоряет,

Не курит и не врет,

Не виснет на подножках,

Чужого не берет.

                                       С. Михалков

Я хочу рассказать вам о двух мальчиках, которые считают себя друзьями. Зовут их Сережа и Игорь. Они ваши ровесники. Очень часто они спорят друг с другом, ссорятся. Однажды, когда Сережа на перемене нечаянно уронил горшок с цветком, Игорь тут же наябедничал на друга учителю. Игорь учится лучше Сережи и зазнается, когда получает очередную хорошую оценку. А Сережа сердится на товарища и начинает грубить и кричать.

Ребята, как вы думаете, Сережа и Игорь- настоящие друзья? Как сделать так, чтобы их дружба была настоящей? (высказывание школьников должны подвести к тому, что такое настоящая дружба)

У нас получились советы о дружбе. Сможем ли мы  их записать? Что для этого нужно знать и уметь?

Закончите предложение.

Я хочу помочь Сереже и Игорю, а для этого мне нужно ________________ (узнать, как пишутся глаголы с частицей –не).

Личностные умения:

- проявлять интерес к созданию советов о дружбе и желание помочь Сереже и Игорю стать настоящими друзьями

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А. Работа с глаголами

Цель

- Актуализировать знания учащихся о глаголе.

- Научить выполнять задание в соответствии с целью.

- Актуализировать знания о правописании глаголов с приставками.

Задание 1 (З)

Прочитайте предложения и назовите глаголы

 «С голубого ручейка начинается река,

А дружба начинается с улыбки.»

Перечислите признаки глаголов.

Задание 2 (П)

Прочитайте слова.

На доске: дружить, сопереживаем, уступаете, помогаю, прощают.

Можно ли утверждать, что все эти слова-глаголы: дружить, сопереживаем, уступаете, помогаю, прощают помогают дружить? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У)

Выпишите глаголы.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Задание 4 (З)

Назовите общее в написании слов первого столбика.

     На доске записаны слова в 2 столбика:

появился            по воде

запомнить          за поворотом

опечалиться       о тебе

доплыть             до города

спрыгнуть          с трамплина

Укажите, что объединяет слова первого столбика, второго столбика.

Задание 5 (П)

Объясните, почему слова первого столбика написаны слитно.

Задание 6 (У) Учебник, с.68, № 2.

Спишите предложения, раскрывая скобки.

1) Решили лисы кролика (за)печь,

А кролик из духовки прыг (за)печь.

2) Сугробы снега вьюги (на)мели,

И грузовик, как баржа (на)мели

3) Зависела б (от)мыла –

Веснушки я б (от)мыла.

                            Я. Козловский

Диагностические задания:

Определите глаголы в каждом предложении, подчеркните их как члены предложения.

 Выделите приставки в глаголах.

Мой друг занимается плаванием и играет в футбол.

Дети принесли воды, полили цветы на клумбе и побежали купаться.

Личностные умения:

- понимать значимость слов о дружбе.

Познавательные умения:

- отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- выполнять задание в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- писать глаголы с приставками в тексте.

Блок Б. Работа с глаголами с частицей -не-

Цель - научить учащихся писать глаголы с частицей –не-;

- научить учащихся писать слова-исключения со слитным написанием –не- с глаголами.

Прочитайте рубрику (учебник, стр. 70)и расскажи о правописании частицы –не с глаголами.

Задание 1 (З)

Учебник стр. 70

Назовите глаголы с частицей -не

1) Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

2) Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят?

3) Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

4) Был ребенок –

Не знал пеленок,

Стал стариком –

Сто пеленок на нем.

5) Кто ни разу шага не сделал?

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что частица –не- с глаголами пишется слитно? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У)

Игра «Наоборот»

Запишите глаголы противоположного действия

Говорю: я пишу (не пишу), я молчу (не молчу), я ворчу (не ворчу), я стучу (не стучу), я пою (не пою).

Задание 4 (У)

Запишите словосочетания, раскрыв скобки:

(Не)дергать за косички, (не)драться за обедом, (не)говорить с соседом, (не)танцевать на парте.

Задание 5 (У)

Исправьте ошибки и запишите пословицы.

На доске: Не стыдно незнать – стыдно неучиться.

                 Расстояние дружбе не мешает.

                 Врагу некланяйся, для друга жизни не жалей.

Задание 6 (З) Учебник, стр. 70. Назовите глаголы.

     Потчевать велено, а неволить грех.

     Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

     Плохо можется, коли нездоровится.

Расскажите о правописании этих глаголов.

Задание 7 (П)

Прочитайте, определите ошибку и обоснуйте свою точку зрения.

 не бояться,             невзлюбить

 не любить              недоумевать

 негодовать            не понимать

 не делать               ненавидеть

Задание 8 (У)

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», стр. 27, упражнение 4.

Составьте и запишите с каждым глаголом словосочетание.

Ненавидеть - … (кашу)

невзлюбить - …

неволить - …

негодовать - …

недоумевать - …

Задание 9 (У)

Запишите предложение под диктовку.

   Дети ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.

Диагностические  задания

Учебник, стр. 71, упражнение 2. Спишите, раскрыв скобки, вставь пропущенные буквы.

Я (не)навижу слово «спать»!

Я ёжусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кр…вать!

Уже д…сятый час!»

Нет, я (не)спорю и (не)злюсь –

Я чай на кухн… пью.

Я никогда (не)тор…плююсь.

К…гда (на)пьюсь – т…гда (на)пьюсь!

Напившись, я вст…ю

И, (за)сыпая на х…ду

Л…цо и руки мыть иду… .

Но вот (до)носится …пять

Н…стойчивый приказ:

«А ну, с…час же марш в кр…вать!

…диннадцатый час!»

Нет, я (не)спорю, (не)с…ржусь –

Я не сп…ша на стул сажусь

И начинаю кое-как

С …дной н…ги снимать башмак.

Я, как г…рой, б…рюсь со сном,

Чтобы время (про)т…нуть,

М…чтая только об …дном:

П…дольше (не)з…снуть!..

                            С. Михалков

Познавательные умения:

-определять,  в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные умения:

- выполнять задание, используя правило

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывая используя термины.

Предметные умения:

- писать –не- с глаголами, используя,  правило;

-  писать глаголы-исключения.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы;

- писать -не- с глаголами;

- писать глаголы-исключения.

1) Диктант.

В решете воды не удержать. Невзлюбил я эту собаку за ее злость. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Метель не утихла, небо не прояснилось. Слепая ненависть – плохой советчик.

     Задание:

Выделите в глаголах приставку -не и частицу –не.

Регулятивные умения:

- проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями.

-графически выделять приставку и частицу.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания своей памятки о дружбе.

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- оформлять советы о дружбе;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  1. выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  2. выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  3. самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Напишите «Свод советов о настоящей дружбе», используя правила правописания «не» с глаголом.

Свод советов о дружбе.

1. Один за всех и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче,  легче в беде.

3.(Не) ссорься и (не) спорь с другом по пустякам.

4.(Не) ябедничай, лучше сам поправь.

5.(Не) зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. (Не)сердись и (не) падай духом, если у тебя что-то (не) получилось

6.В разговоре, в игре (не) будь грубым, (не) кричи.

Импровизационный вариант

Допишите «Свод советов о настоящей дружбе», добавив два собственных совета.

Эвристический вариант

Написать свои советы о взаимоотношениях со взрослыми.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания.

- составлять и оформлять советы о дружбе.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:  

-

 писать –не- с глаголами, используя правило и писать глаголы-исключения.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

I.  Задание на самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно правильно писать –не- с глаголами, потому что…..

2. Чтобы написать советы о дружбе, нужно…..

II. Задание на самооценку

Закончите предложение:

Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) советами о дружбе, которые написал сам.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

- Соотнести полученный результат с поставленной целью;

- оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Актуализировать знания о глаголе.

Ввести правила правописания –не- с глаголами.

Научить использовать приобретенные знания при создании собственной памятки.

Ключевые умения

Личностные умения:

-понимать значимость слов о дружбе

-проявлять интерес и желание к составлению свода советов

Познавательные умения:

-составлять и оформлять советы о дружбе

-определять,  в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью

-выполнять учебное действие в соответствии с планом

Коммуникативные умения:

-выполнять задание в рамках учебного диалога.

-формулировать высказывая используя термины.

Предметные умения:  

писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями.

Ключевые умения

Умения

-понимать значимость слов о дружбе

-проявлять интерес и желание к составлению свода советов

Личностные умения

- проявлять интерес к созданию советов о дружбе и желание помочь Сереже и Игорю стать настоящими друзьями

-понимать значимость слов о дружбе

-составлять и оформлять советы о дружбе

-определять,  в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные умения

4. отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое мнение

2.определять,  в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения.

3. выбирать вариант выполнения задания.

1. составлять и оформлять советы о дружбе

-выполнять учебное задание в соответствии с целью

-выполнять учебное действие в соответствии с планом

Регулятивные умения

1.выполнять учебное задание в соответствии с целью.

4.выполнять задание, используя правило.

3.проверять написание текста, вносить исправления.

2.выполнять учебное действие в соответствии с планом.

-выполнять задание в рамках учебного диалога.

-формулировать высказывая используя термины.

Коммуникативные умения

2.выполнять задание в рамках учебного диалога.

1.формулировать высказывая используя термины.

3.адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

-писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями.

Предметные умения

2.писать –не- с глаголами в тексте, используя правило.

5.писать глаголы с приставками в тексте.

4.писать –не- с глаголами, используя,  правило;

1.писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями.

6.графически выделять приставку и частицу.

3.писать –не- с глаголами, используя правило и писать глаголы-исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

Правописание безударных окончаний глаголов

Начальное обучение  должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое мес...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок составлен по требованиям новых ФГОС  в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....