Тема : СИСТАКСИС. ПОВТОРЕНИЕ.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ступаченко Марина Владимировна
обобщение знаний учащихся о синтаксисе 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_._sintaksis._4_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное  образовательное учреждение

                                                                                          Средняя общеобразовательная школа №3

                                                                   г. Донецк Ростовской области

                                                                                                    Урок русского языка  (4 класс)

                                                                                                    Автор: Ступаченко Марина Владимировна

Тема :  СИСТАКСИС. ПОВТОРЕНИЕ.

Цель:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис».
  2. Закрепить навыки синтаксического разбора предложения.
  3. Развивать речь учащихся путём обогащения и усложнения их словарного запаса, усиления коммуникативных свойств речи.
  4. Воспитывать трудолюбие, прилежание, любовь к природе.

Ход урока:

1.Организация класса

1. Сообщение темы, постановка целей урока

- Ребята, прочитайте на доске тему нашего урока.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова основная цель нашего занятия?  (Повторить порядок синтаксического разбора предложения)

              2. Работа над основной темой урока

               1. Реанимация ранее полученных знаний

               - тема и цель урока ясны. Вспомним по этой теме опорные знания.  Поможет таблица.

                                                               РЕЧЬ

                                                устная              письменная

         

                                                      ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

                                         Слово                          Словосочетание

- Как называется общение между людьми? (Речь)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная)

-Какая речь называется устной? Письменной (проговариваем устами, записываем )

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А из чего состоит предложение? (из слов)

- Правильно. Вот и начнём свою работу с самой маленькой единицы речи – слова.

2. Словарная работа.

- На доске записаны слова. Прочитайте их. Задания по рядам.

1 ряд – выписать словарные слова;

2 ряд –выписать слова с безударной гласной;

3 ряд –выписать слова с парными согласными.

Записать слова в строчку, обозначить орфограммы.

Б.ерёза, за.ц, л.сной, д.рога,веет.р, скл.нилась,ду.ки, зюлёные, л.сточки, дож.ь, лё.кий, м.л.дая, сне., чуде.ный

Проверим работу:

1 ряд                                        2 ряд                                3 ряд

берёза,        склонилась,        дубки,

дорога,        зелёные,        дождь,

заяц,        листочки,        легкий,

ветер.        молодая.        снег.

- 1 ряд . Почему, ребята, вы выписали именно эти слова?

-2 ряд. Какое правило применяли при написании этих слов?

-3 ряд. Какое  правило вспомнили при написании?

- Какое слово не выписали? Почему? (Это слово на правописание непроизносимой согласной в корне)

- мы целенаправленно повторили эти орфограммы в словах, т.к. с этими словами будем работать в течение урока.

3. Работа над предложением.

1) Составление и запись предложения с выделенными словами

Молодая берёзка склонилась у дороги.

- Запишем предложение с комментированием.

- Докажите, что мы записали именно предложение(Состоит из слов, слова связаны между собой по смыслу)

- Так что же такое предложение?

- Какие  опознавательные признаки предложения вы знаете? (Смысл, знаки препинания в конце предложения)

- Какое предложение по цели высказывания составили и записали? (повествовательное) Почему?

- Какие ещё предложения по цели высказывания  знаете? (вопросительное, восклицательное)

- Прочитайте данное предложение с разной интонационной окраской.

4. Синтаксический разбор предложения.

- Произведём синтаксический разбор этого предложения. Но сначала вспомним опорные знания.

                                                      Члены предложения

                                            главные                       второстепенные

        подлежащее                     сказуемое         дополн.        определ.        обстоят.

- Что является основой предложения?

- Что называется подлежащим, сказуемым?

- Какие члены предложения поясняют подлежащее и сказуемое? (второстепенные)

- Какие  вы знаете второстепенные члены предложения?

- Как называются предложения, состоящие только из главных членов предложения? (нераспространённые)

- Составьте несколько нераспространенных предложений .

- А теперь распространите их с помощью второстепенных членов.

5. Физминутка

Гимнастика глаз, повороты головы, наклоны головы.

6. Работа над словосочетанием.

- Вернёмся к нашей опоре. Предложение состоит из словосочетаний. Вспомним, что  же такое словосочетание?

- Какие слова не являются словосочетанием?

- Выписать из предложения словосочетания.

Берёзка (какая?) молодая                               Склонилась (где?) у дороги

сущ.                        прилаг.                                            глаг.                            сущ.

7. Работа по учебнику. (упр 147 с 59)

- Прочитайте про себя содержание упражнения.

- Что прочитали? (текст) Докажите.

- Какой это вид текста? (повествование)

- Какова главная мысль текста?(нужно любить природу, быть чутким и внимательным к окружающим животным)

8. Самостоятельная работа.

- Спишите 1 и 2 части. Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

Проверка:  Чем осложнено предложение?( однородными подлежащими)

                      Почему между ними нет запятой? (союз И)

3. Итог урока.

Высказывания детей об уроке.

4. Домашнее задание  по усмотрению учителя.

Список используемой литературы:

1.Учебник «Русский язык» 4кл. в двух частях

   Авторы: С.В. Иванов,  А.О.Едокимова

2.Журнал «Начальная школа» № 8, 1991г.

3.Журнал «Начальная школа»  № 5, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс

Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и  глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест,  рейтингова...

Раздел программы «Алгоритмы». Тема занятия: «Повторение «Алгоритмы». 3 год обучения.

Конспект занятия по информатике. Образовательная система "Школа 2100"...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...