Русский язык. 3 класс.
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Козлова Татьяна Анатольевна

 

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

 

Цель: развитие умения воспринимать картину и создавать по ней текст.

Задачи:

образовательные:

-   познакомить с творчеством А.К.Саврасова;

-   научить выделять в картине главное, нужное;

  • закрепить умение составлять предложения по картине;
  • закреплять умение безошибочного письма.

Развивающие:

-развивать внимание, логическое мышление, речь.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к языку, искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy1.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс.

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

Цель: развитие умения воспринимать картину и создавать по ней текст.

Задачи:

образовательные:

-   познакомить с творчеством А.К.Саврасова;

-   научить выделять в картине главное, нужное;

  1. закрепить умение составлять предложения по картине;
  2. закреплять умение безошибочного письма.

Развивающие:

-развивать внимание, логическое мышление, речь.

Воспитывающие:

  1. воспитывать любовь к языку, искусству.

Литература:

Н.И. Молева Выдающиеся русские художники-педагоги. М.:Просвещение,91.

Обучение в 4 кл. (кн.1). М.:просвещение,92.

Т.Г.Рамзаева Методика обучения русскому языку в нач. кл. М.:Просвещение,87.

Оборудование: репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.

План урока

  1. Орг.момент.
  2. Знакомство с картиной и творчеством художника.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Краткая беседа по картине и беседа по содержанию картины.
  5. Структура текста
  6. Лексическая и орфографическая подготовка.
  7. Обобщение.
  8. Орг.конец.

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. - Сегодня мы познакомимся с картиной известного русского художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова.
  1. Кто знает, как называется эта картина?
  2. Ребята, а вы знаете, кто это художник-пейзажист? /художник, который рисует природу/.

- А.К.Саврасов родился более 160 лет назад в городе Москве. Рисованием А.К. начинает заниматься сам и успешно: он писал акварельные пейзажи и продавал торговцам, те очень охотно покупали его работы. В возрасте 14 лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния. В 20 лет появляется его первая картина. После написания картины “Грачи прилетели” все остальные не имели такой популярности. И поэтому ещё при жизни за А.К. утверждается слава одной картины.

  1. - Сегодня на уроке мы подготовимся к сочинению по картине Саврасова “Грачи прилетели”. Сначала рассмотрим картину.
  2. /звучит “Апрель” П.И.Чайковского, дети рассматривают картину/.

- Что вы представили, когда смотрели на картину и слушали музыку? Было что-нибудь общее в музыке и картине?

V. - Какая картина перед вами? Кто её написал?

- Какую местность изобразил художник? /сельскую местность/

  1. А какое время года изображено?
  2. Какая весна: ранняя или поздняя? /ранняя, т.к. снег ещё не растаял, не распустились листья на берёзе/
  3. Кто вспомнит стихотворение о ранней весне? Прочитайте его. (Если дети не помнят, читает учитель).
  4. Какие слова или словосочетания поэты употребляют, чтобы изобразить весну?
  5. С помощью чего, как художник сумел передать, что это весна? /На земле талый снег, в поле видны проталины, от берёз тянутся длинные тени. На крышах нет снега. Облака не сильно затягивают небо. Воздух свеж и прозрачен./
  6. Что художник изобразил в центре картины? /берёзы/
  7. Какие берёзы – подберите прилагательные. /корявые, кривые, обнажённые, белые/
  8. Ребята, как вы думаете, почему именно берёзы изобразил художник? /Берёзы олицетворяют нашу землю, символ русской природы./
  9. Кого видите? Что вы можете сказать о грачах? /галдят, суетятся, кричат/
  10. Посмотрите на грача внизу. Опишите его действия. /Один грач спустился вниз. Он ищет новые веточки для своего гнезда./
  11. Вы говорили, что художник изобразил сельскую местность, а что помогло вам это определить? /маленькие дома, печка топится, церквушка и колокольня/
  12. Ребята, вам не видно, но это село очень старое. На стенах церкви и колокольни облупилась штукатурка. А что вы видите за селом? /просторное поле/
  13. Опишите поле. /Это очень просторное поле. Кое-где виднеются проталины. Вода в них такая светлая, прозрачная, что отражается небо./
  14. А какие звуки вы слышите, глядя на картину?
  15. Каким настроением проникнута эта картина? /радость предчувствия весны, рождения новой жизни/
  16. Кто создаёт это впечатление?
  17. Впечатление радостного весеннего настроения передают и птицы, и небо, и талый снег, и кучевые облака, обнажённые берёзы.
  18. Какие краски преобладают в картине? /светлые: изумрудно-зелёный, синий, охристый, серый/

VI.  - Сегодня мы подготовимся к сочинению. Для начала текста надо взять эпиграф. Эпиграф – это короткий текст, помещаемый автором перед сочинением. Эпиграфом может быть: пословица, стихотворение. Эпиграфом к вашему сочинению может быть любое четверостишие о весне.

- Из скольких частей состоит любой текст? Назовите части.

  1. Во вступительной части надо упомянуть название картины и имя художника.
  2. Как вы начнёте своё сочинение? (спрашиваю 2-3 человека). Во вступительной части напишите от 1 до 3 предложений).

(На доске: художник-пейзажист, картина)

  1. Писать вы должны от первого лица.
  2. Следующая часть плана – основная. В этой части описываем  то, что изображено на картине. Составим план.

Место действия

Время действия

Берёза и грачи

Дальний план (село и поле)

Небо

Краски

Спрашиваю 1-2 человек по каждому пункту плана.

(На доске: ранняя весна, село, корявые берёзы, галдят, суетятся, грачи, гнёзда, забор, церквушка, колокольня, проталины, отражается)

  1. Составьте предложение к последнему пункту плана (заключение). (Выслушиваются варианты концовки).

VII.   - Кто может рассказать сочинение, пользуясь планом на доске и опорными словами. (выслушивается 1 вариант сочинения).

VIII.  Орг.конец.

Сочинение.

Передо мной картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.

На ней я вижу небольшое село ранней весной. В центре картины корявые бер-ёзки. На них галдят, суетятся вестники тепла – грачи. Они спешат построить свои гнёзда. Один грач спустился вниз. Он ищет новые веточки для своего гнезда. За берёзами я вижу старинную церквушку и колокольню. Кое-где виднеются проталины. В них отражается небо. Для этой картины художник выбрал светлые краски: изумрудно-зелёный, оранжевый, бурый, охристый.

Мне картина очень понравилась. Она напомнила мне о весне – прекрасной поре года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....