Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Фисенко Кристина Юрьевна

Класс: 2 класс, программа Л.В.Занкова

Тема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"

Цели:

Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

Развивающая:Развитие орфографической зоркости.

Воспитательная:Воспитывать чуткое отношение к природе, любви к чтению, чувства товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_bukvosochetaniya_chk_chn.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Организационный момент.

Хочется вам пожелать:

Самое главное не унывать

Всего вам доброго, мирного, ясного.

Всего вам светлого и прекрасного.

Перечислите ещё раз своими словами, то что я вам пожелала. Для чего люди желают много доброго? А ещё наше настроение влияет на наше здоровье и учёбу, я думаю наш урок обязательно будет успешным.

Минутка чистописания.

Предлагаю задание по вариантам:

Внимательно посмотрите на данную запись:

белый – чёрный               великан - карлик

 грязный - ?                        длинный - ?

свой - ?                               начало - ?

 - Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какие буквы будем писать на минутке чистописания.

К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву Ч. ( грязный - чистый, свой -  чужой). Значит сегодня мы будем писать букву Ч.

- Как в русском языке называются слова противоположные по смыслу?

антонимы

Ко второму столбику надо подобрать слова, начинающиеся на букву К. ( длинный – короткий, начало – конец)

Запись буквы по образцу: ч.

Пропишите её столько раз, сколько в нашем классе девочек по имени Полина.

Полинки встаньте, посмотрите какие они у нас красивые, и ваши буковки тоже должны быть красивыми.

Запись буквы по образцу: к. Этих букв попишите на одну меньше.

- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

Самооценка. Зажгите фонарик под самой удачной букой.

 2 Словарная работа .

- Чтобы узнать наше новое словарное слово, вам нужно мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из словаря.

Д!  

        в           ч           д           о           е           к              а

Девочка

- скажите, кто это девочка?

- Подберите родовое понятие к слову девочка. (девочка – это человек)

- Верно, но мальчик тоже человек и бабушка – человек. Уточните.

- (девочка -это ребёнок или подросток женского пола)

– Записать это слово. Определить его СУО.

– Какое сочетание встретилось в этом слове? (чк.) Подчеркните его.

– Как произносится звук [ч’] в слове? (Мягко.)

– Как на письме обозначается мягкость согласных?(ь или гласными буквами)

– Какую ошибку можно допустить? (После ч написать мягкий знак.)

– Почему между ч и к не нужно писать ь?

– Но есть и другие сочетания букв, между которыми ь  не пишется. Попробуйте определить, кто из этих героинь нам в этом поможет.

 (Мальвина , Дюймовочка, Золушка)

- Почему Дюймовочка?

– Почему так назвали сказочного героя? (дюйм = 2,5 см.)

Задание от Дюймовочки. (слова выделяю голосом)

«Две девочки Дюймовочка и Красная Шапочка отправились в гости, там их угощали  земляничным соком и овощным салатом. Причём Дюймовочка салат  не ела. Что попробовала каждая из девочек?»

(Дюймовочка попробовала земляничный сок, Красная Шапочка земляничный сок и овощной салат)

- В каких словах ещё встречаются буквосочетания с непарным глухим мягким согласным звуком? (девочки, Шапочка, клубничный, овощной)

- Чему же мы сегодня посвятим наш урок?

Будем писать слова с  буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

- Цель нашего урока: научиться писать  слова с этими буквосочетаниями.

- Предлагаю вам поупражняться.

- Отгадайте загадку: (загадку читает ребёнок)

Круглый домик у окошка

Прилепила эта крошка.

Птаха легкокрылая,

Быстрая, красивая. (ласточка)

- Что вы знаете о ласточках? (ответы детей)

- Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц.

      - Говорят: Ласточки низко летают - к дождю.  Можете объяснить почему? Тогда, я вам это слово подарю. Протяните ручки ладошками вверх. Ловите слово ласточка. Поймали? Спрячьте его и не потеряйте. Поищите дома материал про ласточек. Завтра с нами поделитесь.

   - Запишите это слово. ( ребёнок у доски)

- Выполним транскрипцию слова ласточка.

[ластач’ка]

– Охарактеризуйте [ч’] – (согласный, шипящий, всегда мягкий).

– Почему ь знак не пишется в буквосочетании? (ч всегда мягкий, мягкость не надо обозначать.)

– Какой вывод надо сделать? (чк – пишется без ь знака.)

- Слово ласточка многозначное и может употребляться в другом значении. В каком?

(физическое упражнение в гимнастике и в фигурном катании)

                                                            Физминутка

Если вы услышите слово с ЧК – похлопайте, с ЧН – потопайте, с ЩН – присядьте.

ВНУЧКА, ХИЩНЫЙ, МОЛОЧНЫЙ, РУЧКА, ЛИЧНЫЙ, МОЩНЫЙ, СВЕЧКА, ГРЕЧКА, РЕЧНОЙ.

- А о чём нам нужно помнить, если эти слова придётся писать?

Слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака.

- Я предлагаю вам поверить себя по учебнику. Откройте учебник на с.90. Найдите и прочитайте правило. Оно чем – нибудь отличается? (нет)

- А кто может его повторить и привести свои примеры? ( ученик повторяет,  приводя свои примеры)

- Как ласточка помогла Дюймовочке? Почему она это сделала? (Жизнь дана на добрые дела. Твори добро и оно обязательно к тебе вернётся)

- Если вы об этом ещё не знаете, то можете взять в нашей библиотеке книгу, которую написал Г.Х.Андерсен и называется она «Дюймовочка»

Д!  Кто много читает, тому не бывает скучно.

Давайте прочитаем запись на доске. Что мы с вами прочитали? Что такое пословица?

Чему учит эта пословица? В каком слове встречается буквосочетание с непарным мягким глухим согласным? (скучно)

- В этом слове буквосочетание чн надо произносить как шн. Попробуйте прочитать правильно. (повторное чтение)

Ласточка к нам прилетает с наступлением весны. Но есть птица,  которая остаётся зимовать. Какая вы узнаете, когда поработаете в парах. Внимательно прочитайте стихотворение. О какой птичке пойдёт речь?

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

- О какой птичке пойдёт речь? А о чём ещё? К чему оно нас призывает?

Воспитательный момент.

(Уже выпал снег, стало холоднее и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки. У кого они уже есть?    

    Вы можете сыпать хлебные крошки, но а синички больше всего любят кусочки несолёного сала и семечки.)

       А теперь вернемся к стихотворению.

-   Какое задание, связанное с нашей темой урока вы можете предложить?

 (Выписать слова с буквосочетанием ЧК)

-         Выписываем слова с сочетаниями чк, на новой строке, через запятую и сочетания подчеркиваем.    Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу . Следим за посадкой.

-    Взаимопроверка.  Работа с фонариками.

     Поменяйтесь тетрадями и  проверьте, покажите цветом, как справился ваш сосед.

Слова на доске: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

Музыкальная физминутка для глаз.

 Задание по группам.

1 группа. Измените слова по образцу. Напишите их.

Паучок – паучки                      значок - …                   бычок -….

Крючок - …                               зрачок - …

2группа. Работа по учебнику. Стр. 90,  упр.173.

Прочитайте загадки.

Выписать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН.

Подчеркнуть буквосочетания.

3 группа. Работа по учебнику.с.90 – 91, упр.174

Прочитайте. Замените словосочетания на названия признаков.

Запишите получившиеся новые словосочетания. Подчеркните в них буквосочетания.

Проверка. 1 группа проверка с доски.

2 группа и 3 группа проверка общая.

Подведение итогов.

Чему мы сегодня учились на уроке?

Что вам сегодня особенно понравилось?

Какое правило вы сегодня узнали?

САМООЦЕНКА. Посмотрите ещё раз как вы выполнили свою работу в тетрадях. Оцените её  (чистоту, аккуратность, правильность выполнения заданий)

Задание на дом. Стр.91, упр. 175 и не потеряйте словечко, которое я вам подарила.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

 

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....