Формирование универсальных учебных действий у первоклассников.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

29.11.2011. в Колпинском районе проходил семинар по теме"Формирование УУД у первоклассников по ОС "Школа 2100". Мною был представлен материал по теме семинара в виде презентации (доклад) и открытого урока обучения грамоте по теме:"Согласная баква Ш, звук этой буквы".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте. ОС «Школа 2100» 1 «А» класс Учитель Чубук В.А. ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

ТЕМА УРОКА Буква Ш. Звук [ ш ] .

Слайд 3

, К сундук

Слайд 4

!

Слайд 6

гласный согласный

Слайд 7

?

Слайд 8

ауиоы ш аш уш иш ош ыш

Слайд 12

к и н о 1. 2 . 3 . 4 . 5 . 6 .

Слайд 13

шутка шутник шут

Слайд 14

шапка-ушанка ромашки рассыпаны окрошка



Предварительный просмотр:

Тема урока обучения грамоте (интегр.), проведенного в 1а классе гимназии 446 Чубук Виолеттой Александровной.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Будем думать, рассуждать

Ни минуты не терять.

Показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой.

Актуализация знаний

Мы продолжаем сегодня путешествовать по страницам нашей любимой Азбуки.

Посмотрите на экран. Разгадываем ребус. (см. слайд 3)

Что такое сундук? А маленький сундук как называется?

К нам сегодня на урок

Попал волшебный сундучок(достаю)

А чтобы нам его открыть

Надо букву изучить

А раз нам нужно новую букву, какой у нас сегодня урок?

А кто всегда приходит к нам на урок «открытия нового знания»

Объясняют как получили слово сундук

Ящик для хранения вещей с крышкой и замком.

Урок «открытия нового знания»

звуковичок

Создание проблемной ситуации. Формулирование учебной проблемы.

На экране появляется схема ( слайд 4)

А вот и он. Что необычного заметили?

Почему появился «!»?

Вот этим значком звуковичок предупреждает, что он представляет собой особенный звук, который отличается от других.

О чем вам хочется узнать? Какой вопрос возникает?

Вот это нам и предстоит выяснить, в чем особенность нового звука.

Звуковичок держит восклицательный знак

Чем он особенный?

Решение учебной проблемы

-выделение звука из группы слов

-работа по плану

На экране и на доске картинки (слайд 5)

Какой одинаковый неизученный звук есть во всех словах?

Произнесите его.

Кто или что издаёт такой звук?                                    

Вот поэтому звук [ш] – шипящий.

Чем мы сейчас будем заниматься?

По какому плану изучаем новый звук? (слайд 6)

Дета работают в паре, договариваются, кто будет отвечать, а кто слушать.

Выяснили, что звук согласный.

По какому плану изучаем согласный звук? (слайд 6)

Работа в парах. Договариваются, как будут работать в парах. На доске картинки помогают дать характеристику звуку.

Обобщение.

А как узнать, бывает ли он мягким?

Посмотрите, кто пришёл из сказок к нам на урок (Шапокляк, крыса Шушара, Чебурашка, Кот Леопольд и Мыши, Незнайка) У кого в имени есть новый звук? Как он звучит, твёрдо или мягко?

В чём же особенность нового звука?

А как нам показать на схеме что звук всегда твёрдый?

Слайд 7

Итог: дать характеристику нового звука.

Мы изучили звук, можем открыть сундучок? Почему?

Змея так шипит, листья под ногами шуршат, чайник, когда вода закипает, масло так шипит на сковороде.

Изучать новый звук.

1.Согласный или гласный

Зв./гл     тв./мяг.

Звук [ш] глухой, подарим ему серую шапочку. В словах, что мы называли сегодня звучит твёрдо.

Послушать в словах.

Дети называют героев и убеждаются, что звук твёрдый.

Дети выдвигают версии.

Звук согласный, глухой и всегда твёрдый.

Ещё букву не изучили.

Знакомство с буквой

- работа в ТПО

- лепка буквы ш


-работа в прописи

Звук [ш] обозначается на письме буквами Ш ш.

Анализ начертания буквы, сравнивание печатной и письменной букв.

Учимся печатать в ТПО букву ш и слоги с этой буквой.

Проверка по образцу (слайд 8)

Оцените свою работу

Сундучок не открывается, так как не научились писать строчную ш. Хотите научиться?

Анализ строчной буквы ш на табло. (слайд10)

Дети лепят букву из пластилина.( работа в парах по 2 элемента)

Самооценка (* ! ?)

* - нет ошибок

! – не все получилось

? – не получилось

Рассказывают откуда и куда ведем руку, обводят элементы на табло, пишут букву ш и слоги с буквой.

Физ. Пауза

Под музыку вместе с детьми выполняет комплекс упражнений. Отдохнули и за дело.

Упражнение для глаз, шейного отдела позвоночника.

Закрепление знаний

Работа со словами

Мы изучили новую букву? Расскажите что узнали о букве ш и звуке, который  она обозначает.

Что теперь мы можем сделать?

Открываем сундучок, а там письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Вы сегодня изучили одну из моих любимых букв.

Молодцы! И я для вас приготовил сюрприз, но о нем вы узнаете в конце урока. И кто я, вы тоже узнаете позже.

Ребята, кто же написал письмо, давайте дальше работать чтобы это выяснить.

Отгадайте ребус

Ш+рис.утки

Дети составляют схему к слову шутка по алгоритму

(слайд 12)

Как называют того кто любит шутить?

А какое слово спряталось в словах шутка, шутник? (слайд 13)

Выясняют смысл слова шут.

А кто из вас любит шутить? Хорошо это иль плохо?

Обсуждение, что шутить надо так, чтобы это было к месту, весело и нельзя никого обидеть шуткой

Что объединяет эти слова?

Докажите.

Открыть сундучок

Шутка

Работают самостоятельно, проверка с образцом, самооценка

Шутник

Шут

1клоун

2в царские времена, при дворце шуты развлекали господ и их гостей

Родственные, однокоренные

Они похожи по смыслу и имеют общий корень.

Работа с текстом

(слайд 14) Это кто? А кто такой клоун? Как догадались, что это клоун?

Это герой рассказа, который будем читать.

На экране слова из рассказа

Прочитать слово, которое называет цветы.

Прочитать слово под ним.

Прочитать слово, называющее головной убор.

А почему так называется?

Прочитать последнее слово.

По словам, по иллюстрации попробуйте определить, о чем может быть текст?

Будем читать, чтобы проверить свои предположения

Чтение текста по предложениям и анализ текста

Догадались, кто же вам написал письмо?

А вот и сюрприз, который приготовил Паша (из сундука учитель достает свистульки – языки)

Это вам подарок от клоуна в память о вашем первом открытом уроке

Читают про себя

Ромашки

Шапка ушанка

Выдвигают версии

Да, это клоун Паша

Итог урока

С каким новым звуком вы познакомились

В чем его особенность

Какой буквой обозначается?

За что вы можете похвалить? Чему научились на уроке?

Учитель хвалит за урок



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №446

Тема выступления:

«Универсальные учебные действия и способы их формирования у первоклассников
по образовательной системе «Школа 2100»

                                                                             Учитель начальных классов

                                                                             Чубук Виолетта Александровна

Ноябрь 2011 г.

Уважаемые коллеги!

 Мы живём и работаем в двадцать первом веке. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Сегодня становятся всё более востребованными результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Появились новые социальные запросы, а именно переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, требующему от подрастающего поколения как общекультурного, личностного, так и познавательного развития (слайд 2).

«В советском обществе был    востребован работник-исполнитель.

Современное общество требует созидателя, творца.»

    Исходя из этого ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (слайд 3). Авторы-разработчики концепции развития УУД рассматривают сущность данного понятия, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле термин УУД означает» умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса»(слайд 4).

В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Познавательные
  4.  Коммуникативные

Теперь ученики активно участвуют в каждом шаге обучения: активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес (слайд 5)

Итак, личностные результаты на этапе обучения в начальной школе

«Личностные результаты
(умения самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)»

Оценивать ситуации и поступки

(ценностные установки, нравственная ориентация)

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе)

Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

В этой таблице представлены личностные результаты, которые должен достичь выпускник начальной школы.  А каковы же личностные результаты первоклассника? ( слайд 6, 7, 8)

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

-   общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п.

-   важности исполнения роли «хорошего ученика»

-   важности бережного отношения к своему здоровью

-   важности различения «красивого» и « некрасивого»

Постепенно понимать, что невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»

Объяснять, почему конкретные однозначные  поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие»

Объяснять самому себе, какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), что я делаю с удовольствием, а что –нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества)

Объяснять, что связывает меня с моими близкими, друзьями, одноклассниками; с народом, Родиной; со всеми людьми; природой

Выбирать поступок на основе известных и простых, общепринятых правил поведения

Признавать свои плохие поступки

Регулятивные УУД
(умения организовывать свою деятельность)

Определять и формулировать цель деятельности

Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

Осуществлять действия по реализации плана 

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его 

Умения первоклассника.

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Проговаривать последовательность действий на уроке

Учиться высказывать свое предположение (версию)

Учиться работать по предложенному плану

Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

           Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные УУД
(умения результативно мыслить и работать с информацией)

Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний, делать предварительный отбор источников информации для поисков знаний, добывать новые знания разными способами

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму 

Познавательные УУД первоклассника

Отличать новое от уже известного с помощью учителя

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре)

            Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Сравнивать и группировать предметы

Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака

Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности

Подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их темы

Коммуникативные УУД
(умения общаться, взаимодействовать с людьми)

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Понимать другие позиции (взгляды, интересы) 

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща 

Коммуникативные УУД первоклассника

Оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Слушать и понимать речь других

Выразительно читать и пересказывать текст

Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога(слайд):

Учитель------------- ученик ( диалог в большой группе)

Ученик ------------- ученики ( диалог в небольшой группе)

Ученик ------------ ученик ( диалог в паре)

Критериями оценки сформированности  УУД учащихся являются: соответствие психолого-возрастным нормативным требованиям, которые формулируются для каждого вида УУД с учётом определённой стадии их развития;

Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Для достижения новых результатов образования должен быть изменён и учебный процесс, и технологии обучения.

 В заключении, надо сказать, что средством формирования УУД служит технология проблемно-диалогического обучения. Учитель на уроке – режиссёр, а не докладчик. Этап объяснения нового сменился на этап «открытия нового знания» самим учеником. Репродуктивные вопросы – на продуктивные задания - получение  своего собственного продукта – вывода, оценки.

Желаю Вам творческих успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных действий нравстенно-этической направленности

В релизации  ФГОС нового поколения большое внимание уделяется духовно-нравственому воспитанию младших школьников. Формирование УУД нравственно-этической направленности проходило на занятиях...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Работа над ошибками, как способ формирования регулятивных действий

Как исправлять ошибки, кому исправлять ошибки, способы исправления ошибок....

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты

Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....

Особенности развития универсальных учебных действии у первоклассников в период адаптации

Используя технологию деятельностного метода, уже к середине первого класса все дети успешно адаптируются к школьной жизни, осваивают организационные навыки и умения без труда (с определенной корректир...

Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников

Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....


 

Комментарии

Эглитис Людмила Павловна

Содержание доклада четко и грамотно раскрывает тему.

Большое спасибо, Людмила Павловна.