Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass_sistema_l.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс система Л.В.Занкова

Рассоленко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

Тема: «Три склонения имени существительного»

Цели урока:

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

-развивать внимание и память школьников;

-воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки с цифрами.

Ход урока

1.Организационный момент

 Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книга и тетрадка?

2.Чистописание

1)Запишите, продолжив закономерность

Чч  Ччч

2)Прочитайте пословицу, объясните ее значение

Честные глаза вбок не глядят.

-Запишите, подчеркните орфограммы.

-Найдите имена существительные, определите падеж.

3. Повторение.

-Сколько падежей в русском языке?

-В каком падеже никогда не употребляются предлоги?

-Почему предложный падеж так называется?

-Что вы знаете о склонении имен существительных? (Склонение – это изменение имён существительных по падежам. Склонение – это постоянный грамматический признак. Существительные делятся на три склонения.)

4. Сегодня на уроке нам предстоит:

1. Установить отличительные признаки имён существительных разных склонений.

2. Научиться определять склонения существительных.

 5. Словарно-орфографическая работа, сообщение целей урока.

1) Игра «Чей ряд быстрее?»

     На доске слова:

1-й ряд                                     2-й ряд                                    3-й ряд

М..сква                                   м..газин                                  т..традь

Ро..ия                                     с..ловей                                  меб..ль

деду..ка                                  шо..е                                      м..рковь

ст..лица                                п..льто                                   с..рень

-Что общего у всех слов? (Это имена существительные единственного числа)

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы

- Сосчитайте количество букв в словах и покажите карточку с соответствующей цифрой.

- Объясните, почему в словах Россия  и   морковь по 6 звуков.

 6.Работа над новым материалом

- Ребята, прочитайте слова, записанные в столбиках еще раз. Что вы заметили?

( В первом столбике записаны имена существительные женского и мужского рода?

 -Какие  окончания имеют имена существительные в первом столбике? (-а,-я)

-Вывод. Совершенно верно. В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения

 Во втором столбике имена существительные мужского и среднего рода.

 -Какие  окончания имеют имена существительные во втором столбике? (м.р. с нулевым окончанием и  ср.р. с окончаниями –о, -е.)

Вывод. Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и  ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения.

В третьем столбике имена существительные женского рода

-Какое  окончание имеют имена существительные в третьем столбике?(нулевое окончание)

Вывод. В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.

 Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».

1 склонение

2 склонение

3 склонение

   м.р.         ж.р.

           -а, -я

            м.р         ср.р

        нулевое     -о, -е  

ж.р.

нулевое

мама

папа

земля

       слон            окно

       сарай           поле

метель

ель

- Как определить склонение того или иного существительного мы с вами выясним, выполнив упр.282 

 - Итак, сделайте вывод о том, как определить склонение  существительного.

( Чтобы определить склонение существительного, нужно определить его род и  выделить окончание в начальной форме.)

- Давайте проверим ваш вывод. Прочитайте правило на стр.14.

7. Упражнение в определении склонения существительных. Запишите в три группы (по типу склонения.)

      Мудрость, здание, календарь, семья, рысь, ягода, лопата, кровать, одежда, слово, тетрадь, земляника, улица, степь.

-Давайте проверим. (Ученики читают и объясняют выписанные слова).

8. Дифференцированное задание

1. уровень – учащиеся работают по карточкам. Определяют склонение имён существительных.     2.уровень – придумайте и запишите по три слова 1-го. 2-го и 3-го склонения.

 3.уровень-(запись на доске) Дописать словосочетания подходящими по смыслу существительными. Определить склонение имён существительных.

Слетел с …

Дотронулся до …

Написал без …

Подошел к …

– Что вызывает у вас трудность в определении склонений существительных? (Существительные стоят в косвенных падежах)

– Как определить склонение существительного в косвенном падеже? (Имя существительное в косвенном падеже нужно поставить в начальную форму, выделить окончание, установить род и определить, к какому склонению относится имя существительное)

9. Самостоятельная работа

-  Из данных слов составьте предложение. Определите склонение имен существительных, обозначьте падеж

С, зимой, падает, неба, кружится, и, над, землей, снежинка, белая.

10.Итог урока

-Удалось ли нам добиться поставленной цели?

 -Да, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных в косвенных падежах.

 -Какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению?

- Как определить склонение существительного? ( Нужно поставить существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.)

11. Домашнее задание.

 Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка "Три склонения имени существительного"

Урок по системе Занкова ,автор  Полякова А.В."Русский язык ",3 класс...

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 2. Развивать ...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...

Урок русского языка " 2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала, направленный на знакомство учащихся со 2 склонением имен существительных....