Использование глаголов в речи.
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Орехова Лариса Анатольевна

Цели урока:
1.    Продолжить формировать у детей умение грамотно использовать глаголы в речи.
2.    Развивать общеучебные навыки (информационные, коммуникативные, речеведческие)
3.    Продолжить формировать умение применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в практической деятельности.
4.    Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_glagolov_v_rechi.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ В РЕЧИ.

4 класс. Урок – игра.

Цели урока:

  1. Продолжить формировать у детей умение грамотно использовать глаголы в речи.
  2. Развивать общеучебные навыки (информационные, коммуникативные, речеведческие)
  3. Продолжить формировать умение применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в практической деятельности.
  4. Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе как части речи.

Система: Л.В. Занков.

Программа: А.В. Полякова.

Тип урока: обобщение знаний

Форма проведения урока: деловая игра.

Оборудование: визитки участникам деловой игры, таблички с названием отделов, плакат с надписью «Тихо! Идет заседание редакционного совета», макет газеты, карточки с эпиграфами о глаголе, карточки с глаголами для рубрики «Историческая справка», таблицы для исследования частотности использования глаголов в словарях, анкеты «Как правильно сказать?», заполненные детьми, иллюстрации глаголов, задания на карточках, таблички с названиями печатных изданий.

 Х о д  у р о к а.

I.Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте поприветствуем, друг друга и всех, кто заглянул к нам. Наверное, никто из наших долгожданных учителей и руководителей и предположить не мог, что окажется не просто на уроке, а на настоящем заседании редакционного совета. Некоторые из взрослых хотели отдохнуть от всевозможных совещаний, собраний, советов, но не тут то было! Мы с вами постараемся показать, как трудно приходится работникам печатных изданий, когда близится выход очередного номера газеты.

II.Актуализация опорных знаний

Учитель: Скажите, а есть ли у нас опыт в подготовке рукописных или печатных работ?

Дети вспоминают о подготовке творческого проекта, о выпуске школьной или классной газеты.

Учитель: Тогда вы были немного помладше, но готовить небольшие издания у вас получалось отлично. Давайте вспомним, какая огромная работа была проделана нами при подготовке нашей рукописной книги «Простые страницы». Итак, как же все началось…

Показ презентации творческого проекта, краткие комментарии детей.

III.Определение темы и целей урока.

Учитель: Вот и настала пора раскрыть все секреты… сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Итак, переносимся в уютное, светлое помещение издательства газеты «Наша речь». Атмосфера накалена до предела. До выхода очередного номера газеты осталось совсем мало времени. Каждый из вас является работником определенного отдела. Деление на отделы просто необходимо для четкого выполнения заданий.  Познакомьте, пожалуйста, нас с обязанностями и задачами каждого отдела.

Отдел писем. Руководитель отдела – (фамилия и имя ученика).

Мы занимаемся изучением писем, присланных в редакцию, выбираем лучшие из них для публикации в газете, готовим ответы на самые актуальные вопросы.

Отдел информации. Руководитель отдела – (фамилия и имя ученика).

Мы занимаемся изучением, отбором материала, распределением его по рубрикам, подготовкой для публикации необходимой информации.

Отдел статистики. Руководитель отдела – (фамилия и имя ученика).

В наши обязанности входит проведение опросов, исследований по определенной теме, подсчет количественных данных, подведение результатов.

Аналитический отдел. Руководитель отдела – (фамилия и имя ученика).

Для нас важно проанализировать полученные результаты, сделать выводы по проводимым экспериментам, исследованиям.

Учитель: Задачи каждого отдела нам понятны. Кроме того, участие в нашей работе будут принимать независимые эксперты, главная задача которых понаблюдать за работой редакционного совета, сделать выводы о проделанной работе, оценить полученные результаты.

Все на своих рабочих местах. Можно начинать заседание редакционного совета..

Почему не начинаете работать? Времени до выхода газеты осталось очень мало. Нужно поторопиться…

Дети не понимают, что нужно делать, с чего начинать. Возникают вопросы.

Учитель: Действительно, заседание должен кто-то вести, руководить работой, распределять задания. Кто это может быть? Кого предлагаете в качестве председателя заседания?

IV.Формирование практических умений

Учитель: Тогда разрешите мне на правах председателя начать работу редакционного совета.

Звук программы «Вести»

Повестка дня: подготовка к выпуску очередного номера газеты «Наша речь».

Тема номера: «Глаголы в нашей речи».

Намеченные цели:  1. Подготовить ответы на письма читателей. 2. Провести исследования по использованию глаголов в разных словарях. 3. Выяснить, допускают ли ошибки  в использовании глаголов ученики. 4. Подобрать материал для размышления читателей. 5 . Оформить газету, оценить результаты.

Учитель: Давайте распределим работу между отделами. На имя отдела писем пришло послание наших коллег следующего содержания. Руководитель отдела, ознакомьте нас с ним.

«Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Наша речь». Мы очень надеемся на сотрудничество с Вами, так как сами только начинаем свою деятельность. В данный момент нас интересует вся информация о глаголе, собранная Вами за долгие годы существования. Для начала убедительно просим Вас помочь в выборе эпиграфа  о глаголе как части речи. Благодарим за своевременный ответ».

                                                                     Редакторы газеты «Части речи».

Учитель: При подготовке к сегодняшнему заседанию, я нашла некоторые строки о глаголе. Вашему отделу предстоит выбрать наиболее точно подходящий эпиграф для публикации в газете наших коллег, учитывая название их издания. Но неплохо было бы подобрать строки и для нашего выпуска, учитывая тему номера. Свое мнение нужно обосновать.

______________________________________________________________________________

«Часть речи,

Которая упала с печи

И ударилась об пол,

Называется глагол» (детское четверостишие)


______________________________________________________________________________

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие» (А. Югов).



«Движение  и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значить дать движение фразе» (А. Толстой).



«Глагол – живая, деловая и деятельная часть речи, которая никогда не сидит на месте (да и на печи не лежит), вся в движении, суетится, бегает» (В.В. Волина).


Отдел писем получает набор карточек с эпиграфами.

Учитель: Для оформления газеты на первую полосу необходимо поместить изображение самого глагола. В результате трудоемкой работы наших читателей, а также художников – оформителей получено множество различных изображений. Выбор остается за вами.

Отдел писем получает набор изображений.

-Постарайтесь правильно распределить задания между всеми работниками отдела, так как вам еще будет нужно выполнить конкурсные задания, которые мы хотим предложить нашим читателям. Но прежде всего мы должны проверить себя: умеем ли мы подбирать наиболее точно подходящие по смыслу глаголы, можем ли заменить так часто используемые нами фразеологизмы глаголами.

Задание №1. Прочитайте текст, подчеркните более подходящие по смыслу глаголы.

Встреча на дороге.

С таким чудом я (встретился / столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса (выбежал / выскочил) лисенок. Шофер остановил машину. Мы ( позвали / поманили) лисенка. Он ближе (подбежал / подскочил / подошел) к машине. Зверек был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в черных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать / разговаривать). Лисенок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела / зашумела) колонна машин. Зверек (бросился / кинулся / метнулся) в лес. Вот так встреча!

                                                                                                                         (По И. Васильеву).

Задание №2. Соедини фразеологизм с близким по значению глаголом.

Повесить голову

Баловать

Дать по шее

Проиграть

Класть зубы на полку

Загрустить

Гладить по головке

Прислушиваться

Зарубить на носу

Запомнить

Бить баклуши

Голодать

Развесить уши

Проиграть

Намылить шею

Бездельничать

Держать ухо востро

отругать

Учитель: Одной из постоянных рубрик нашей газеты является  рубрика под названием «Историческая справка». В этом номере хотелось бы увидеть в ней интересные сведения о происхождении отдельных глаголов. В результате предварительного опроса читателей было выявлено, что многих из них интересует происхождение таких глаголов, как «изумить», №куролесить», «огорошить», «распоясался», «целовать». В обязанности какого отдела входит отбор и обработка материала?

Итак, эту ответственную работу поручаем выполнить отделу информации. Но нам нужно помнить о том, что место для публикации ограничено, выбрать и оформить в виде карточек предстоит только самые необычные истории возникновения глаголов. Необходимую информацию вы получите, используя этимологический словарь.

Отдел информации получает набор карточек с указанием глаголов и этимологические словари.

Учитель: В это время отдел статистики будет проводить научное исследование. Ученые утверждают, что по частоте употребления глагол занимает почетное второе место после имени существительного. Мы с вами можем согласиться или поспорить со знатоками русского языка. Мы попытаемся выяснить, какое место занимает глагол по употреблению в разных словарях: толковом, орфографическом и орфоэпическом, исследуя слова на одну букву. Заполнив таблицу, постарайтесь сделать вывод об использовании глаголов в словарях.

Тип словаря

Данные

Толковый словарь

Орфографический словарь

Словарь трудностей русского языка

Общее количество слов на букву

Количество имен существительных

Количество имен прилагательных

Количество глаголов

Количество наречий

Количество других частей речи

Отдел статистики получает таблицы и словари.

Учитель: нам осталось лишь определить задание для работников аналитического отдела. Недавно мы с вами провели анкетирование среди учеников 4-х классов школы для того, чтобы выяснить верно ли они употребляют в своей речи отдельные глаголы и словосочетания с глаголами.

Анкеты собраны, нужно их проанализировать и сделать выводы. Выполнить отчет о проделанной работе вам поможет таблица.

Варианты

Подчеркнули верно

Подчеркнули неверно

Умеют ли правильно употреблять в речи?

1.

Извиняюсь / извините

2.

Полоскай рот после еды / полощи рот после еды

3.

Иметь значение / иметь роль

4.

Играть значение / играть роль

5.

Я искупалась / я скупалась

6.

Нагинаться / нагибаться

7.

Намокли под дождем / намочились под дождем

8.

Хочем / хотим

9.

Вылазь / вылезай

10.

Кладет / ложит

Итого

Аналитический отдел получает таблицы и анкеты.

Учитель: Отделы к работе готовы? Эксперты наблюдают за работой отделов, делают заметки, чтобы дать заключение о проделанной работе.

Каждый отдел выполняет задание.

Учитель: Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудоемкую работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах. А вот, сколько действий успевает сделать, мы сейчас увидим.

Физминутка.

Лает, квакает, ползет,

Дует, прыгает, идет,

Шьет, на дудочке играет,

Белит кистью, подметает,

Варит, пилит, приседает,

Скачет, ежится, летает,

Бьет, ласкает, кружит, спит,

На заседании сидит.

V.Итог урока

Учитель: А вот это уже про нас с вами. Времени мало. На правах председателя заседания прошу руководителей отделов приступить к предоставлению отчетов о проделанной работе.

Отделы в том порядке, в котором получали задания, отчитываются о работе. После каждого отчета эксперты дают заключение. Результаты, таблицы, карточки располагают на макете газеты.

VI.Рефлексия

Учитель: Посмотрите? Какой получился результат. Очередной номер газеты практически готов к выпуску. Работу, какого отдела хотелось бы отметить? Пока вы были заняты  выполнением своих обязанностей, в нашу редакцию поступило приглашение от трех печатных изданий. Вас приглашают на работу:

- Школьная газета «MIX»;

- Детское издание «Классный журнал»;

-Волгоградская газета «Комсомольская правда».

В каком издании вам бы хотелось попробовать свои силы? Опустите свою визитку в соответствующую ячейку.

Дети определяются с выбором.

Учитель: На правах председателя позвольте объявить благодарность работникам всех отделов за плодотворную работу, наших  гостей за внимание. Номер можно отнести в типографию.

Дети возмущаются, потому что одна из рубрик осталась без статьи.

Учитель: Действительно, название век «Век живи – век трудись!», а видим только чистый лист. Дома вам предстоит составить связный текст на тему «Один день моей жизни», который будет состоять только из глаголов. Чем больше глаголов используете, тем интереснее. Лучший текст будет опубликован в газете! Творческих успехов! Спасибо за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Глагол. Роль глагола в речи.

Разработка урока по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100"....

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...