Проверка слов с парными согласными в корне
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

программа "Школа России"

предмет: русский язык

класс: 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverka_slov_s_parnymi_soglasnymi_v_korne.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мустафина Евгения Александровна

«Школа России»

Русский язык. 3 класс.

Тема урока: Проверка слов с парными согласными в корне.

Планируемые результаты:

  1. предметные УУД - продолжить работу по формированию навыка проверки парных согласных в корне слова;

  1. метапредметные УУД: познавательные УУД – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий;

  1. личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока:

Этап урока

Содержание,  деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

II. Чистописание. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

IV. Подведение итогов. Рефлексия урока.

- Здравствуйте, начинаем урок русского языка.

мороз         Морозко           холод            морозец

- Чем похожи слова? (общее значение, существительные)

- Назовите лишнее слово (холод – неоднокоренное,  Морозко – собственное, морозец – нет орфограммы п/с в корне слова).

- Назовите парные согласные, которые мы произносим на конце корня в словах мороз, Морозко, холод.

- Назовите буквы, которыми на письме обозначили эти звуки.

- Составим цепочку из букв – з, с, д, т, которые обозначают парные согласные по глухости – звонкости.

Ззсдт      Ссдтз         Ддтзс        Ттзсд

- Назовите, какие еще знаете пары согласных по признаку глухости – звонкости.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (открываю тему урока).

- С какой целью мы учимся проверять парные согласные в корне слова?

1) Словарная работа.

- Запишите слова, значение которые я  взяла из толкового словаря Ожегова. При записи слов помните о теме урока.

  1. огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщенным корнем;  морковь
  2. предмет мебели для сна – длинная рама с ножками и двумя боковыми спинками, на которые кладут матрас и постельные принадлежности;  кровать
  3. 1 - население государства, жители страны

2 – люди, группа людей;  народ

  1. участок земли - гряды под овощами, обычно вблизи дома, жилья;  огород

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания слов, безошибочные работы отметьте на полях знаком «+».

- Поднимите руку, кто не ошибся в записи слов.

- Какое слово лишнее? (огород – трехсложное, народ - одушевленное).

- Чем похожи все слова? (существительные, орфограмма – парный согласный в корне слова).

- Как проверить парный согласный в корне слова? (правило)

- Сколько способов проверки знаете?

- Проверим, как использовали эти способы проверки при выполнении домашней работы.

2) Проверка домашнего задания (с. 175, № 193).

- Возьмите в руки простые карандаши.

1в. – отметьте слова, которые проверили изменением формы слова; 2 в. – слова, которые проверили подбором однокоренного слова.

- Будьте внимательны, так как одно и то же слово можно проверить разными способами.

- Проверка (заслушиваются ответы учащихся).

- Всегда ли можно проверить слово двумя способами?

- Какой способ более распространенный?

Физпауза (релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица «Солнечный зайчик»).

- Сядьте удобнее, расслабьтесь. Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щеках, на подбородке. Поглаживайте аккуратнее, чтобы не спугнуть, шею, руки, живот. Поиграл солнечный зайчик и исчез. Откройте глаза и улыбнитесь.

3) Упражнение на отработку умения находить в группе однокоренных слов проверочные.

- Вернемся к теме нашего урока.

- Чем похожи оба способа? (в проверочном слове после парной согласной всегда стоит гласная буква или звук [н]).

- Этот вывод вам пригодиться при выполнении следующего задания.

на доске:

 ходьба    поход    ходок

сторожить   сторож   сторожка  

морковь   морковный   морковка

- Прочитайте слова. Что можете сказать о каждой группе слов? (однокоренные)

- Выпишите сначала проверочное слово, а затем те, в которых надо проверить парный согласный в корне слова (не забудьте выделить орфограмму).

- Ребята, которые уже справились с предложенной работой, выполните задание карточки:

Допиши еще по одному проверочному слову

к каждой группе слов

(слова пиши в скобках)

- Проверка:

- Прочитайте проверочные слова? Почему выбрали именно эти слова? Какие проверочные слова подобрали дополнительно?

 -  Как проверить парный согласный в корне слова?

4) Упражнение в классификации слов.

на карточках (на парте у каждого ученика):

Игру.ка, кни . ка, кату . ка, клю . ка, ло . ка, ко . ка, кры . ка, но . ка, доро . ка, варе . ка.

- Прочитайте. Чем похожи эти слова? (существительные, звук [ш]).

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Ж и Ш)

- Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

(два ученика работают у доски)

- Если затрудняетесь в подборе проверочных слов, воспользуйтесь помощью учебника – с. 78, № 205.

- Ребята, которые  справились с работой, выполните задание карточки:

Допиши по 1 - 2 слова

в каждый столбик.

- Проверка: Проверьте, как выполнили работу ребята у доски, отметьте знаком «+» если вы не ошиблись. Какие слова дописали в каждый столбик?

- Как проверить парный согласный в корне слова?

Физпауза (релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц рук «Спаси птенца»).

- Вытяните правую руку ладонью вверх. Представьте, что у вас на ладони маленький беспомощный птенец. Согреем его. Медленно, по одному пальцу закройте  ладонь, спрячьте в нее птенца, подышите на него, согревая своим ровным спокойным дыханием. Приложите ладонь  к груди, подарите птенцу доброту своего сердца.  Раскройте ладонь. Птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему.

5) Самостоятельная работа с выбором задания.

на доске карточка:

густой су. чик (      )                    

жёсткая шу . ка (     )

высокие ду. ки (     )

трудная зага . ка  (     )

дальняя доро . ка (     )

- К данным словосочетаниям предлагаю вам три карточки разной сложности. Выберите самостоятельно то задание, которое вам нравиться больше, с которым, на ваш взгляд, вы справитесь успешнее.

Спиши, вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочное слово.

Выполни задание жёлтой карточки, составь предложение с любым словосочетанием.

Выполни задание жёлтой карточки, запиши антонимы к именам прилагательным.

(вспомнить, что такое антонимы)

- Проверка:

- Какие парные согласные вставили? Назовите проверочные слова (ученик у доски маркером вписывает пропущенные буквы).

- Кто выполнял задание 2 карточки? Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Кто выполнил задание 3 карточки? Проверьте правильность выполнения по доске (выставляю карточку со словами – антонимами).

- Что общего в словах – антонимах? (орфограмма)

- жидкий

- мягкая

- низкие

- легкая

- близкая

- Весь урок на моем столе стояла  голая ветка. Эта ветка непростая – это ветка знаний. У каждого из вас на парте лежит тесемочка, которая является символом побед и достижений. Я прошу каждого из вас задуматься над тем, чему он сегодня на уроке научился, чего достиг, какой опыт приобрел, какие качества помогли вам справиться с заданиями. Желающие ребята подойдете к ветке знаний, скажете вслух о своих победах и достижениях на уроке и завяжете тесемку. Остальные ребята свои тесемочки завяжут во время перемены.

Спасибо за работу!

Ответы на вопросы

Запись цепочки букв

Запись словарных слов

Взаимопроверка тетрадей

Ответы на вопросы

Выполнение задания учителя

Вывод

Ответы на вопросы

с/р

Дифференцированная работа

Вывод

с/р

Дифференцированная работа

Самопроверка

Самостоятельная разноуровневая работа

Познавательные УУД –

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий

Познавательные УУД – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий

Личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс

Материал данного урока создаёт  условия для закрепления  у учащихся умения  проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...

«Строчная и прописная буквы Ю ю». Проверка слов с парными согласными в корне. (удвоенный урок)

№ 32 ( урок по русскому языку в 1 классе)  Тема урока: «Строчная и прописная буквы Ю ю»     № 32 ( урок по русскому языку в 3 классе)Тема: Проверка слов с парными согласными в...

Урок русского языка по теме "Проверка слов с парными согласными в корне". 3-й класс

Конспект урока по теме "Проверка слов с парными согласными в корне" 3 класс...

Проверка слов с парными согласными в корне.

урок русского языка+ презентация  в 3 классе к учебнику Канакиной В.П. с использованием  мультимедийного проектора, интерактивной  доски и   документ-камеры...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Проверка слов с парными согласными в корне"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку. В данной презентации представлены интересные материалы....

Разработка урока по русскому языку с элементами МДО "Закрепление знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне".

Мною был разработан урок по русскому языку для учащихся 3 класса по теме"Парные согласные. Закрепление" в технологии МДО....