Проверка слов с парными согласными в корне.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Семенова Татьяна Ильинична

урок русского языка+ презентация  в 3 классе к учебнику Канакиной В.П. с использованием  мультимедийного проектора, интерактивной  доски и   документ-камеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_slov_s_parnymi_soglasnymi_v_korne.rar696.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Проверка слов с парными согласными в корне. 

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.

Цель урока: Развивать умение проверять слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками в корне.

Задачи урока:

 Образовательные:                                                                                                                                  а) добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
б) обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне;
в) учить выделять общие признаки, проводить обобщения, развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:                                                                                                                                  развивать внимание, познавательный интерес, устную и письменную речь, учить чётко и правильно выражать свои мысли.                                                                        

Воспитательные:

а) формировать потребности в здоровом образе жизни;                                                                          б) воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

 Здоровьесберегающие: способствовать сохранению и укреплению здоровья через рациональную смену различных видов деятельности.

Оборудование: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 кл.), дидактический материал ( Канакина В.П. Русский язык 3 кл.),  фонограмма песни “Зима” для проведения физкультминутки,  мультимедийный проектор, интерактивная доска,  документ-камера.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

– Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке царила атмосфера добра, понимания, уважения друг к другу.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Продолжите известную фразу:

Если хочешь быть здоров :(закаляйся, обливайся, тренируйся).     Слайд 1.

На сколько этот призыв  важен ? (Здоровье – самое ценное, что есть у человека, поэтому его надо беречь, укреплять. Для этого нужно делать зарядку, тренироваться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Быть здоровым человеком – это здорово.)

- Кто из вас занимается  спортом, делает по утрам зарядку?                                                                                       - Какое ключевое слово, на ваш взгляд, в этом предложении? [здароф]_-какие буквы в слабой позиции?  

-Можно ли проверить безударную  гласную   ?                                                                                                                          

- Какое правило нам поможет верно написать парную согласную в корне слова?                          - Подберите однокоренные слова к слову  здоров. (Здоровье, здоровенький, здоровенный, здороваться).

-Как вы думаете, какова тема нашего  урока?     Слайд 2.

-Чему мы будем учиться?                                      Слайд 3.

3. Закрепление  понятий во внешней речи.

-Быть постоянно в движении, делать зарядку по утрам- всё это способствует укреплению здоровья,  поэтому и мы начнём с буквенной зарядки.                                                                -Построим пары согласных звуков. А поможет нам предмет без которого не обходятся в таких видах спорта, как волейбол, футбол. (Учитель направляет мяч ученику:            -Б -,В-,Г-,Д-, Ж-.З-. в ответ ученики называют глух. согл. звуки)

Слайд 4.

Молодцы! Вы справились хорошо.

б) Словарная работа.

-Прочитайте глазками данные слова. Что это за слова?  Объясните их написание. (По ходу объяснения учитель переворачивает карточки со словами, где записаны слова со вставленными буквами.)

- б.резка,  зап.д,  д.кабрь,  яг.дка,  м.рковка, в.сток, м.роз, .нварь, т.традка, ф.враль.

 -Какая  еще орфограмма встретилась в этих словах?                                                               -Когда парная согласная опасна?     (Когда она находится в слабой позиции – на конце слова и в середине слова перед другим согласным.)

-На доске графические схемы орфограммы «Парный согласный в корне слова».              -- Выберите слова к этим схемам:

                               

-Как же проверить слова с парными согласными в корне слова? (правило)

- Какие слова остались? Почему?

-Как одним словом назвать декабрь, январь, февраль?                                                                        -Какие это месяцы?                              

  -С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера.              

 -Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).

 -А какие продукты надо употреблять для  профилактики гриппа?                                                             - Среди слов, которые вы назвали, есть ли слова с парной согласной? Объясните их написание.

Мё_,  со_,  чесно_, лимо_, лу_.                              Слайд 5.

-Какое слово не подходит по теме? Почему?  (лимон)

4.Самостоятельная работа с самопроверкой 

а)работав парах с проверкой по эталону .        Слайд 6.

-Посмотрите на экран.

а) ро.кий, сколь.кий, ло.кий, у.кий, бли.кий -1 ряд
б) гла.кий, мя.кий, кре.кий, ре.кий, сла.кий -2 ряд

– Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые находятся в слабой позиции.)  

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать  слова?

-Как проверить парную согласную в корне слова ?

-Выполните задание по вариантам по образцу:  робок – робкий

(Напоминаю правило посадки)

Взаимопроверка по ключу.                         Слайд 7.

-Оцените свою работу с помощью светофора.

Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

г). На доске слова:                                                                                                                          сугро.                      холо.                                                                                                                         гвоз.ь                      слё.ки                                                                                                                  сала.ки                    водола.                                                                                                                    сторо.ка      

Дети выходят по одному, вставляют пропущенную букву и объясняют её написание.                  Слайд 8.               

Работа в парах.     Задание: из третьих букв каждого слова составить новое слово и записать его.

(Получается слово “гололёд”.)    

– Что обозначает это слово?                                 

Из словаря Ожегова:                                          Слайд 9.

“Гололёд – слой льда на поверхности земли или на предметах, образовавшийся после замерзания капель дождя, мороси”.

-В какое время года наблюдается гололёд?

-Вы любите зиму? За что вы её любите?

- А вы любите играть в снежки?

5. Физкультминутка. (Под звучание песни “У леса на опушке жила Зима в избушке”) Игра в «снежки».                                                                                                                                                             (По команде учителя начинают играть и по команде заканчивают.)  После окончания игры ученица собирает снежки в корзину.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.                                                                 а)-Послушайте, пожалуйста, стихотворение Елены Явецкой «Зима-рукодельница» и постарайтесь запомнить больше слов на наше правило.

Учитель читает стихотворение Елены Явецкой “Зима-рукодельница”:

“Снова в заботах Зима-рукодельница:
Пусть потеплее природа оденется.
Много Зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет.
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам варежки вяжет на лапки.
Утром плетёт кружева на окошки
И устилает коврами дорожки…”                                                                                                                            

б) работа с учебником

Упр. 217. Проверка выполненного задания с помощью документ-камеры.                                 -Оцените свою работу.

в) Подбери антоним. Работа в парах.                                 Слайд 10.

– А теперь вас ждёт серьёзное испытание. Как называются близкие по значению слова?

– А противоположные?

Горький плод, далёкий путь, высокий дом, частый гость , густой суп, неуклюжий зверь.

Образец записи:

Сладкий плод, ... . Проверка по ключу .    Оцените свою работу.

7. Обобщение.       Составление схемы.          Слайд 11.                                                                                     Сделаем вывод:

-Где может находиться парная согласная?                                                                                                   – Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова.   –Как проверить парную согласную в корне слова?                                                                                                                  – Подобрать проверочные слова можно двумя способами.

8. Рефлексия учебной деятельности .

-Какую цель мы ставили на уроке?  Достигли ли ее?

Проверим,  насколько крепко запомнили  правило проверки парных согласных в корне слова.

Интерактивный тест на ПК.

- Давайте подведём итог урока .           Слайд 12.

 

     1.                                2.                        3.

1.Я хорошо усвоил тему!

2.  Я ещё затрудняюсь, но  уверен, что справлюсь.

3. Мне нужна помощь.

Кто считает, что его настроение передаёт 1 смайлик, встаньте.

Кто считает, что его настроение передаёт 2  смайлик, встаньте.

Кто считает, что его настроение передаёт 3 смайлик, встаньте.

– Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Прочитайте предложение, выделяя логическим ударением подчеркнутые слова.

Мы сегодня молодцы!                      Слайд13.                                                                                                Мы сегодня молодцы!                                                                                                                      Мы сегодня молодцы!

10. Домашнее задание по выбору:                        Слайд 14.

1)Упр. №218 (Учебник: В.П.Канакина, 3класс);

2)Придумать продолжение стихотворения к упр.216;

2)Задание творческого характера: составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Зимний денёк.

Зимний денёк, чудесная погода, легкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, веселый снеговик.

-Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка слов с парными согласными в корне

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 3...

Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс

Материал данного урока создаёт  условия для закрепления  у учащихся умения  проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...

«Строчная и прописная буквы Ю ю». Проверка слов с парными согласными в корне. (удвоенный урок)

№ 32 ( урок по русскому языку в 1 классе)  Тема урока: «Строчная и прописная буквы Ю ю»     № 32 ( урок по русскому языку в 3 классе)Тема: Проверка слов с парными согласными в...

Урок русского языка по теме "Проверка слов с парными согласными в корне". 3-й класс

Конспект урока по теме "Проверка слов с парными согласными в корне" 3 класс...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Проверка слов с парными согласными в корне"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку. В данной презентации представлены интересные материалы....

Разработка урока по русскому языку с элементами МДО "Закрепление знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне".

Мною был разработан урок по русскому языку для учащихся 3 класса по теме"Парные согласные. Закрепление" в технологии МДО....