Правописание парных согласных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Акимова Любовь Николаевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_parnyh_soglasnyh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание парных звонких согласных.

Цель урока: развитие умения проверять написание слов с парными согласными в корне путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов; сформировать навык подбирать проверочные слова и соотносить букву, которую нужно проверять (орфограмму) с буквой проверочного слова; пополнить активный словарь учащихся «морской» лексикой, активизировать мыслительную деятельность рассуждений, объяснений и доказательств; закрепить способы проверки безударных гласных в корне слова.

Ход урока

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время нашего путешествия встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

III Упражнение в чистописании

Сегодня вас в поход

Поведет штурман-экскурсовод.

- Прочитать стихотворные строчки.

- Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Они обозначают звук, которые в данных словах встречается 4 раза.

- Какие это буквы?

- Какой звук они обозначают?

- Охарактеризуйте звук [т], который есть в данных словах.

[т] – согл., гл., парн., тв.

- Назовите парные согласные.

- Как произносятся звонкие? Как глухие?

- Напишите цепочку парных согласных по памяти.

IV Словарная работа

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, займемся этим и мы. Запишите названия овощей.

- Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.

- Этот овощ получил свое название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

- Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.

помидор, огурец, картофель.

Отправляемся в путешествие тремя экипажами. Капитанами будут ……………. Они будут исправлять положение, если члены экипажа окажутся в затруднительном положении.

V Повторение правописания безударных гласных

1. – Итак, штурман-экскурсовод я.

- Первый остров на нашем пути – остров безударных гласных.

- Жители острова встречают нас с плакатами, прося о помощи.

1 эк.

к.менистое дно        3 члена экипажей работают

к.лючий ерш        у доски

м.л.дая чайка

2 эк.

п.тнистый осьминог

п.л.сатый краб

ск.листый берег

3 эк.

м.рской к.нёк        учитель в это время проводит

с.леные брызги        фронтальный опрос

в.лнуется море

2. Фронтальный опрос

- Как проверить безударную гласную в корне.

- Какие слова называются однокоренными?

Теперь море уже не волнуется. И колючий ерш, и пятнистый осьминог, и полосатый краб, и морской конек спокойно опускаются на каменистое дно. И только молодая чайка следит за волнами, которые солеными брызгами разбиваются о скалистый берег.

VI Работа по развитию речи

- Не торопитесь плыть к следующему острову. Путешествуя по морю, давайте внимательно к нему приглядимся.

- Я подобрала несколько групп эпитетов к слову море. Догадайтесь, по какому признаку составлены эти группы.

1. безбрежное        2. глубокое

бескрайнее        бездонное

громадное

неоглядное

3. изумрудное        4. буйное

серебристое        грозное

черное        кипучее

туманное        штормовое

5. веселое

ласковое

угрюмое

суровое

1 – по величине

2 – по глубине

3 – по цвету

4 – по состоянию поверхности

5 – по состоянию человека, который смотрит на море.

- Выберите понравившиеся эпитеты к слову море, по которому вас хотелось бы плыть.

VII Путешествие в прошлое кораблей

Очень давно древние люди заметили, что упавшее в воду дерево не тонет. Стали переправляться с одного берега на другой на бревне.

Но пойманную добычу на одном бревне невозможно перевезти. Тогда они соединили несколько бревен и получили плот.

Из своих  наблюдений люди сделали вывод, что если конец бревна сделать острым, оно быстрее плывет. А если выдолбить углубление, бревно становится легким и в нем удобно сидеть. Так изобрели челн обтекаемой формы для одного человека.

Людям нужно было более вместительное средство передвижения. Им стала лодка.

Много времени прошло, пока люди стали использовать силу ветра. Так появились первые парусники. Но не всегда дул попутный ветер, и в тихую спокойную погоду парусники стояли в ожидании ветра (моряки говорят: полный штиль).

К тому времени ученые изобрели первый двигатель, который стали использовать на кораблях.

Двигатели усовершенствовались, появились тепловые, электрические, а затем и атомные. Теплоходы, ледоколы, атомные подводные лодки.

VIII Работа над новым материалом

1. Какое из слов «моложе»?

плот, бревно, пароход, лодка

- пароход – какое это слово и как оно образовано?

- Какой звук слышен на конце слова?

- Какой буквой на письме обозначен звук?

- Аналогичная работа со словами.

плот, лодка

2. Фронтальный опрос

- В каких случаях парные согласные надо проверять?

- Какие слова являются проверочными?

- Как проверить парный согласный звук при обозначении его буквой?

3. Работа со словом: бревно

4. Звонкие сонорные согласные.

- Звонкие согласные [р], [л], [м], [н] называются сонорными. На языке древних римлян это слово означает: «звучные». Сонорные – самые безопасные звуки в русском языке: их ни с чем нельзя перепутать, потому что у них нет глухих пар. Они всегда в сильной позиции и в буквах отражаются, как  зеркале.

Сонорные звуки – добрые волшебники. Они не только сами всегда стоят в сильной позиции, но и проясняют звуки, которые находятся в слабой позиции. Стоит какой-нибудь сомнительной «двойняшке» стать перед «волшебником» и вы сразу перестанете в ней сомневаться.

- Проверочными словами при обозначении парных согласных звуков буквами являются однокоренные слова или формы того же слова, в которых после этого согласного звука стоит гласный или согласный [н].

Стихотворение о фонемах

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув  тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

Фонемы – это звуки-смыслоразличители.

5. Удивительные пары

- плоты, плод, тазы, сады, стог, рог.

- Распределите слова в де группы и запишите вместе с проверочными.

- Что интересного заметили?

- Безударную гласную в слове сады мы проверяем словом сад. А конечную согласную в слове сад проверяем словом сады. Оказывается, слова сад и сады друг друга проверяют. Вот какая интересная пара.

Физкультминутка

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

6. Работа с учебником

упр. 221, с.67

7. Тренировочные упражнения

а) кре.кий нео.        у доски работают 2 ученика

у.кий проли.

ги.кий пару.

б) про.ковые попла.ки

ло.кие пло.цы

ро.кие ры.ки

в) К прилагательным подобрать прилагательные антонимы.

- далекий, высокий, горький, частый, твердый, густой, летний.

8. Игра «Слово-магнит»

- Похолодало и мы отправляемся к Северному Полюсу, где царствует Зима.

- Представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита.

- Назовите возможные слова, способные притягиваться к слову Зима.

- Образуем своеобразное магнитное поле слов.

        

        мороз, холод, лед, снег, снегопад,

        снеговик, сугроб, салазки, снежки,

        шубка, шапка, варежки, сапожки,

        глазки, прорубь, айсберг, морковка

IX Домашнее задание

- Зимняя зарисовка с использованием слов с парными согласными.

X Обобщение

- Как проверить парную согласную?

XI Итоги урока

- Что нового узнали из урока?

- С какими трудностями столкнулись?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""

Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"

Урок дает  представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами,    сопостав...

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными

Правописание парных согласных  на  конце слова и перед согласными...