Главные вкладки

    Материал по русскому языку (2 класс) по теме:
    урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

    Ильичева Лариса Михайловна

    Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презентацию, а также самоанализ по  данному уроку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе А  МБОУ СОШ №3

    Дата проведения: 12 декабря, 2012 г

    Тема: «Правописание парных согласных в корне слов.»

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

    Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок по теме «Правописание парных согласных в корне слов»

    Дидактическая цель урока: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Правописание парных согласных в корне слов».

    Задачи урока:

    Образовательная:

     выявить уровень сформированности умения доказывать правильность написания данной орфограммы.

    Развивающая:

    Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

    Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.

    Познавательные: работа с информацией.

    Воспитательная:

    прививать чувство товарищества, взаимовыручки;

    формирование внутренней позиции учащихся

    Методы обучения: деятельностный метод обучения

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

            фронтальная работа;

            работа в группах;

            индивидуальная работа.

    Средства обучения:

    Учебник:  Н.В. Нечаева  «Русский язык» - 2 класс, I часть, «Издательский дом «Федоров», 2011г.

    Тетрадь:  С.Г. Яковлева «Рабочая тетрадь № 2», «Издательский дом «Федоров», 2012 г.

    Презентация к уроку «Правописание парных согласных в корне слов. Правила общения.»

            Карточки-задания для проверки навыков  правописания парных согласных в корне слова

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1.Самооп- ределение  к деятель- ности. Организа-ционный момент.

    (3 мин.)

    ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЛОВОЙ РИТМ.

    -Ребята, давайте возьмемся за руки и образуем круг дружбы.

     -Что вы ощущаете через общее рукопожатие?

    -Это нам поможет в работе на уроке мыслить, рассуждать, не бояться ошибиться, делать выводы?

    -Произнесите вслух свое полное имя, и у кого оно начинается с согласного, займут свои места за партой.

    -Сделайте предположение: почему именно эти дети сейчас привлекли мое внимание сегодня?











    ВЫЯВЛЯЕТ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

    Минутка чистописания

    (слайд № 1)

    -Откройте тетради, записываем  число – сегодня  12 декабря, обозначьте позиции гласных.

    -Давайте произнесем слово: декабря.

    -Назовите  звуки, которые поменялись?

    - Что изменялось  при проверке?

    -Всегда ли надо проверять написание гласных?


     (Слайд  № 2)

    -Прочитайте слова, устно «зашивая» дырочки (называя проверочные слова).

    -Назовите орфограмму данных слов.

    -Назовите  пары согласных, не повторяя дважды одну и ту же.

    (Слайд № 3)

    Какой пары не хватает?

    (Слайд № 4) «Проверь себя»

    Запись образца учителем на доске, с комментированием, прописывание образца в тетради.

    Работа с учебником: -Найдите в «Справочнике правописания» слова на эти буквы, запишите. Обозначьте позиции гласных.

    -Назовите слова, в которых надо проверить парную согласную.

    Итог: -С какой целью мы провели  минутку чистописания?

    -Итак, попытайтесь сформулировать тему урока.

    ПОДГОТОВКА КЛАССА К РАБОТЕ

    Дети встают в круг, держатся за руки, закрывают глаза. «Мы ощущаем руку друга»


    Владислав, Вильдан, Сергей и др.


    -Мы продолжаем тему «Парные согласные в корне»


    Дети занимают свои места, делают пальчиковую разминку (индивидуально)








    ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ  ПО ЧИСТОПИСАНИЮ, УЧАСТВУЮТ В ДИАЛОГЕ





    Е на И, в слабой позиции оказалась А

    Форма слова

    Нет, словарные слова запоминаем или смотрим по словарю


    Дети  по желанию  выходят к доске, работают со словами:  ЛАНДЫШ, АВТОБУС, МОРКОВЬ, ЯСТРЕБ, САПОГ.




    в - ф

    Письмо в тетрадях, повторение правил письма.


    Комментированное письмо: воробей, ворона, февраль

    -Слов на эту орфограмму нет.

    Подготавливали руку к письму, вспоминали правила письма.

    Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2..Актуали-зация знаний и фиксация затрудне-ний в деятель-ности

    (5 мин.)

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ  объектов с целью выделения признаков.

    3.Поста-новка учебной задачи. Закреп-ление  понятий во внешней речи.

    (12 мин.)

    АКТИВИЗИРУЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ. УСТАНАВЛИВАЕТ УРОВЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

    (Слайд № 5)

    «Правописание парных согласных в корне слова. Правила  общения. »


    -Что такое КОРЕНЬ?

     -Какие  ЧАСТИ СЛОВА знаем?

    -Какие правила корня выучили?



    -Что такое  ФОРМЫ СЛОВ?

    -Какие слова называются  родственными?



    (Слайд №6): Предложите задание

    Бума…ка, ю…ка, ска…ка, кру..ка, гря…ка.


     (Слайд №7):

    Работа в парах. Запишите слова в два столбика.


    (Слайд № 8) Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Взаимопроверка.


    Обобщение :-Сколько способов проверки использовали?

    - Какие?

     ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА. РЕШАЮТ ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ  С ПРОГОВАРИВАНИЕМ АЛГОРИТМА ВСЛУХ




    Общая часть родственных слов

    Корень, окончание, приставка, суффикс.

    Безударные гласные в корне – №1

    Парные согласные в корне - №2


    Это изменение одного и того же слова

    Слова, у которых один корень и общий смысл.






    Работают в парах. Обоснование выбора написания парных согласных по алгоритму.

    Флажки, кружка, грядка.

    Юбка, краски.


    Изменяли форму слова и подбирали родственные слова.

    Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов  решения задания, умение произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий парнера.

    Динамическая пауза «В гости к снеговику» (3 мин.)   (Слайд № 9)

    4.Самосто-ятельная работа с самопро-веркой

    (15 мин.)

    ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

    (Слайд № 10 - 5)

    Работа с учебником:

    упр.163:

    - Прочитайте задание, подумайте: все ли понятно?

    (Анализирование заданий к упражнению: найти в третьем предложении слова, обозначающие предмет, соотнеси со схемой. При списывании в словах с пропущенной буквой выдели корень)

    Какие две орфограммы скрываются в слове ш…рокая?

    Все ли понятно в задании?

    Спишите 2 и 3  предложения.


    Для тех, кто закончит раньше, упр. 164

    -Сравнить способы проверки буквы безударного гласного и буквы парного согласного в корне.

     

    Поменяйтесь местами!

    Работа в тетради: задание 69

    -В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их, выписать  их по грамматическим признакам.

    Задание 70

    -Прочитайте задание, все ли понятно?

    Задание выполняем каждый по своему уровню знаний и желания!


    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ОСУЩЕСТВЛЯЮТ САМО(ВЗАИМО)ПРОВЕРКУ, СРАВНИВАЯ С ЭТАЛОНОМ.


    Несколько учеников поясняют выполнение задания. У доски выполняют начало работы по одному ученику, продолжают в тетрадях.



     Взаимопроверка. Комментирование  выполнения работы.


    Выполняют задание в парах, взаимопроверка тетрадей, комментирование.







    Записываем Д/З: т.69,70

    Регулятивные; контроль, коррекция, выделение и осознание  качества усвоения  материала; познавательные: моделирование; логические: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; коммуникативные: инициативное сотрудничество; личностные: самоопределение.

    Рефлексия деятель-ности

    (7 мин.)

    ОРГАНИЗУЕТ РЕФЛЕКСИЮ




    (Слайд № 10 -  5, тема УРОКА)

    -Вернемся к теме урока: Над чем работали сегодня весь урок?

    -Какую тему повторяли одновременно с  темой урока? Почему?


    (Слайд №  11) Работа в парах.

    А теперь пришло время проверить насколько крепко запомнились правила проверки корня: Исправьте ошибки.




    (Слайд № 12) Отправляемся в лес! И сейчас я вам прочитаю небольшой отрывок:


     Снег... Когда он падает, кажется, что все вокруг затихает и по всей земле становится тихо-тихо, как будто она живет ожиданием чего-то необыкновенно прекрасного...
    И душа замирает, словно прикасается к чуду, прикасается к тихой и чистой радости, которая, подобно падающему снегу, сходит с молчаливых небес на притихшую землю... на притихшую землю нашего сердца.
    Что так сильно привлекает сердце, когда оно видит падающий снег?
    Тонкая и несравнимая ни с чем, невероятно возвышенная его чистота... чистота обыкновенного Божественного чуда...
    Симеон  Афонский


    - Какие чувства пробудились в вашей душе?


    (Слайд  № 12)  Самооценка  «светофор».

    ОСУЩЕСТВЛЯЮТ САМООЦЕНКУ СОБСТВННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СООТНОСЯТ ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ, СТЕПЕНЬ ИХ СООТВЕТСТВИЯ.






    На парту раздается  текст с орфографическими ошибками, дети исправляют ошибки.

    Проверка по открывающимся окошкам-исправлениям.



















    -Самооценка деятельности на уроке: одним из трех цветов обозначают свой уровень уяснения темы.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

    Выставление оценок за работу на уроке, комментирование.

    Поставьте оценку своему партнеру, прокомментируйте, как это мы делаем на наших уроках.


    (Слайд № 13) Всем спасибо за работу. До новых встреч!

                                                                    Учитель                                              Ильичева Л.М.

                                                                                                                                                                                               12.12.12

                                                          Карточка-задание для исправления ошибок для учеников

         Снег  укутал диревья. Дуп в мохнатой шабке. На ветках бирез белый иней. Ёлочька спряталась в сугроп. Не страшен диревьям  холот и марос.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ

    урока  русского  языка во  2 классе А по теме:

    «Правописание парных согласных в корне слова»

    (Система развивающего обучения Л.В.Занкова )

    Дата проведения: 12 декабря, 2012г.

    Характеристика класса

    Во  2 А классе обучается 23 человека. Из них 13 девочек и 10 мальчиков. Детей из многодетных семей – 4 человека, из  малообеспеченных – 1 человек, из  неполных

    семей – 5 человек.

    Результаты мониторинга, определяющего готовность детей к обучению в школе, показали, что 4 учащихся имели высокий уровень, 13 – средний уровень и 6 учащихся – низкий уровень подготовки к обучению. Диагностика, проведенная __ ноября  выявила, что 7 учеников имеют повышенный уровень, 14 – базовый, 2 учащихся из-за болезни не приняли участия в проведении мониторинга. По итогам триместра учащиеся достигли следующих результатов по русскому языку: «5» – 3 ученика, «4» - 17, «3» - 3 учащихся, что составляет  СОУ – 65%, абсолютная успеваемость – 100%, качественная – 87%. В классе характерно наличие как гиперактивных, так и инертных детей, поэтому дифференцированная и индивидуальная работа выстраивается с учётом психолого-физиологических  особенностей детей класса. Исходя из вышесказанного была сформулирована дидактическая цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Правописание парных согласных в корне слов», для достижения которой поставлены задачи:

    образовательная:

     выявить уровень сформированности умения доказывать правильность написания данной орфограммы.

    развивающая:

    регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

    коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.

    познавательные: работа с информацией.

    воспитательная:

    прививать чувство товарищества, взаимовыручки;

    формирование внутренней позиции учащихся.

    Характеристика замысла урока:

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

    Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок по теме «Правописание парных согласных в корне слов»

    Методы обучения: деятельностный метод обучения

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

            фронтальная работа;

            работа в группах;

            индивидуальная работа.

    Средства обучения:

    Учебник:  Н.В. Нечаева  «Русский язык» - 2 класс, I часть, «Издательский дом «Федоров», 2011г.

    Тетрадь:  С.Г. Яковлева «Рабочая тетрадь № 2», «Издательский дом «Федоров», 2012 г.

    Презентация к уроку «Правописание парных согласных в корне слов. Правила общения.»

            Карточки-задания для проверки навыков  правописания парных согласных в корне слова

    Структура этапов урока:

    1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    3.Постановка учебной задачи. Закрепление понятий во внешней речи.

    Динамическая пауза

    4.Самостоятельная работа с само(взаимо)проверкой. Домашнее задание.

    5.Рефлексия деятельности.

    Поэтапный анализ урока:

    1. Организация детей на занятия. Мобилизующее начало урока осуществлено в игровой форме и вступительном слове-обращении учителя к детям, что позволило реализовать мотивационный компонент урока, поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.
    2. На минутке чистописания учащиеся не только совершенствовали свой графический навык, но и развивали мышление, внимание, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности. Фронтальная беседа позволила придать этому этапу динамику и разнообразие. Выполнение заданий по чистописанию помогло актуализировать знания учащихся по теме «Парные согласные в корне слова», реализовать одну из воспитательных задач урока.
    3.  Этап сообщения темы и целей урока был проведён на основе адаптированных опор, которые позволили отразить структурные компоненты урока, доступные для их осознания детьми.
    4. Основной этап урока был выстроен на основе сопоставления ранее изученного материала (4 урок – тема «Знакомство с одушевлёнными именами существительными», 5 урок – «Неодушевлённые имена существительные»).

    Этот этап включает в себя:

    - работу с текстом, дополнение текста недостающими именами существительными, позволило провести наблюдение за строительной организацией имён существительных  в речи, разграничить их группы одушевлённых и неодушевлённых.

    Работа осуществлялась фронтально.

    В ходе следующих упражнений в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных для активизации познавательной активности учащихся была применена дидактическая игра «Создаём картину».

    Были использованы интерактивные формы обучения: работа в группах сменного состава (1-й вид – деление на группы мальчиков и девочек для выполнения упражнения в ходе которого учащиеся вычленяли лишние существительные, 2-й вид – деление класса на три группы по рядам для выполнения игрового задания «Конструктор» - составление слов из слогов).

    Кроме того, что эти задания способствовали реализации основных целей урока, они позволили осуществить связь с ранее изученным материалом и повторить «Правописание слов с безударными гласными непроверяемыми ударением», т.е. развитие орфографической зоркости. Обратная связь осуществлялась с помощью сигнальных карточек, что позволило включить во фронтальную работу с классом индивидуально каждого учащегося. На каждый вопрос учителя у каждого ребёнка был свой ответ.

             5) Физкультминутка

    Физкультминутка также не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Это своеобразный структурный этап урока русского языка в начальной школе представлял собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Физкультминутка была специально разработана для данного урока и использована с целью поддержания здоровьесберегающих технологий. В соответствии с заданием учителя дети отвечали определённым движением на звучащую языковую единицу. Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, которая неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.

             6)  Словарная работа на уроке была подготовлена всеми предшествующими его этапами и была логически целесообразна. Ведение нового слова проведено с опорой на  наглядность. Слоговой анализ слова проведён для формирования у учащихся умения переносить слово, нахождение сильной и слабой позиции для развития орфографической зоркости. На этом этапе урока была проведена авторская (Канакиной В.П.) методика работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

              7)  Итогом урока являлась картина, созданная на основе знаний учащихся. При помощи картины удалось осуществить этап систематизации и обобщить знания по теме урока.

              8)  Домашнее задание

    Для развития самостоятельности и творческого мышления учащихся была предложена вариативность в выполнении домашнего здания (подбор групп слов по темам), тем самым реализуется принцип дифференциации и  индивидуализации в обучении.

    В заключении, следует отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные цели достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая). Главное, что работало на их достижение – разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, а  также сюжетная линия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

    Урок по программе Школа России, по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Форма урока - игровая, интегрированная (русский язык и окружающий мир). Включены творческие задания по технологии развивающего обучения....

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Конспект урока русского языка во 2 классе  в рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методаУМК «Школа России»...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Конспект урока русского языка во 2 классе  в рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методаУМК «Школа России»...

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа 2100»

    На уроке сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне  слова;- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;- расширить словарный запас учащихся;-освоение уме...

    Урок русского языка во 2 классе по теме : «Правописание безударных гласных в корне слова (открытие новых знаний)

    Урок русского языка во 2б классе по теме : «Правописание безударных гласных в корне слова (открытие новых знаний)...