Конспект урока по русскому языку.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

На уроках я приучаю ребят использовать словари ( толковый, орфографический, фразеологический).

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. Обозначение их на письме.

Цели: закрепить умение определять ударение в словах, учить писать слова с безударными гласными , подбирать проверочные  слова ,формировать умение грамотно обозначать на письме безударные гласные в формах слова и в корнях родственных слов, работать с различными видами словарей;

Развивать мышление, память, орфографическую зоркость, речь, умение выполнять творческие задания и работать в группах.

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка рабочих мест и работы дежурного.

Игра «Доскажи словечко.»

Нужно для счастья порою немного:

Шоферу - прямая …( дорога),

Летчику - ясное…( небо ),

Прохожему – больше улыбок,

Учителю -меньше  (ошибок).

-Я надеюсь ,что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки.

2.Чистописание.

На доске учитель показывает правильное написание строчной буквы з, ошибки ,которые дети допускают и виды соединений с другими буквами.

-Спишите слова. Для пропущенных орфограмм подберите проверочные слова ( сильная позиция). Обозначьте орфограмму.

з . рно     зв . зда   з . леный    …

-Что общего в этих словах? Откройте толковый словарь на странице 19 и найдите еще одно слово, которое будет продолжением этой строки.

Дети находят слово «зефир» , читают объяснение трех значений этого слова и записывают его.

Игра «Найди лишнее слово» ( зеленый- имя прил.).

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим работу с орфограммой «Безударная гласная»

У- учимся обнаруживать «ошибкоопасные» места (орфограммы) в словах и делать их безопасными (выбор правильной буквы в проверочных, однокоренных словах);

Р – развиваем орфографическую зоркость, работаем с разными видами словарей (толковый, фразеологический);

О – оцениваем свою работу;

К – коллективная работа при выполнении творческих заданий.

4. Работа по теме урока.

а. Классификация слов с безударными гласными.

- Итак, приступим к работе.

Задание 1

- Распределите названные мною слова в два столбика: в первый – с проверяемыми безударными гласными, во второй – с непроверяемыми, т. е. словарные слова. В каждый столбик добавьте по одному примеру. Обозначьте орфограмму. Опасные места в словах проверяйте, если не получается, оставляйте «окошко».

- Напомните, как проверить безударный гласный.

                                                     Если в корне гласный звук

                                                     Вызвал вдруг сомнение,

                                                     Ты его немедленно

                                                     Ставь под ударение.

Учитель называет слова и показывает картинки. На доске прикреплены карточки со словами (они перевёрнуты, закрыты)

                    пчела                              сорока

                    оса                                   заяц

                    лошадь                           воробей

- Давайте проверим. Если вы сделали всё правильно, то ваша работа совпадёт с моими словами (учитель открывает карточки). Дети называют проверочные слова и читают правила на странице 105 в учебнике.

- Что нужно делать, если не можете вспомнить гласную в словарном слове, а в вашем словаре его пока нет? (обратиться к орфографическому словарю).

- Сколько орфограмм в слове лошадь? Назовите виды орфограмм. (3)

- Что общего в этих словах? (существительные, обозначают животных ..., одушевлённые).

б. Проверка безударных гласных в родственных (однокоренных) словах Крылатые выражения – фразеологизмы..

- Мы с вами говорим о том, что в корнях родственных слов безударный гласный звук обозначается одной и той же буквой. Напомните мне, какие слова называются однокоренными.

 Учитель показывает презентацию «Крылатые выражения».

- Прочитайте два крылатых выражения и найдите однокоренные слова (козы, козёл).

         Отставной козы барабанщик.

         Козёл отпущения.

- Какой вид орфограммы в этих словах? Секретом корней родственных слов объясните букву безударного гласного в корне.

Вспомните подсказку, как получить проверочное слово (назвать во множественном числе или ласково). Один ученик работает у доски с комментированием.

- Это родственные слова или форма слова?

Из презентации дети узнают историю происхождения этих выражений.

- Где можно найти объяснение для неизвестных  вам крылатых выражений? (во фразеологическом словаре).

Физминутка.

5.Творческая работа в группах ( по уровням).

-А сейчас вы сможете проверить, научились ли дружно работать. Для работы создадим две рабочие группы. Вы должны пройти два этапа и защитить свою работу.

Этап первый. Каждая команда получает конверт.

-Соберите из пазлов картину и наклейте на верхней части листа.

-Что у вас получилось? ( Снеговик, зимний пейзаж).

Этап второй.

-Теперь свою работу нужно защитить, выполнив задание на нижней части листа.

1-ая группа: к слову » снеговик» подберите 2-3 проверочных слова, обозначьте орфограмму. Составьте одно предложение с этим словом.

…   ,    …   ,   …   - сн.говик.

2-ая группа: прочитайте и озаглавьте текст; в каждое « окошко» вставьте пропущенную букву предварительно записав проверочное слово ( сильная позиция ); обозначьте орфограмму; выделите корень в однокоренных словах.

                                                         ……..

Вот и пришла (…) з.ма! На (…) .ловых лапах блестят (…) сн.жинки. Сухая (…) тр.ва вся в (…) сн.гу.

Защита работ. Выводы.

6. Закрепление  изученного.

Учебник с106.   , упр.185.

«Дидактическая тетрадь по русскому языку, 2-ой класс.» Полникова М. Ю.

С. 27 № 4. Решите орфографические задачи, объясняйте выбор букв (скв о/а рец…).

7.Итог урока. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....