Конспект урока по русскому языку 2 класс - Работа над словарным словом
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

В конспекте предлагается один из вариантов работы со словарным словом "ветер". Отрабатывается материал по теме "Родственные слова и форма одного итого  слова". Предлагается работа по развитию речи с опорой на методику В.А. Синицина. Конспект поддерживается электроннойпрезентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.72 КБ
Office presentation icon prez.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка во 2 классе

 (один из вариантов работы со словарным словом)

Тема: Интеллектуальное и нравственное развитие школьников через совершенствование их языкового мышления и речевой культуры. Обобщение знаний о родственных словах и синонимах.

Задачи:

  1. Развитие творческого и системного мышления мл. школьников.
  2. Расширение словарного запаса учащихся.
  3. Развитие у учащихся орфографической зоркости и умения подбирать родственные слова.
  4. Развитие коммуникативных навыков мл. школьников.

Оборудование.

Индивидуальные карточки.

Электронная презентация.

Словари.

Рабочие тетради.

План фрагмента.

  1. Мотивационный компонент, составление плана работы  – 3 мин.
  2. Актуализация знаний, выход на тему работы – 5 мин.
  3. Работа со словом – 16 мин.
  4. Подведение итогов фрагмента  – 1 мин.

ХОД УРОКА

  1. Мотивационный компонент, составление плана работы .
  1. Учитель и ученица.

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо и что не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

- Я желаю, чтоб вам на уроке было действительно интересно и комфортно.

  1. Составление плана

- Сегодня на уроке все мы - исследователи. Как вы планируете построить наш урок?    

-  Что должно быть в уроке – исследовании?

                                    (проблема)

-   Как решаем?  

                                    ( в парах или группах)

-  С помощью чего?

                                     (учебник, словарь)

- Где и как оформляем, чтоб запомнить и рассказать о своей работе другим?  

                                   (в тетради,  правильно и аккуратно)

- А если устанем?

                                  (физкультминутка)    

  1. Актуализация знаний, выход на тему работы.
  1. Работа на индивидуальных карточках.

- Перед  вами на карточках даны слова. Прочитайте их:  лесок, в лесу, лесной, леса, лес, лесник. Какое задание мы можем дать друг другу?

              (разделить на две группы: родственные слова и форма одного и того же слова)

- Разделите слова на группы и запишите. Обоснуйте свой выбор. Кому нужна помощь консультанта?

- Проверим.

- Какое слово основополагающее?

                                               (лес)

  1. Работа с синонимами.

- Подберите синонимы к данному слову.

                                              (бор, дубрава, роща, чаща)

- Кто может объяснить значение слов «бор»,  «дубрава», «чаща»?

  1. Работа в тетрадях

- Выпишите слова, в которых встретились орфограммы.

  1. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения друг у друга.

  1. Определение темы урока.

- Подумайте и скажите, с чем мы работали сейчас,  и что же мы будем исследовать сегодня на уроке?

                        (работали со словом, значит, будем исследовать  слово)

- А вот с каким словом мы будем работать нам с вами нужно определить.

- Что вы можете сказать об этой записи?

(это буквы, они гласные и согласные, есть буквы, которые не обозначают звука, согласные парные и не парные ит.д.)

- Я уберу буквы, которые не обозначают звука (Ъ и Ь). Используя оставшиеся буквы, составьте слово.

             3.  Работа со словом.

  1. Работа со словарем.

- А где мы можем узнать научное объяснение слову «ветер»?

                                           (в толковом словаре)

- Кого выберем научным толкователем?

  1. Работа в тетради.

- Запишите слово «ветер», поставьте ударение.

  1. Работа в парах.

- Измените слово так, чтоб безударная гласная стала ударной.

- Какой вывод мы можем сделать?

                                        (слово изменить нельзя, оно словарное, правописание нужно запомнить)

  1. Подбор родственных слов.

- Подберите родственные слова к слову «ветер».

                      (ветерок, ветрище, ветреный, ветерочек)

- Что позволяет вам определить, что это родственные слова?

  1. Изобразите слово «ветер», ветерок, безветрие, ветрище.

 

  1. Работа в группах. Игра «Слово-магнит».

- Сегодня мы поработаем в группах. Мы делимся на 3 группы: слова-названия предметов, слова-названия признаков предметов и слова-названия действий предметов. Выберите,  в какой группе вы хотите поработать.

- Мы с вами знаем, что любое слово может быть магнитом и притягивать к себе как положительные слова, так и отрицательные. Работая в группах, подберите такие слова к слову «ветер».

- Послушаем друг друга. Группа №1.

-А вот какие слова выбрал у нас компьютер:

                 «+»                                    «-»

      прохлада                                  страх

      бриз                                           ураган

      свобода                                    север

                                                          смерч

                                                          буря

                                                          вихрь

- Прочитайте. Найдите синонимы.

           (ветер, бриз, ураган, смерч, буря, вихрь)

- Расположите слова по силе природного  явления, начиная с самого слабого.

           (бриз, ветер, вихрь, буря, ураган, смерч)

-  Послушаем друг друга. Группа №2.

-А вот какие слова выбрал у нас компьютер:

                       «+»                                    «-»

                  нежный                             злой

                  прохладный                    ураганный                

                   легкий                             северный  

                  игривый                            холодный

- Прочитайте. Найдите синонимы.

                        (легкий – игривый, северный - холодный)

 

    - Послушаем друг друга. Группа №3.

-А вот какие слова выбрал у нас компьютер:

                   «+»                                       «-»

             обдувает                                 рвет

             играет                                   хлещет

             шевелит                                 бьет

            ласкает                                  гоняет

  - Прочитайте. Найдите синонимы.

                                    (хлещет- бьет, обдувает-ласкает)

- Какие слова нам больше нужно использовать в общении друг с другом, чтоб нам всем было уютно, комфортно?

                             (слова с положительной энергетикой)

  1. Задание по выбору.

-  Как много слов мы вспомнили и узнали вновь. А какие задания можно придумать  с этими словами?

              (найти орфограммы, составить словосочетания, предложения, рассказ, сделать фонетический разбор, морфологический и т.д.)

- Я предлагаю вам три задания:

         - составить словосочетания;

           - составить предложение;

          - составить текст из 3-4 предложений.

-Кто хочет, может работать в паре.

- Кому нужна помощь консультанта?

- Послушаем друг друга.

4.Подведение итогов  фрагмента.

- Мы очень хорошо поработали. Посмотрите на экран и поделитесь своим мнением об уроке.

   

     

Дети предлагают варианты, учитель располагает на доске иллюстрированный вариант работы.

На партах лежат индивидуальные карточки с заданием. Дети работают на них.

В классе ежедневно выбирается консультант по предметам, который может  оказать помощь одноклассникам.

Слайд 1.

Слайд 2.

Дети работают в тетрадях.

На доске на карточках даны буквы: в, ъ, е, р, т, е, ь

Дети составляют слово «ветер».

Дети выбирают одноклассника, который читает в словаре толкование слова. Слайд 3.

Слайд 4.

Работая в парах, дети пытаются изменить слово, но приходят к выводу, что это невозможно.

Дети делают вывод, что у всех слов разные основы, но один корень.

Дети выбирают группу. Если кто не хочет работать в группе, работает индивидуально.

Проверка идет по группам.

Слайд 5.

Слайд  6.

Слайд  7.

Слайд  8.

Слайд  9.

Выборочная проверка самостоятельной работы.

Слайд 10.

Дети высказывают свое мнение по методике незаконченного предложения.

Меня удивило….

Я научился…

Никогда не забуду…

Обязательно расскажу…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема фрагмента: «Обобщение знаний о родственных словах, синонимах» (один из вариантов работы над словарным словом) Цель: содействовать интеллектуальному, нравственному развитию школьников через совершенствование их языкового мышления и речевой культуры.

Слайд 2

Лес Лес лесок лесу лесник леса лесной о лесе Родственные слова Форма слова

Слайд 3

Однокоренные слова Лес Бор Дубрава Роща Чаща

Слайд 4

Ветер – движущийся поток воздуха.

Слайд 5

Родственные слова ветерок ветерочек ветрище ветряная проветрить ветер

Слайд 6

Слова - предметы прохлада бриз свобода удовольствие отдых страх ураган север вихрь буря

Слайд 7

Смерч Вихрь - вихрь разрушительной силы, поднимающий столбом воду, песок. порывистое круговое движение ветра. Буря - ненастье с сильным ветром.

Слайд 8

Ураган – ветер разрушительной силы

Слайд 9

Слова - признаки нежный прохладный легкий игривый Слова - признаки нежный прохладный легкий игривый сильный злой холодный северный ураганный

Слайд 10

Слова - действия обдувает играет шевелит ласкает срывает хлещет гоняет бьёт

Слайд 11

Задание по выбору составить словосочетание составить предложение составить текст из 3-4 предложений

Слайд 12

Прохлада бриз свобода удовольствие отдых страх ураган север вихрь буря Нежный прохладный легкий игривый сильный злой холодный северный ураганный Обдувает играет шевелит ласкает срывает хлещет гоняет бьёт

Слайд 13

Поделись мнением… Меня удивило… Я научился… Никогда не забуду… Обязательно расскажу… На следующий урок…

Слайд 14

Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Презентация к уроку русского языка для работы над словарным словом"Сапоги"

Презентация к уроку русского языка  (1-2 класс) для работы над словарным словом "Сапоги"....

Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития цен...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.

Исследовательская работа на уроке русского языка на примере слова "воробей"...

Конспект урока по русскому языку «Способ выделения основ в словах. Словарный диктант, непроверяемая в написании» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования представления об основе как части слова; формирование умения находить основу. Планируемые результатыПредметные:знать поняти...