Конспект урока по русскому языку «Способ выделения основ в словах. Словарный диктант, непроверяемая в написании» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вилкова Кристина Сергеевна

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования представления об основе как части слова; формирование умения находить основу. 

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятие об основе как значимой неизменяемой  обязательной части слова;
  • уметь сконструировать способ выделения в слове основы;
  • уметь развивать внимание, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

Личностные: 

  • уметь развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • уметь развивать навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 381.83 КБ
Файл Презентация162.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Дата: 26.02.2019                                                                                                       ФИО учителя Кожевникова Т. И.

 Школа: 148                                                                                                           ФИ студента Вилкова К., 36 гр.

 Класс: 2 «Б»                                                                                                         ФИО методиста Галиуллина Н.К.

 Кабинет: 221                                                                                                                                                                                         

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Способ выделения основ в словах. Словарный диктант, непроверяемая в написании» 

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования представления об основе как части слова; формирование умения находить основу. 

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятие об основе как значимой неизменяемой  обязательной части слова;
  • уметь сконструировать способ выделения в слове основы;
  • уметь развивать внимание, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Личностные: 

  • уметь развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • уметь развивать навыки сотрудничества.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., 2 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

-Присаживайтесь. Посмотрите на экран, прочитайте предложение и объясните его смысл: «Труд - это радость!».

-И мы тоже постараемся на уроке работать так, чтобы труд нам был в радость. Я желаю вам успешной работы!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Читают предложение. Размышляют.

- Труд приносит людям радость, потому что человек, таким образом, совершенствуется, развивается, достигает своих целей.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный, частично-поисковый, языковой анализ: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

2 мин

-Над какой темой вы работали на уроках русского языка?

- Кто скажет, что такое окончание? Хорошо. Молодцы.

-Если отбросить окончание слова, остается еще одна часть. Кто назовет, что остается? Зачем она нужна? Какая у нее работа?

Выделяют необходимую информацию

Учились выделять окончания

https://pp.userapi.com/c847121/v847121355/1a493a/zfrd3zJPVns.jpg

Основа, от нее образуются новые слова, в ней заключается значение.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный,

частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

7 мин

-Прочитайте высказывание, в котором от двух названий предметов оставлены только их окончания:

 У Миши есть …и и …и.

-Понятно ли, что есть у Миши? А что же все-таки понятно из этого высказывания? Хорошо.

-Прочитайте то же высказывание, в котором пропущены только окончания тех же слов:

 У Миши есть рыбк… и птичк… .

-А теперь понятно, что есть у Миши?

-А одна ли у него рыбка или много? А птичек сколько? Почему это не понятно из второго высказывания?

- Так какую же работу выполняет в слове та его часть, которая остается, если отбросить окончание?

- Как вы думаете, какая из двух частей слова главная? Основная? Часть слова, которая сообщает о числе предметов, называется окончанием. А как бы вы назвали другую его часть? Попробуйте самостоятельно сформулировать, что же такое основа.

-Давайте с вами откроем учебники на стр.8 и прочитаем что же такое основа слова.

-Итак, кто же догадался какая тема нашего урока?

-Какие мы с вами цели поставим на урок?https://pp.userapi.com/c845419/v845419230/1aafd5/6oDmh_oeedk.jpg

Читают высказывание.

У Миши есть …и и …и.

Нет. Ничего не понятно, потому что это окончания слов.

Читают высказывание.

У Миши есть рыбк… и птичк… .

Да. Не понятно, сколько птичек и рыбок одна или много. Не понятно, потому что есть слова, но нет окончаний.

Окончание

Основа

Все слово без окончания

Открывают учебники и зачитывают правило.

Основа

Находить основу

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Частично-поисковый, языковой анализ: постановка вопросов, морфемный разбор

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа

-Сейчас откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

- Посмотрите на экран, как выделяется основа слова.    рыбки

-Выделите основы и окончания в словах, которые вы видите на экране. Детское кафе, взрослый кенгуру, интересное кино.

-Удалось ли вам выделить окончание в словах кафе, кенгуру, кино?

-Почему? Молодцы, правильно.

-А есть ли в этих словах основы?

-Назовите их. Правильно молодцы.

-Итак, как определить основу?

-Основа – это обязательная часть любого слова. Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы.

Записывают число.

Смотрят на экран.

Выделяют основу слова и окончание.

Нет.

Во всех этих словах окончание нулевое.

Да.

Называют основы.

Нужно найти окончание и тогда мы сможем выделить основу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Практический: выполняют движения

2 м

Динамическая пауза

Р:саморегуляция как способность к мобилизации

силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения

-Теперь давайте на упр.254 на стр.31. Выполняем по заданию. Вам нужно списать текст и выделить значимые части в словах первого высказывания.

-Теперь давайте прочитаем, с вами как ребята выделяли основу и окончание, и выясним с вами кто прав, а кто нет.

yYLqo0JGhmA.jpg

-Ребята с кем вы согласны? Почему?

-Итак ребята, у разных слов основы разные. Одинаковые основы бывают у разных изменений одного и того же слова.

-Как вы думаете, что нужно дальше нам с вами сделать  что, все усвоили, как определять основу?

-Ребята посмотрите на экран, вы видите задание и слова. Вам нужно записать эти слова в тетрадь выделить основу и окончание.

Выдели окончание и основу слова: Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери. Сейчас один ученик будет читать слова говорить окончание и основу слова, остальные проверяют у себя в тетради.

Списывают текс по заданию.

Читают высказывания и размышляют над ними.

Читают объяснения ребят.

С Машей, потому что сначала нужно найти окончание, а затем основу.

Выполнить задания по этой теме.

Выполняют задание.

Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения письменно по заданию

8 мин

-Откройте стр.34 упр.258 и прочитайте внимательно задание. Вам нужно записать слова в два столбика и подчеркнуть орфограммы слабых позиций. В 1 столбик записываем слова, которые можно проверить, изменяя слово, а во 2 столб слова, в которых орфограммы таким способом проверит нельзя. Выполняет каждый самостоятельно.

-Итак, ребята время вышло, заканчиваем. Теперь возьмите карандаш или ручку другого цвета и обменяйтесь тетрадями со своим соседом, кто сидит один проверяет сам у себя. Посмотрите на экран и сверьте с работой в тетради вашего соседа. Если нет ошибок или есть 1 ош. поставьте оценку 5, если 2-3 ош ставите оценку 4, 4 ош – оценка 3, больше 4-оценка 2. Можете поменяться обратно.

Выполняют задание.

Можно проверить

Проверить нельзя

Слеза(слЁзы)

Ведро (вЁдра)

Тянуть (тЯнет)

Добры (дОбрый)

Глаза (глАз)

Несла (нЁс)

Море

Новый

За партой

Пишет

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль ;

П: поиск и выделение необходимой информации;

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнения по заданию

5 мин

-Теперь посмотрите на упр. 256. Спишите слова. Выделите в них окончания и основы.  Прочитайте задание. Один пойдет работать к доске. Остальные работают в тетради.

-Итак, давайте проверим.

По цепочке называем слово, называем его окончание и основу.

-Сколько разных слов вы записали?

-А есть ли одинаковые слова? Назовите их. (тополь-тополя)

https://pp.userapi.com/c845016/v845016925/1a8041/Pk-LdsxXyGo.jpg

Называют слова с разными основами.

Да. тополь-тополя

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2 мин

Деятельностная

-Ребята, какая тема нашего урока?

-Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

-Что смогли сделать?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке?

-Записываем домашнее задание: выполнить упражнение стр.30 упр.253.

-Спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

 -Основа слова.

Да достигли, научиться находить основу, выделять ее.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Труд – это радость!

Слайд 3

Правило! Часть слова, которая остается, если отбросить окончание, называется основой слова . По основе мы узнаем, что слово называет.

Слайд 4

Тема урока : Основа слова. Цель урока : правильно находить основу и выделять ее.

Слайд 5

Двадцать шестое февраля. Классная работа. рыбки

Слайд 6

Детское кафе, взрослый кенгуру, интересное кино.

Слайд 7

Основа- это обязательная часть любого слова. Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы.

Слайд 8

Выделите окончание и основу слова. Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.

Слайд 10

Критерии оценивания 0 -1 ошибка – «5» 2-3 ошибки – «4» 4 ошибки – «3» Больше 4 – «2»

Слайд 11

Домашнее задание Страница 30, упражнение 253.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"

У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе...

Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"

как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

План-конспект урока по русскому языку "Способ выделения окончания" 2 кл.(учебник Репкина)

План-конспект урока по русскому языку "Способ выделения окончания" 2 кл. (учебник Репкина)...

Конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей". 2 класс. УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 ...