Конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей". 2 класс. УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 класс Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы выделения в слове значимых частей | 133.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Способы выделения в слове значимых частей»
2 класс, УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 класс Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В.
1. Эмоциональный настрой на урок.
Рада видеть вас, друзья.
Поприветствуем гостей и за дело веселей.
Русский язык нас ждёт,
Начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Итак, ребята, у нас урок русского языка. Ребята, а что вы делаете на уроках русского языка?
- Давайте, подготовим наши пальчики.
- Наши руки сжались тесно,
- Что такое, интересно?
- В руки мы бинокль возьмём.
- А потом их развернём.
- 1,2,3,4,5
- Будем с лёгкостью писать.
- Садитесь, ребята. Запишите в тетрадях сегодняшнее число. Классная работа.
- Ребята, отгадайте ребус.
- Правильно, это слово. (Слово)
- Из чего состоит слово? (из букв и звуков) (Буквы и звуки)
- Взгляните на доску. Что вы видите? (Дерево)
- А как вы думаете, что общего между словом и деревом?
- У вас на партах лежит изображение дерева. Вспомните и назовите, из каких частей оно состоит (корень, ствол, крона, ветви с листьями). А только ли у деревьев такие части? (еще у растений). А без какой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение и удерживает его на земле? (без корня) Так что же общего между словом и деревом? Если мы посадим семя любого растения, то прорастать оно начнет с корня. Так и слова, тоже начинают расти с помощью корня. Послушайте одну историю. (Вешать листочки на доску)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот еще посадки рядом
Вот садовник идет
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Давайте прочитаем какие слова появились на нашем дереве? (Сад, рассада, посадки, садовник.)
- Давайте запишем эти слова в тетрадь.
Сад, рассада, посадки, садовник.
- Теперь выделим в этих словах значимые части слова.(Прикрепляю табличку Значимые части слова)
- С какой части слова начнем? (с окончания) («Окончание»)
- Что такое окончание? (Окончание – изменяемая значимая часть слова.) (Появляется знак Окончание»)
- Отсекаем окончание в наших словах. Докажите, что это окончание.
- После окончания, какую значимую часть слова выделяем? После окончания? (основу) («Основа»)
- Что такое основа? (Основа – это обязательная часть слова без окончания)
Давайте выделим основу в каждом слове.
- Что общего в этих словах? (Корень). Можно ли их назвать родственными? (Да)
- Какую общую часть они имеют? (Сад)
- Так что же такое корень? (Корень – это общая часть родственных слов).
- Как выделить корень? Выделите корень во всех этих словах.
- Итак, ребята, в каком порядке мы выделяем значимые части слов?(Памятка).
- Как вы думаете, вы уже всё-всё знаете про слова в русском языке? Будете ли вы ещё на уроках узнавать что-то новое о частях слова?
- Ребята, перед Вами лежат 2 дерева. Я вас прошу сейчас нарисовать листочек на первом дереве.
А как вы послушайте.
- Если вы считаете, что не очень хорошо знаете эту тему, вам ещё надо поучиться находить значимые части слова, то вы рисуете листочек на самой нижней ветке.
- Если вы считаете, что хорошо знаете эту тему, можете справиться с заданиями с помощью учителя, то нарисуйте листочек на средней веточке.
- А если вы считаете, что отлично знаете эту тему, можете полностью самостоятельно справиться со всеми заданиями, сможете самостоятельно находить и выделять все значимые части слова, то нарисуйте листочек на самой верхней веточке. (слайды 5,6).
- Ребята, я вас прошу сейчас на первом дереве нарисовать листочек.
3. Определение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какой будет тема урока сегодня? А поточнее наша тема: Способы выделения в слове значимых частей. Чему мы научимся на этом уроке? Какие знания мы должны закрепить? (научиться находить и выделять значимые части в слове)
4.Работа с учебником.
Посмотрите на нашем дереве еще висят листочки. Давайте, заглянем в один из них, что же там находится. А там находится задание.
- А сейчас, ребята, откройте свои учебники на с.76. Найдите упражнение 295. Кто сможет прочитать текст?
- О каких корнях говорил Петя? (о корнях деревьев)
- А теперь давайте найдем корень в словах дуб и ёлка.
- Петя считает, у какого дерева корень короче? (у дуба)
- Какой лист у дуба? (дубовый)
- Большой - дуб, а маленький как называют? (дубок)
- Можно ли слова у дуба, дубовый, дубок назвать родственными, однокоренными? (Да) Почему? (У них общее значение и они произошли от слова дуб) Какая общая часть у этих слов? (Корень дуб) (Дуб)
5. Физминутка
- Подберите и запишите родственные слова к слову ёлка и выделите во всех словах значимые части.
Ёлка, ёлочка, ель, еловый, ёлочный.
А я посмотрю, кто сделает быстро и правильно.
Самостоятельная работа.
Проверка.
Молодцы.
- С чего начинаем выделять? Взгляните на памятку.
- Какие слова ёлка, ёлочка, еловые? (родственные) Почему? (У них общее значение и общая часть)
- Так какой же корень у этих слов? (Ёл) (Ёлка)
- Посмотрите на эти корни!
- Так у какого слова корень длиннее?(у слова дуб) Ск-ко букв в корнях дуб и ёл?
- У кого было такое мнение, что корень у дуба длиннее, чем у ёлки? (у Маши) Маша права? (Да)
- Но ребята, посмотрите наши слова состоят же еще из звуков? Давайте составим звуковую запись, транскрипцию этих корней. Сколько звуков в корне дуб? (3) Давайте произнесем эти звуки.(д у б) Сколько звуков в корне ёл? (3) Давайте произнесем эти звуки. (й о л)
-А теперь сравним количество звуков в этих корнях. (Количество звуков одинаковое)
-Так чем же измерял длину корней Алёша? (звуками)
- Давайте вспомним: Петя измерял корни деревьев, Маша – с помощью букв, а Алеша – с помощью звуков. Так кто же из детей прав? (Все правы со своей точки зрения. Потому что у каждого из них своя мера.)
Молодцы. Мы выполнили это задание.
6. Давайте, заглянем еще в один листочек на нашем дереве. Там есть еще одно задание. (Игра интерактивная «Найди своё дерево»). А теперь поиграем в игру «Найди своё дерево». (Каждому ряду дается свой корень и нужно найти однокоренное слово)
7. Рефлексия
-Ребята, перед тем как закончить наш урок, давайте вспомним тему и цель нашего урока.
Как вы думаете, была ли достигнута цель сегодняшнего урока?
-Ребята закончите предложения:
На уроке по теме:
«Способы выделения в слове значимых частей»
- Я узнал (а)………..
- понял (а) ………
- научился (лась)……..
-А теперь, ребята, вернемся к нашей второй елочке и зафиксируем результаты своей работы на сегодняшнем уроке.
Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему урока, полностью самостоятельно справлялись с заданиями, то нарисуйте на втором дереве листочек на самой верхней веточке.
Если вы считаете, что хорошо поняли тему урока, справились с заданиями хорошо, но вам помогали…, то нарисуйте листочек на средней ветке вашего дерева.
Если вы считаете, что плохо поняли тему урока, не смогли справиться с заданиями так, как хотелось и вам надо ещё поучиться, то нарисуйте листочек на самой нижней ветке.
Ребята, у кого листочек на самой нижней ветке? Поднимите руки.
-А у кого листочек на средней ветке? О чем это говорит?
А у кого листочек на самой верхней ветке? Как это замечательно! Значит, эти ребята уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.
А теперь сравните листочки на своих деревьях. У кого листочек по сравнению с листочком на первом дереве поднялся на веточку выше. Прекрасно. Какие вы молодцы!
-Спасибо за хорошую работу на уроке! Дальнейших вам успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова...
Конспект урока по русскому языку "Выделение предложения из текста"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ...
Конспект урока по теме "Способ выделения в слове окончания"
Тип урока: открытие “нового” знанияЦель урока: формирование представлений о способе выделения окончания и умения выделять окончания в словах.Задачи урокаДидактические:Повторить определение...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание значимых частей слова"
правописание значимых частей слова...
Открытый урок по русскому языку по теме Распознавание значимых частей речи"
Тип урока: обобщение и ситематизация знаний. Дети научатся выделять значимые части слова....