Конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей". 2 класс. УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 класс Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Способы выделения в слове значимых частей»

2 класс, УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 класс Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В.

1. Эмоциональный настрой на урок.

        

Рада видеть вас, друзья.

Поприветствуем гостей и за дело веселей.

Русский язык нас ждёт,

Начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Итак, ребята, у нас урок русского языка. Ребята, а что вы делаете на уроках русского языка?
  • Давайте, подготовим наши пальчики.
  • Наши руки сжались тесно,
  • Что такое, интересно?
  • В руки мы бинокль возьмём.
  • А потом их развернём.
  • 1,2,3,4,5
  • Будем с лёгкостью писать.
  • Садитесь, ребята. Запишите в тетрадях сегодняшнее число. Классная работа.

- Ребята, отгадайте ребус.

- Правильно, это слово. (Слово)

- Из чего состоит слово? (из букв и звуков) (Буквы и звуки)

- Взгляните на доску. Что вы видите? (Дерево)

- А как вы думаете, что общего между словом и деревом?

- У вас на партах лежит изображение дерева. Вспомните и назовите, из каких частей оно состоит (корень, ствол, крона, ветви с листьями). А только ли у деревьев такие части? (еще у растений). А без какой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение и удерживает его на земле? (без корня) Так что же общего между словом и деревом? Если мы посадим семя любого растения, то прорастать оно начнет с корня. Так и слова, тоже начинают расти с помощью корня. Послушайте одну историю. (Вешать листочки на доску)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот еще посадки рядом

Вот садовник идет

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Давайте прочитаем какие слова появились на нашем дереве? (Сад, рассада, посадки, садовник.)

- Давайте запишем эти слова в тетрадь.

Сад, рассада, посадки, садовник.

- Теперь выделим в этих словах значимые части слова.(Прикрепляю табличку Значимые части слова)

- С какой части слова начнем? (с окончания) («Окончание»)

- Что такое окончание? (Окончание –  изменяемая значимая часть слова.) (Появляется знак Окончание»)

- Отсекаем окончание в наших словах. Докажите, что это окончание.

- После окончания, какую значимую часть слова выделяем? После окончания? (основу) («Основа»)

- Что такое основа? (Основа – это обязательная часть слова без окончания)

Давайте выделим основу в каждом слове.

- Что общего в этих словах? (Корень). Можно ли их назвать родственными? (Да)

- Какую общую часть они имеют? (Сад)

- Так что же такое корень? (Корень – это общая часть родственных слов).

- Как выделить корень? Выделите корень во всех этих словах.

- Итак, ребята, в каком порядке мы выделяем значимые части слов?(Памятка).

- Как вы думаете, вы уже всё-всё знаете про слова в русском языке? Будете ли вы ещё на уроках узнавать  что-то новое о частях слова?

- Ребята, перед Вами лежат 2 дерева. Я вас прошу сейчас нарисовать листочек на первом дереве.

А как вы послушайте.  

  • Если вы считаете, что не очень хорошо знаете эту тему, вам  ещё надо поучиться находить значимые части слова, то вы рисуете листочек на самой нижней ветке.
  • Если вы считаете, что   хорошо знаете эту тему, можете справиться с заданиями с помощью учителя, то нарисуйте листочек на средней веточке.
  • А если вы считаете, что отлично знаете эту тему, можете полностью самостоятельно справиться со всеми заданиями, сможете самостоятельно находить и выделять все значимые части слова, то нарисуйте листочек на самой верхней веточке. (слайды  5,6).

- Ребята, я вас прошу сейчас на первом дереве нарисовать листочек.

      3. Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какой будет тема урока сегодня? А поточнее наша тема: Способы выделения в слове значимых частей. Чему мы научимся на этом уроке? Какие знания мы должны закрепить? (научиться находить и выделять значимые части в слове)

4.Работа с учебником.

         Посмотрите на нашем дереве еще висят листочки. Давайте, заглянем в один из них, что же там находится. А там находится задание.

- А сейчас, ребята, откройте свои учебники на с.76. Найдите упражнение 295. Кто сможет прочитать текст?

- О каких корнях говорил Петя? (о корнях деревьев)

- А теперь давайте найдем корень в словах дуб и ёлка.

- Петя считает, у какого дерева корень короче? (у дуба)

- Какой лист у дуба? (дубовый)

- Большой - дуб, а маленький как называют? (дубок)

- Можно ли слова у дуба, дубовый, дубок назвать родственными, однокоренными? (Да) Почему? (У них общее значение и они произошли от слова дуб) Какая общая часть у этих слов? (Корень дуб) (Дуб)

5. Физминутка

- Подберите и запишите родственные слова к слову ёлка и выделите во всех словах значимые части.

Ёлка, ёлочка, ель, еловый, ёлочный.

А я посмотрю, кто сделает быстро и правильно.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Молодцы.

- С чего начинаем выделять? Взгляните на памятку.

- Какие слова ёлка, ёлочка, еловые? (родственные) Почему? (У них общее значение и общая часть)

- Так какой же корень у этих слов? (Ёл) (Ёлка)

- Посмотрите на эти корни!

- Так у какого слова корень длиннее?(у слова дуб) Ск-ко букв в корнях дуб и ёл?

- У кого было такое мнение, что корень у дуба длиннее, чем у ёлки? (у Маши) Маша права? (Да)

- Но ребята, посмотрите наши слова состоят же еще из звуков? Давайте составим звуковую запись, транскрипцию этих корней. Сколько звуков в корне дуб? (3) Давайте произнесем эти звуки.(д у б) Сколько звуков в корне ёл? (3) Давайте произнесем эти звуки. (й о л)

-А теперь сравним количество звуков в этих корнях. (Количество звуков одинаковое)

-Так чем же измерял длину корней Алёша? (звуками)

- Давайте вспомним: Петя измерял корни деревьев, Маша – с помощью букв, а Алеша – с помощью звуков. Так кто же из детей прав? (Все правы со своей точки зрения. Потому что у каждого из них своя мера.)

Молодцы. Мы выполнили это задание.

6. Давайте, заглянем еще в один листочек на нашем дереве. Там есть еще одно задание. (Игра интерактивная «Найди своё дерево»). А теперь поиграем в игру «Найди своё дерево». (Каждому ряду дается свой корень и нужно найти однокоренное слово)

7. Рефлексия

-Ребята, перед тем как закончить наш урок, давайте вспомним тему и цель  нашего урока.

Как вы думаете,   была ли достигнута цель сегодняшнего урока?

-Ребята закончите предложения:

 На уроке по теме:

«Способы выделения в слове значимых частей»

  •  Я узнал (а)………..
  •  понял (а) ………
  •  научился (лась)……..

-А теперь, ребята, вернемся к нашей второй елочке и зафиксируем  результаты своей работы на сегодняшнем уроке.

Если вы считаете, что очень хорошо поняли  тему урока, полностью самостоятельно справлялись  с заданиями, то нарисуйте на втором дереве листочек на самой верхней веточке.

Если вы считаете, что хорошо поняли  тему урока, справились с заданиями хорошо, но вам  помогали…, то нарисуйте листочек на средней ветке вашего дерева.

Если вы считаете, что плохо поняли тему урока, не смогли справиться с заданиями так, как хотелось и вам  надо ещё поучиться, то нарисуйте листочек на самой нижней  ветке.  

Ребята, у кого листочек на самой нижней ветке? Поднимите руки.

-А у кого листочек на средней ветке? О чем это говорит?

А у кого листочек на самой верхней ветке?  Как это замечательно! Значит, эти ребята  уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

А теперь сравните листочки на своих деревьях. У кого листочек по сравнению с листочком на первом дереве поднялся на веточку выше. Прекрасно. Какие вы молодцы!

-Спасибо за хорошую работу на уроке! Дальнейших вам успехов.


C:\Users\Gilya\Desktop\Лоси\К уроку_.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...

Конспект урока по русскому языку "Выделение предложения из текста"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА             ...

Конспект урока по теме "Способ выделения в слове окончания"

Тип урока: открытие “нового” знанияЦель урока: формирование представлений о способе выделения окончания и умения выделять окончания в словах.Задачи урокаДидактические:Повторить определение...

Открытый урок по русскому языку по теме Распознавание значимых частей речи"

Тип урока: обобщение и ситематизация знаний.  Дети научатся выделять значимые части слова....