Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

На уроке ребята упражняются в правильном написании существительных с шипящими на конце, используются разнообразные методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_urok_russkogo_yazyka.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Цели:

1.Совершенствовать умение различать род имён существительных.

2.Формировать навык правописания существительных с шипящими на конце.

3.Воспитывать сознательное отношение к учебному труду.

Ход урока

– С какой темой мы познакомились вчера на уроке? (Существительные с шипящими на конце). Какие шипящие вы знаете? (ш,ж,ч,щ,ц).

- Сегодня вспомним, как пишутся существительные с шипящими на конце и поучимся правильно писать такие слова.

- Прочитайте и объясните значение:

Книга – лучший товарищ.

- Найдите слово на изучаемую орфограмму. (Товарищ). Почему так написали? (Слово «товарищ» мужского рода, у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется). Какая ещё орфограмма есть в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная о).

- Ещё в этом предложении видите орфограммы? (В слове «лучший» сочетание ши пиши с буквой и).

- Запишите предложение в тетрадь.

Сценка.

Жили-были три рода: Мужской, Средний и Женский. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить ь среди шипящих согласных ш,щ,ч,ж. И тогда Средний род сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите ь Женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду ь. С тех пор на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.

- Перед вами 2 дома, в одном из них живут слова с ь, а в другом – без ь. Сейчас вы будете почтальонами, у вас письма (карточки со словами). Если у существительных после шипящих пишется ь, вы несёте письмо в дом с ь, если ь у существительных не пишется – в другой дом. Выбор объясните.

Слова на карточках: печь, помощь, вещь, мышь, ночь, кирпич, мяч, плащ, луч, врач.

Остальные дети записывают слова в 2 столбика: в левый – с ь, в правый – без ь.

- Какие слова записали в первый столбик? Во второй? Почему?

- На крыше дома с ь живёт Карлсон. Поможем ему приземлиться рядом с тем словом, в котором после шипящей пишется ь .

Слова: трубач(?), ключ(?), силач(?), полноч(?), обруч(?), грач(?).

- Почему Карлсон приземлился возле слова «полночь»?

- Карлсон очень любит сладкое, угостим его компотом. Чтобы съесть ягодку или фрукт, надо выполнить задание, которое записано на обратной стороне. Поможем Карлсону с выполнением этих заданий.

- Заменить одним словом, оканчивающимся на шипящую и записать с объяснением. (По одному выходят к доске, снимают ягодку, читают задание, а записывают слова за доской). Остальные пишут эти слова в тетради. После работа проверяется (доска открывается). Дети объясняют написание.

Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

Маленький ребёнок (малыш)

Очень сильный человек (силач)

Человек, играющий на скрипке (скрипач)

Неправда (ложь)

Сооружение для отопления помещений и приготовления пищи (печь)

Растение, из молотых зёрен которого пекут ржаной хлеб (рожь)

- А сейчас Карлсон посмотрит, как мы умеем находить ошибкоопасные места в словах и объяснять их.

Ночь в лесу.

Вокруг была лесная глушь. Тропинка привела нас к сторожке. Сторож предложил для ночлега шалаш. Ночь стояла тихая. Чуть слышно шелестел камыш.

- Найдите слова с изучаемой орфограммой. На какие орфограммы ещё встретились слова?

- Выпишите предложения с существительными женского рода с шипящими на конце. Разберите их по членам. Проверка с места.

- Карлсон прилетел с заданием.

- Определите часть речи. Почему так считаете? В каком числе стоят эти существительные? Измените их так, чтобы они стояли в единственном числе. Запишите. (Взаимопроверка).

Чижи –

Врачи –

Вещи –

Лещи –

Грачи –

Мыши –

Кирпичи –

Ткачи –

Картинный диктант. На доске показ картинок, дети в тетрадях самостоятельно записывают слова, обозначающие эти предметы. Проверка с помощью сигнальных карточек.

Итог.

- Чему учились на уроке? (Правильно писать существительные с шипящими на конце)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

С помощью разнообразных методов и приёмов ребята упражняются в правильном написании имён существительных с шипящими на конце....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Тест по русскому языку. Тема «Правописание имён существительных с шипящей на конце».

Тест по русскому языку. Тема «Правописание имён существительных с шипящей на конце»....

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки....

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...