Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кокорина Софья Михайловна

Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_s_aktivnoy_otsenkoy.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»  

Урок с использованием метода активной оценки 

МБОУ СОШ № 137 г. Новосибирск. 
Кокорина С.М.
учитель начальных классов 

Опора учащихся на ранее приобретенные знания: умение различать части речи, знания о значимых частях слова, определение орфограмм, умение определять морфологические признаки имен существительных
^ Цели урока:

  • Создать условия для формирования представления о написании ь знака после шипящих у имен существительных, навыка определения слов с данной орфограммой, способов проверки;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса обучающихся, развитию связной речи;
  • прививать интерес к изучению русского языка.


Цели урока для учащихся:

После сегодняшнего урока вы сможете:

  • находить слова с мягким знаком после шипящих у имен существительных;
  • узнать морфологические признаки, которые необходимо определять для правильного правописания орфограммы.
  • научиться способам проверки, с помощью алгоритма.

 
Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Русский язык: учеб. для 3 класса Канакина , карточки с именами (фамилиями) учеников, карандаши зеленого и красного цветов, карточки желтого (НАШТОБУЗУ №1) и белого цветов (НАШТОБУЗУ №2), карточки с заданием для самостоятельной работы, сигнальные (цветовые) карточки, толковый словарь.


^ НАШТОБУЗУ №1 (что ученики должны уметь к концу урока):

  1. Знаю, как пишутся имена существительные с шипящим согласным на конце слова. 
  2. Знаю морфологические признаки имен существительных.
  3. Умею работать по алгоритму. 


Ход урока:

  1. Интеллектуально-мотивационная разминка. 
  • Ребята, на доске записан девиз нашего урока: 

Человек без знаний, что птица без крыльев.

Как вы понимаете эту пословицу?

  • Подберите еще пословицы и поговорки, которые на ваш взгляд, по смыслу наиболее подходят к девизу урока.


2. Чистописание.

  • Определите слово, которое мы сегодня будем каллиграфически прописывать на минутке чистописания: это слово обозначает предмет живой природы, отвечает на вопрос кто?, мужского рода, трехсложное  и не является главным членом предложения (человек).
  • На второй строке запишите слово с разделительным мягким знаком (крылья)
  • Я желаю вам, ребята, чтобы эта пословица стала девизом не только сегодняшнего нашего урока, но и всей вашей жизни. А на уроке желаю вам хорошего рабочего настроения. А теперь и вы выскажите друг другу пожелания (2-3 ученика вытягивают палочки с именами одноклассников и дают им советы и напутствия).
  1. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
  • Ребята, чтобы узнать тему нашего урока,  Предлагаю вам поиграть в сыщиков.
  • Прочитайте слова, записанные на доске, мысленно вставляя, если это нужно, пропущенные буквы:

Крыл…я, рол…, реч…, дерев…я, метел…, мыш…, стат…я, коп…ё, сирен…, т…ма, глуш…, ноч…,

  • - Что общего у данных слов? (Ответы учащихся ответов учеников.)

    - Чем отличаются слова? (Ответы учащихся)
    - Какие слова, и по каким признакам можно исключить из ряда слов?

    Двое учащихся у доски вставляют пропущенные буквы (выбор учащихся с помощью палочек с именами). Остальные учащиеся работают самостоятельно. 


    Проверка (можно фронтально или взаимопроверка). 
  • Мы должны оставить на доске только те слова, в правописании которых мы сомневаемся.
  • Что вы можете сказать про данные слова? (Любые предположения детей.)
  • Какой общий признак у этих слов?
  • Возможно, вы что-то заметили? Поделитесь своими наблюдениями.
  • Правильно! Все эти слова имена существительные, женского рода и оканчиваются на шипящий звук.
  • Мы можем сделать вывод прямо сейчас?
  •  Мы должны разобраться в этом вопросе, ведь существуют и другие существительные, которые тоже оканчиваются на шипящий согласный звук.
  • Предлагаю воспользоваться карточкой, которая находится у вас на партах и с помощью цветных карандашей подчеркнуть слова с мягким знаком после шипящих – красным, а без мягкого знака – зеленым.

  Грош, камыш, ключ, дочь, завуч, сторож, кирпич, матч, ералаш, дичь, тишь, стриж, печь, полночь, мякиш, сушь, меч, тушь, пустошь, москвич, шалаш,, муж, чиж, мелочь, брошь, ткач, мяч, гуляш, луч, смерч, репортаж, течь, корж, скрипач, страж, лещ, роскошь, речь, плач, ёрш, марш, борщ, царевич., Можем ли мы сейчас сделать вывод?

  • Молодцы! Я предлагаю проверить совпадает ли наш вывод с выводом в нашем учебнике

Работа над темой урока. 
Прочитайте в карточке желтого цвета (
^ НАШТОБУЗУ №1) то, что вам уже стало известным, и что еще предстоит узнать на уроке в дальнейшем.

Дрож.., нож…, врач…, вещ…, гараж…, пейзаж…, рож…, чертёж…, глуш.., фарш…, ландыш…, трубач…, циркач…, мыш…, экипаж…, упряж…, плащ…, душ…, калач…, богач…, ноч…, лож…, малыш…, помощ…, грач…, манеж…, молодёж…, , багаж…, товарищ….



Физминутка

Открытие детьми нового знания. (Работа в группах)

-  Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично.  

                         Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
  8. Сделайте вывод.

Слова на карточках:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.

 - Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

 - Как это показать схемой?

 - Нам необходимо составить  совместный план действий – алгоритм.

Обсуждение.

 (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).



^ НАШТОБУЗУ №2 (карточка белого цвета): 

  1. Найти слова с шипящим согласным на конце слова.
  2. Вставить и подчеркнуть ь знак
  3. Если сможешь, то приведи пример еще 2-х слов с ь знаком после шипящих
  4. Желаю удачи!

    Взаимопроверка по карточке 
    ^ НАШТОБУЗУ №2 (сигнальные карточки: зеленая – задание выполнено правильно, желтая – допущена 1ошибка, красная – несколько ошибок).
  1. Ключевой вопрос по теме урока.

Что надо знать, чтобы правильно написать слово с шипящей на конце слова?

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

2. Разделительный мягкий знак пишется…

а) между согласной и гласной в корне слова;

б) между двумя согласными;

 в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

5. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

Самооценка.

Д/З

Найти загадки, чтобы отгадками были слова с шипящими согласными на конце для книжки загадок с изученными орфограммами.

6. Рефлексия. 
Отметьте в карточке (НАШТОБУЗУ №1) карандашом зеленого цвета те вопросы, которые у вас не вызывают сомнений по теме нашего урока, а в которых вы затрудняетесь – красным.
Обменяйтесь карточками и просмотрите их. 
Спросите у соседа, возможно, он сможет вам доступно пояснить то, что вам непонятно.
Просигнализируйте, если сегодня на уроке я все понял – зеленый цвет;
не понял или затрудняюсь – желтый;
нуждаюсь в помощи друга или учителя в некоторых вопросах – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка в з классе "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся....

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...

технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»

Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...