Урок русского языка в з классе "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Рыбаконенко Елена Анатольевна

 Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka3kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе  на тему:

«Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»                                                                        

Программа «Начальная школа XXI века», учебник  «Русский язык», ч.1, С.В.Иванов

Цель урока: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.

Задачи:

 Образовательная                                                                                                                               - выработать алгоритм правописания имен существительных с  основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать  орфографические навыки, информационные навыки; учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

Развивающая
- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, память, речь учащихся, интерес  к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Воспитательная 
- воспитывать  любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.

 Оздоровительная                                                                                                                          - создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

 Компетенции:

Учащиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

Учащиеся должны уметь:

-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;

- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;

- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

- работать в  парах и группах;

- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам  решения учебной задачи.

Тип урока: ОНЗ.

Вид урока:

комбинированный

Оборудование:

- карточки для работы творческих групп;                                                                                                                                                                  - карточки с заданиями для исследовательской работы в группах;                                                             - карточки с заданиями разного уровня;                                                                                           - опорные карточки со словами “речь”, “мяч”, «ь»;
- опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах;                                     - опорная таблица с алгоритмом;                                                                                                   - учебник русского языка для 3 класса С.В.Иванова (1часть)                                                           - рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №1

Ход урока

I. Введение в урок.

1.Учитель:  Надеюсь, что сегодняшний урок  принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!                                                                                                        Наш урок пройдет под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

2.  Мозговая гимнастика.

- Чтобы активизировать работу головного мозга, выполним мозговую гимнастику.

 а) «шапка для размышлений»

б) « точечный массаж» – (№1, №2,№3).

 в) пальчиковая гимнастика:

- Чтоб красиво нам писать, нужно пальчики размять (упражнение «пальчики здороваются»).                                                                                                                                      Ученики:  Вот и встретилась семья, рад тебя увидеть я, всех мы в гости пригласили, всех здороваться учили.

 II. Чистописание.

ь ь ь ь ь ь ь ь

-А что это за буква « ь»? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). 

-Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?

-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверное, узнаем о нем что-то новое)

декабрь, коньки, вьюга, воробьи, метель, деревья  (На доске)

 - Что объединяет все эти слова?

 -На какие 2 группы можно разделить эти слова?

1) ь – показатель мягкости согласного,

2) разделительный мягкий знак.

 - Запишите слова в 2 столбика.

III. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется ь знак? ( Наблюдение над словом.)

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (Да)

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце.

IV. Возникновение проблемной ситуации.

-  Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий – мяч.

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?                                                

Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса. ?

- Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

И тема нашего урока звучит так: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

V. Открытие детьми нового знания. (Работа в группах)

-  Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично.  

                         Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
  8. Сделайте вывод.

Слова на карточках:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.

 - Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

 - Как это показать схемой?

 - Нам необходимо составить  совместный план действий – алгоритм.

Обсуждение.

 (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

Идет озвучивание алгоритма детьми.

- Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.  

Д: - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. Это орфограмма.                              

          У:     -  Так запомним — род мужской                                                                                                                                                                   Гонит Мягкий Знак метлой.                                                                                                            - Женский род — наоборот,                                                                                                  Мягкий Знак в друзья берёт.

Дети хором повторяют за учителем.

  1.    Работа с учебником (правило).

 -  Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?

(Чтение правила на странице 142.)

 -  Правы ли были мы с вами?

VII. ФИЗКУЛЬТРАЗМИНКА.

- А сейчас мы с вами нарисуем носом взаимосвязь живой и неживой природы. 

                (рисование носом: облако, ёлочку, снежинку)

VIII. Закрепление полученных знаний.

 - Предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом». Вы должны не просто отгадать загадки, но и записать слова – отгадки, объяснив изученную сегодня орфограмму.

 Игра.

Горчица оставляет во рту … (горечь)

Плохое настроение вместе с капризами – (плач)

Морской, речной бывает он – (пляж)

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

(Смерч)

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(Ключ)

Утка в море,

Хвост на заборе.

(Ковш)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(Мышь)

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

А потом вдруг убежала.

(Ёж)

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

 (Мяч)

Зимой дрова ест, а летом спит.

 (Печь)

Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мама в ней бельё стирала.

А потом, а потом

Я купался под дождём.

(Душ)

  IX. Работа в паре.

-- Задание № 1 в рабочей тетради №1 на странице 47.

Проверка.

 X. ИГРА «Хлопки» (стоя) – разминка.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж

 XI. Работа в группах.

- Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из наших карточек разных цветов.

Главное, правило  помните.

О каких правилах надо помнить, работая в группе?                                                                                  - будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена   группы;

- помогайте друг другу в работе;

- отстаивайте свою точку зрения.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Синяя карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный

Зелёная карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

 (Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

XII. «АРХЕОЛОГИ»

-Давайте  представим, что мы с вами археологи,  и  нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуем  догадаться, где надо написать ь:

                Мелесная  девеч(?)   притясла  комейный  берж (?).

 XIII. Физминутка.

Мы сейчас пойдём направо! 1,2,3!

А теперь пойдём налево! 1,2,3!

Быстро к ёлке соберёмся! 1,2,3!

Так же быстро разойдёмся! 1,2,3!

Попляшите, наши ножки! 1,2,3!

И похлопайте в ладошки! 1,2,3!

Мы легонечко привстанем! 1,2,3!

И на место тихо сядем! 1,2,3!

 XIV. Работа  в центрах по интересам.

-  Предлагаю поработать в центрах по интересам  (в творческих   группах). 

1 центр «Знатоки»: Докажите правильность написания  слов, найдите  «лишнее» слово. Составьте предложение с одним из слов.

глушь, молодежь, врач, карандаш, камень

2 центр «Строители»: соберите рассыпавшиеся слова и запишите их правильно: (слова с шипящим на конце)

лашша- (шалаш), чьдо (дочь), лачси ( силач), щалп (плащ), жейзап (пейзаж)                 

3 центр  «Редакторы»: составьте стихотворные строчки, используя слова:

        Тишь               Калач           Матч

        Мышь             Силач            Мяч

 Творческие центры рассказывают о своей работе и оценивают работу друг друга.

- А сейчас проведём небольшой тест и проверим свои знания.

XV. «Бегающий» диктант.

         Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.             Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз.

- Взаимопроверка.

XVI. Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется

а) между согласной и гласной в корне слова;

б) между двумя согласными;

 в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

Самооценка.

XVII. Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Что было легко? Что было трудно?

Кого из учеников могли бы отметить за работу?

Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

    XVIII. Домашнее задание.

  1. Для тех, кто любит материал посложнее,- выписать из сказок А.С. Пушкина 5 предложений со словами на новую тему.
  2. Кому было трудно на уроке, выполнят упр.3, на стр.144.
  3. Всем: стр.142, выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных"

Урок открытия новых знаний. В конспекте есть ссылки на использование электронных образовательных ресурсов на данном уроке....

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....

урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...

Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"

методическая разработка урока по теме " Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"...